Особенности развития политико- правовой мысли в Греции



Лектор: Тихонова

Предмет и метод ИППУ

Понятие и структура политико-правовых доктрин

Предмет ИППУ – теоритически-оформленные доктрины (учения), взгляды право и политику.

За время ИГП возникло множество политико-правовых доктрин.

Всем этим концепциям присуще общее начало. Все они:

· Отражают отношения отдельных групп к государству и праву

· Строятся на свойственной эпохе идейно-идеалистической основе

· Содержат решения основных проблем ТГП

Политико-Правовая Доктрина (ППД) состоит:

· Теоретическая основа – связана с другими нормами общественного сознания, с мировоззрением эпохи

Выраженное в категориальном аппарате содержание – теоретическое решение общих проблем ГП. Обширная и завершенная система взглядов.Сложился традиционный круг вопросов, решение которых образуют содержание ППД.

1. Вопрос о происхождении государства

2. Связь государства с обществом и личностью

3. Связь с отношением собственности

4. Проблемы формы государства, его задач, методов политической деятельности

5. Связи государства и права

6. Вопрос основных принципов и норм права

7. Проблемы прав личности

 

· Программные положения – это оценки ГиП, цели и задачи политической деятельности и борьбы.

Общечеловеческие и социальные ценности

Это ценности которые значимы для всех культур

Содержание ИППУ

Методологические принципы:

· Историзм – призван вскрыть поступательный процесс познания ГиП, политики, ступени из прогрессивного или регрессивного движения. Нельзя приписывать мыслителю то, чего он не говорил. Нельзя вырывать слова мыслителя из контекста и конкретной социально-политической обстановки

· Объективность – означает истинное отражение государственно-правовой действительности и взглядов на данные вопросы в научном знании, воспроизведение ее такой, каком она существует реально

· Плюрализм – позволяет учитывать противоречивые взгляды по одному и тому же учению. И при этом позволяет создать наиболее приемлемую систему

Методы ИППУ:

1. Формально- логические методы

a. Анализ

b. Синтез

c. Индукция

d. Дедукция

2. Историко –правовой

3. Сравнительно-правовой

Политико-правовые учения в странах древнего мира

 

Особенности развития ППУ в странах древнего мира

Древнейшие ППУ возникли в Египте, Индии, Палистине, Китае и других странах древнего востока.

       Периодизация ИППУ

· Древний мир – до 5 века – политическая мысль не развита. В основном мифообразная идеология

· Средние века – 5-13 век

· Эпоха возрождения и реформации – 14-16 век

· Новое время 17-18 век

· Эпоха свободной конкуренции – 19 век

· Эпоха монополистического капитализма – 19-20 век

На древнем востоке сложился самый ранний тип общества, пришедщий на смену первобытного. Экономически он характеризовался господством натуральног, патриархального хозяйства, устойчивостью государственного права на землю, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности, преобладание общины.

       Исследователи относят древне-восточное общество к так называемым локальным речным цивилизациям земледельческого типа.

       Основная масса населения это крестьяне, объединенные в сельские общины. Государство не играло решающей роли в производстве. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать.

       На содержание политической идеологии древнего востока сказался прежде всего традиционализм общинной жизни. главенствующие место в политической доктрины занимали мифы. Эти мифы связаны с обожествлением существующей власти. А правители считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.

       Политические взгляды были тесно переплетены с мировоззренческими, моральными и иными представлениями.

 

Политическая и правовая мысль древнего Китая

 

Расцвет общественно-политической мысли древнего Китая относится к 6-3 векам до н.э. В этот период в стране происходят глубокие экономические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю.

       Рост имущественной диффернсации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархально-клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией.

       Монархия династии ДЖОУ, державшаяся благодаря авторитету знати распадается на многочисленные враждующие группы. Страну охватывает затяжной политический кризис.

В этот период в общественно политической мысли древнего китая складываются различные направления и школы. Они развивались на основе религиозной идеологии. Поэтому часто использовали одни и теже представления, изменяя их в сооветствии со своей программой

       Наиболее влиятельными учениями китая стали:

· Даосизм

· Конфуцианство

· Моизм

· Легизм

Даосизм

       Основатель – Лао ЦЗЫ – 6 в д.н.э.

