Характеристика развития ППУ в риме



Рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени развития в Римском обществе.

Организация Римской империи была завершена в 1 веке до н.э.

В конце 2 века н.э. римское общество впадает в кризис. Государство разделяется. В восточную и западную империю.

ППУ Рима имели много общего с греческими ППУ.

В политической теории Рима отражен повышенный интерес к правовым средствам закрепления своего господства. Римлян крайне волнуют чисто юридические вопросы.

Идея мирового господства Рима.

ППУ Цицерона

Цицерон говорит, что человек создает государство в силу тяги к общению. Но также государство создается с целью защиты имущественных интересов граждан.

Божественный разум - это единый высший закон. Ему должны соответствовать писанные законы. Права мудрых и достойных граждан, вытекают из естественного закона.

Цицерон ввел понятие республика, определив государство, как дело народа.

Политический идеал Цицерона – аристократическая, сенатская республика. На теоретическом уровне он обосновывал свой идеал учением о смешанной форме правления. Ссылаясь на греческих мыслителей, он различал 3 формы государств:

· Монархия – царская власть. Лучшая по мнению Цицерона

· Аристократия – власть оптиматов

· Демократия – власть народа

Каждая из этих форм неизбежно вырождается, что приводит к возникновению таких порочных состояний государства, как тирания, олигархия и охлократия. Порочное состояние уже не является формой государства, поскольку в нем царят произвол и насилие, а значит распадается государство, как объединение граждан.

       Наиболее устойчивой формой правления Цицерон считал смешанное государство, которое сочетает все 3 формы государства. Монархические начала были представлены властью консулов, аристократические – правлением сената, а демократические – народным собранием и властью трибун. Таким государством и являлась Цицероновская аристократическая, сенатская республика.

 

Политико Правовые Идеи раннего христианства. Августин Аврелий.

В 1 веке нашей эры в Риме сложилась и стала распространяться новая мировая религия – Христианство.

Западная Европа

Особенности средневековой ПП мысли в ЗЕ

 

Схоластика Фома Аквинский

Политические и правовые идеи средневековых ересей

Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского.

Годы жизни – 1270-1324.

Он считал, что причиной войн и смут, мешающих, упорядоченному общежитию это неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законно.

       Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства.

       Марсилий различает 2 вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения:

1. Божественный закон – указывает на пути достижения общего блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед богом.

2. Человеческий закон – целью его является правда и общее благо, прочность и твердость власти. Различая правомерное и неправомерное, он устанавливает справедливость. Соблюдение данного закона обеспечивается принуждением.

Из различия двух видов законов проистекает разграничение целей, сфер и методов деятельности церкви и государства. К ведению церкви относятся только божественные, но не человеческие законы. Служа высшей цели, церковь не должна вмешиваться в мирские дела. Духовенство имеет право только учить, праповедовать, но никак не принуждать. Наказывать грешников может только бог.

Учение Падуанского отрицало правоверность церковного суда, инквизиционных трибуналов и любого принуждения в делах религии. Даже еретик может быть наказан только богом на том свете. В земной жизни его можно изгнать, если его учения вредны для общежития. Но само изгнание может осуществить только князь, а не священник. Священник это медик душ, у которого есть право учить.

Падуанский высказывался за реформу церкви, за выборность священников и отмену ряда привелегий папы.

Весьма своеобразно Падуанский решает проблему человеческого закона. Этот закон должен приниматься народом. Народ это совокупность граждан или важнейшая их часть. Такой порядок принятия и изменения человеческих законов предопределяется их целью.

Принятые народом законы выражают общее благо. народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал. Эти законы всем известны, большинству граждан принадлежит наибольшая сила для принуждения непокорных к соблюдению законов. Каждый может заметить упущения и предложить способы их устранения.

Столь же своеобразно решается проблема правительства, приводящего закон в исполнение.

· Он выдвигает и обосновывает принцип подзаконности всех действий правительства, которое для того и создано, чтобы исполнять законы, определяющие цель и порядок общежития.

· Исполнитель законов должен избираться тем же, кем закон установлен, то есть народом. Обосновывая выборность правителя Марсилий разбирает и сопоставляет 13 доводов в пользу наследственной и избирательной монархии. В результате, наилучшей он признает избирательную монархию, где пожизненно избранные народом и ответственные перед ним правитель правит на основе законов.

Показательно, что Марсилий говорит о народе, как о большинстве граждан, прямо определяя сословия. Главное сословие – военные, священники и судьи. К простому народу он относил земледельцев, ремесленников и купцов.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!