Политика самодержавия в области народного просвещения во второй половине 19 века



С концом крепостной эпохи стало понятно, что уровень образования крестьян катастрофически низкий. В 70-х годах уровень неграмотности сельского населения достигал 85%. Не на много отставали и городские жители, среди которых начальной грамотой владел только каждый четвертый.

Народное образование при Александре II также активно реформировалось.

Улучшить ситуацию удалось благодаря развитию земских и церковноприходских школ, в которых начальное образование получали не только дети, но и взрослые.

Значительно возросло количество высших учебных заведений, а число студентов университетов, по сравнению с первой половиной 19 века, увеличилось в 4 раза.

Университетская реформа была проведена в 1862-1863 гг. По университетскому уставу каждый университет в Российской империи должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Профессора в университетах избирались. Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и получивший среднее учебное заведение. Новый устав предоставил университетам больше самостоятельности, создал условия для научной и учебной деятельности, повысил привлекательность преподавательской работы в университетах для молодых людей.

Среднее образование предоставляли гимназии, в которых ученики изучали гуманитарные и естественные науки. К концу века были открыты несколько гимназий, которые ориентировались на преподавание физики и математики.

В 1871 министр народного просвещения граф Д.А. Толстой провёл реформу среднего образования. Вводился новый тип классических гимназий, в которых были включены латинский и греческий языки в огромном объеме, сильно увеличен курс математики и исключено естествознание, а количество уроков русского языка, литературы и истории было резко понижено, для предотвращения революционных идей.

Бывшие реальные (технические) гимназии были преобразованы в 1872 г. в реальные училища. Выпускников реальных училищ готовили к поступлению в высшие технические школы. Классические гимназии и реальные училища должны были давать законченное среднее образование.

До вступления на престол Александра II в России не было открытых государственных средних школ для женщин. Девушки из обеспеченных семейств воспитывались дома или в закрытых учебных заведениях – институтах благородных девиц. В 1859 г. начались открытия женских училищ, гимназий. Сначала это были 4-классные, затем 6-классные женские средние учебные заведения. Эти заведения взяла под свое покровительство императрица Мария Александровна, и заведование ими сосредоточилось не в Министерстве народного просвещения, а в ведомстве учреждений императрицы.

В Петербурге в 1878 году были открыты первые Высшие курсы для женщин. Позже подобные учреждения появились во всех больших городах империи. В этот периоду женщин появилась возможность получить высшее образование. Ранее это было запрещено на государственном уровне.

Высокие темпы образовательного процесса в послреформенной России дали свои положительные результаты: по состоянию на 1889 год численность неграмотного населения сократилась в 4 раза.

 

 

Общественная мысль и общественное движение 1860

Переходный характер экономики, падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период толкал различные общественные силы России на поиск оптимального пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу. Сохранение сельской общины, самодержавия, крупного помещичьего землевладения, с одной стороны, обостряло противоречия процесса модернизации, а с другой - давало основание для утверждений об особом историческом пути России некапиталистического развития, для распространения социалистических идей.

Общественные движение делится на 3: радикальное или революционно-демократическое, консервативное и либеральное направления общественной мысли.

Консервативное направление. Представители: Победоносцев, Толстой, Катков и Мещерский. Они рассматривали самодержавие как единственно возможную форму правления в России, православие провозглашали основой духовной жизни всей нации, а народность трактовали как отсутствие социальных противоречий в стране единение православного русского народа с царем. Во внешней политике они всячески культивировали и отстаивали идеи панславизма, т. е. единения всех славянских народов под скипетром российского монарха.

Либерально-оппозиционное направление.Представители славянофилы: князь Черкасский, Аксаков, Самарин. Они принимали самые активное участие в подготовке и проведении крестьянской, судебной и земской реформ. По мнению славянофилов, Земский Собор, не ограничивая самодержавной власти монарха, должен стать инструментом единения царя с народом и гарантом от любых революционных потрясений в стране. Основными печатными органами были журналы «День», «Москва» и «Русь».

Представители западники: Чичерин, Кавелин, Шаховской. В отличие от славянофилов, западники, исповедовавшие идею общего цивилизационного развития России и Запада, были сторонниками конституционной монархии и выступали за введение Конституции, созыв законодательного выборного органа власти, значительное расширение полномочий земств и городских дум и за продолжение либеральных реформ. Основными печатными органами западников были два научно-популярных журнала «Вестник Европы» и «Русская мысль».