В основе учения лежит понятие ДАО (путь). Дао – это правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий

       Дао – абсолютное начало, источник всего сущего.

Человеку Дао это сверхъестественный закон. Перед лицом этой силы человеку остается только осознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь. Осуждает чистолюбие, и ставит выше всего не деяние.

Лао ЦЗЫ призывал правителей силится ближе к земле, восстановить порядки, существовавшие в древности. Отказаться от использования орудий труда и отучить народ от знания. Мудрый государь правит страной при помощи метода не дияния.

Конфуцианство

Конфуций – книга суждение и беседы.

       Главные понятия –

a. «благородный муж», который благороден по знаниям и моральному совершенству. По этим качествам конфуций предлагал выдвигать на гос службу. Главная задача благородных мужей воспитать человеколюбие

b. «человеколюбие» - попечение родителей о детях, сыновья почтительность к старшим в семье. Не делай другим того, чего не желаешь сам.

Модель семейного клана переносится на государство. Правитель отец всем а подданные его дети.

       Конфуций крайне отрицательно относился к законам, а предпочтение отдавал ритуалам

Моизм

       Мо Цзы – книга Мо Цзы

Все равны перед небом. Пригодны На гос службу надо брать хозяйственно мудрых лиц.

       Принцип всеобщей любви- истинное человеколюбие подразумевает одинаковое отношение ко всем вне зависимости от родства. Однако всеобщую любовь Мо Цзы трактовал, как взаимную выгоду

       Идеальная организация власти – государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительной службы. Залогом успешности власти является единообразное исполнение чиновниками воли государя.

       Для установления полного единства государства надо насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять донос.

Легизм

Основатель – Шан ЯН – выступил инициатором реформ по введению частной собственности на землю. Книга – книга правителя области Шан.

       В области управления надо сосредоточить всю полноту власти в руках 1 правителя. Лишить наместников властных полномочий и превратить их в обычных чиновников. Также надо отменить передачу должностей по наследству. На должность надо назначать тех, кто доказал свою преданность государю в воинстве

       Легисты предлагали единый для всего государство закон. Закон для Шан Яна это средство устрашающего превентивного террора.

Особенности развития политико- правовой мысли в Греции

В середине 1 тысячелетия д.н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю.

В греции была «полисная» системы. Полис – это город-государство.

Главный полис – Афины.

В истории возникновений древнегреческих ППУ выделяют 3 периода:

· Ранний период – с 9 по 6 в д н э. это время становление древнегреческого государства.

· Период рассвета – 5 – 4 в д н.э.

· Период эленизма – 4 – 2 д.н э. период упадка древнегреческой государственности

 

ППУ Платона

Првильное государство

1. Вырождение аристократии мудрых влечет утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев из 3 сословия. Так возникает господство сильнейших воинов (тимократия). Эти государства постоянно воюют

2. Олигархия – власть богатых. Постоянная гражданская война

3. Демократия – победа бедняков.

4. Тирания – наихудший вид государства

Отличие диалога государства от диалога закона

· Платон отказывается от коллективной собственности философоф и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля в собственности государства, делится на равные по плодородию наделы, каждый гражданин получает на праве владения надел и дом. Остальное имущество приобретается в частную собственность.

· Деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Если гражданин беднеет или богатеет, то соответственно меняется и его класс

· Земледелие осуществляется полностью за счет рабского труда.

· В диалоге закона Платон подробно описывает организацию государственной власти и законы наилучшего строя. Моральные методы реализации власти он сочетает с правовыми и проводит идею смешанной формы государственности. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных органов – тайное ночное собрание, в которое входят 10 самых мудрых и престарелых лиц. Им вручается верховная власть. Все выборные органы и правители должны следовать закону. Однако мудрецы из тайного собрания стоят над законом так как они знают божественную истину.

Древний Рим


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!