Философский рационализм. Общ. Хар-ка



Рационализм(от лат. ratio — разум) — направление в фило­софии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления — онтологи­ческое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализмув основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рациона­лизм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Одна­корационализм не тождественен идеализму, так как смысл рацио­нализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежден­ные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

Основная идея гносеологического рационализмазаключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гно­сеологические рационалисты выступали против средневековой теоло­гии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рацио­налисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философско­го направления, распространенного в новое время, тоже выступав­ших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — "Знание — сила").

Этносы, их происхождение и развитие . Типология этносов.

 «Этнический парадокс» в современном мире.

Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

По мере роста общей численности населения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяло их в территориальном отношении, стимулировало формирование общих экономических, соц. и других интересов.

Типы этносов:

· Род .- группа людей, которая основана на кровных связях.

· Племя. - этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.

· Народность. - окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д. , в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.

· Нация. - в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе.

Причины возникновения биоэтики.

— появление высоких биомедицинских технологий;

— новое понимание прав человека;

— высокая стоимость лечения.

Научно-технический прогресс, затронувший все стороны жизни общества, оказал свое воздействие и на медицину. Под ее контроль попали процессы репродукции человека (возникновение, сохранение и прерывание беременности), ход эмбрионального и плодового развития. Появилась реальная возможность в лечении мужского и женского бесплодия, пренатальной диагностике врожденных пороков и наследственных болезней, сохранении жизни ранее обреченным детям. Вопреки ожиданиям, новые технологии, возникшие на основе биологии и генетики, биохимии и физики, не всегда воспринимаются обществом однозначно, они вызывают не только восхищение, но и упорное противодействие, так как не укладываются в традиционные представления. Тем не менее целесообразность использования новых технологий может быть определена такими понятиями, как потребность, эффективность, риск, стоимость, мораль и право.

11.Билет:

Фил.иррационализм. Общ. Хар-ка.

Иррационали́зм - концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т.п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!