Западники, и славянофилы выступали за сохранение сильной исполнительной власти и создание в России правового государства и категорически отвергали любые насильственные методы борьбы и ратовали за эволюционный путь развития страны через механизм реформ.

Революционно-демократическое направление. 1860-1870 время расцвета революционно-демократического пли радикального направления русской общественной мысли и зарождения движения революционных народников.

Идеи: Признание капитализма регрессом и упадком в развитии общества. Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянской поземельной общины в частности. В России существуют объективные предпосылки для строительства социализма: здесь сохранилась его готовая ячейка - крестьянская поземельная община, основанная на принципах коллективизма.

Выделяют три основных этапа в развитии революционного движения.

а)1860-е создание революционно-демократической идеологии и первых тайных организации радикалов. Идеи Герцена и Чернышевского: «У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община».

б) 1870 - начало 1880-х гг. - окончательное оформление народнической идеологии и деятельность организаций революционных народников

в) 1880-1890-е гг. - разгром движения революционных народников и становление движения либерального народничества, а также начало распространения идей марксизма и первых социал-демократических организаций. Идеологи народничества — П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев. Подпольные организации «Земля и воля" - пропаганда и "Народная воля"-террор.

 

 

Народничество

Народничество, у истоков которого стояли Герцен и Чернышевский, сложилось в мощное движение со своей идеологией. Защита интересов простого народа, демократизм, отрицательное отношение к буржуазному строю, вера в социалистическую утопию были заимствованы народниками у Герцена и Чернышевского. Влияние последнего было особенно сильным: Герцен высоко ценил гражданские права и свободы, народники же вслед за Чернышевским считали, что социальное освобождение решит все проблемы; за гражданские свободы они боролись постольку, поскольку надеялись с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм.

Направления.

Пропагандистское возглавлял П. Л. Лавров. Он разделял веру в социалистическую утопию, в самобытность исторического развития России, общину как основу ее будущего строя; признавал необходимость социальной революции; критиковал революционный авантюризм, поспешность. Революция, по Лаврову, должна готовиться неустанной пропагандой интеллигенции среди народа, насилие должно быть сведено к минимуму: «Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой».

Бунтарское направление возглавлял М. А. Бакунин. Его анархическое учение говорило об антигуманной сущности всякого государства. Государства следовало заменить свободными автономными обществами, организованными снизу вверх. Бакунин требовал передачи всей земли — земледельцам, промышленности и капиталов — рабочим союзам, упразднение семьи и брака, общественного воспитания детей, уравнения прав женщин с мужчинами. В начале 70-х годов Бакунин сосредоточил свою деятельность на юге Европы.

Заговорщическое направление представлял П. Н. Ткачев. Он видел ближайшую цель в создании хорошо законспирированной дисциплинированной революционной организации, которая, не теряя времени на пропаганду, должна захватить власть. В этом он был близок к «бланкизму» —идеям французского революционера О. Бланки. В отличие от Лаврова Ткачев полагал, что не просвещение народа должно предшествовать революции, а наоборот. После захвата власти уничтожаются консервативные и реакционные элементы и распространяется равенство и братство. В противоположность бакунистам Ткачев оставлял сильное централизованное государство. Идеи Ткачева нашли свое отражение в народническом движении конца 70-х годов.

Весной 1874 г. Развернулось движение “хождение в народ”, цель которого — охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Они вели пропаганду с жителями деревень. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено.

В 1876 г. вновь создана народническая подпольная организация “Земля и воля”, видными участниками которой выступали Михайлов, Плеханов, Перовская, Засулич и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами, политических прав и свобод (слова, собраний, вероисповеданий), создания промышленных и земледельческих ассоциаций (объединений).

В августе 1879 г. “Земля и воля” распалась на две организации: “Народную волю” и “Черный передел”. Чернопередельцы: Плеханов, Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть встала на позиции марксизма.

Народовольцы взяли на вооружение террористическую борьбу. Они считали, что убийство царя и наиболее влиятельных членов правительства должно привести к захвату власти революционерами и осуществлению демократических преобразований. “Народная воля” подготовила 7 покушений на царя Александра II. В результате покушений на императора в народе начались волнения. 1 марта 1881 народники совершили очередной террористический акт, убив императора. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда.

В 80 — 90-е гг. XIX в. усиливается реформистское крыло в народничестве, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 684; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!