Моральные действия.Специфика моральных действий в медицине



В качестве единичного самостоятельного Д. этика обычно рассматривает акт, приведший к определенному общественно значимому результату (Деяние), обладающий положительным или отрицательным моральным достоинством (ценностью), к-рый можно подвергнуть нравственной оценке и за совершение к-рого человека можно считать ответственным (Ответственность). Моральными нельзя считать такие акты, к-рые имеют чисто физиологическую природу. Это всегда социальный акт, имеющий общественное значение (оказание помощи, выполнение обещания, трудовой подвиг, обман, воровство, предательство). Именно социальная, ценностная, сторона Д. составляет его содержание, к-рое предписывается моральными требованиями и подвергается оценке.

В моральном Д. различают следующие моменты: цель, осуществлению к-рой оно подчинено; использование имеющихся в наличии средств (Цели и средства); волевые усилия и преодоление препятствий, достижение того результата, к-рый предполагается самим характером Д.; наконец, последствия, к. к-рым привело Д. в результате его взаимодействия с внешними обстоятельствами.

Медицинская этика – проявление профессиональной морали во взаимоотношениях участников лечебного процесса.

 

4.Билет:

Фил. Античности.

Античная философия:(6-5 век до н.э. - 6-7 век н.э.) 529 год - император Юстиниан закрывает последние языческие школы.

Периодизация:

1. Натурфилософский этап (главная проблема - проблема устройства космоса, природы, вселенной).

2. Гуманистический этап (проблема человека).

3. Классический (или этап большого синтеза).

4. Этап эллинистических школ (проблема человеческого счастья и смысла жизни).

5. Религиозный этап (связан с переходом от язычества к христианству, попытка оформить языческую религиозную мысль).

6. Зарождение христианства.

Характерные черты:

1. цель познания - истина сама по себе.

2. многообразие философских систем, начало основных философских направлений.

3. нерасчлененность основных философских направлений.

4. сходство философских текстов с мифологическими художественными произведениями.

5. формирование основных принципов философского мышления.

6. человек рассматривается как нравственное существо и как гражданин.

Проблема ценностей в философии и медцине.

Проблема ценностей в медицине имеет два аспекта:

1) как проблема аксиологического опосредования методологии медицины,

2) как проблема социального опосредования здоровья, болезней и выздоровления, профилактики.

Если исходить из того, что основной вопрос философии есть совокупность четырех главных философских проблем – психофизиологической, онтологической, гносеологической, аксеолого-праксеологической, то в этих четырех главных философских проблемах и охватываются основные аспекты природы человека. Все они в одинаковой степени значимы, но в зависимости от цели исследования и теоретического рассмотрения какой-то из них становится главным, подчиняя себе другие. В медицинской сфере главной из вышеназванных философских проблем становится психофизиологическая, рассматривающая человека как индивида. В качестве философской основы теории медицины следует рассматривать концепцию природы человека, которая базируется на современном диалектико-материалистическом решении психофизиологической проблемы и которая включает в качестве логического ядра положение о социально-биологическом единстве человека. В современной философии психофизиологическая проблема перерастает в теорию личности, точнее, в проблему соотношения личности и организма, охватывая, таким образом, всю наличную сумму знаний о человеке как биологическом, психологическом, социальном феномене, и представляет собой интеграцию различных подходов к пониманию человека. Интегративный характер теории личности делает ее не только одним из звеньев взаимодействия медицины и философии, но и одним из фокусов антропологического синтеза многообразных исследований.

 

Моральные отношения.Особенности моральных отношений в мед-не.

Действие – это единичный акт, направленный на кого-то. Когда получен ответ на действие, можно говорить о нравственных отношениях (НО), в которые люди вступают друг с другом.

Основой нравственных отношений являются отношения между двумя индивидами (дружба, любовь, ненависть, верность). НО врача и больного – это разновидность межличностных нравственных отношений. Здесь общей для обоих является одна ценность – здоровье.

НО «индивид – группа» - это нравственно-психологический климат коллектива (моральные проявления: взаимопомощь, ответственность, дисциплина, отчуждение).

В системе отношений «человек – общество» нравственная сторона связана, преимущественно, с действиями индивида, поскольку общество, как правило, предстает в глазах своих членов через интересы и статусы соц. групп, к которым они принадлежат (патриотизм, массовый энтузиазм).

________________________________________________________________

5.Билет:

Фил. Средневековья.

Начало: 1-2 в. Конец: 14-15 в. Отличительная черта ср. философии - преимущество религии мировоззрения. Главная черты мировоззрения средних веков: 1. принцип божественного откровения 2. принцип монотеизма (единобожие). Эти принципы расширяются в особенностях средневекового образа мышления:

  • монотеизм основа мира - единый бог, сверхъестественное существо, кроме него божественного ничего нет. Бог уникален.
  • теоцентризм - Бог не только основа мира, толкование мира не может обойтись без него. Бог - толкование мира. Бог один, но он включает в себя 3 эпостасии: бог - отец, бог - друг, бог - сын, отсюда, бог троичен.
  • антропоцентризм - человек лучшее из божественных творений. Он подобен Богу, и отличается от природного мира. Главный интерес С.Ф. - человек, человек живет по велению Бога, он ведет человека по жизни и поддерживает его. = божественное проведение.
  • новая шкала ценностей: ценными качествами становятся: смирение, покорность, способность к самопожертвованию. Нравственный идеал - Иисус Христос, именно в нем воплощаются все эти качества. Христос - очеловечение Бога, пример полного смирения.
  • познание: занимает особое место в средневековом мировоззрении. - принцип божественного откровения, истина, антологизация (истина уже существует в боге, заключена в Библии, поэтому библия становится источником знания).

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 722; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!