Французский экзистенциализм представлен концепциями Г. Марселя, который разработал его католический вариант, и атеистическими взглядами Ж. П. Сартра, Л. Камю, С. де Бовуар



Процесс формирования этого направления относится к послевоенному времени.

Философское рассмотрение таинства бытия человека опирается на понимание сущности субъектно-объектных отношений. В философии проблема теряет противоположность объекта и субъекта, потому, что здесь невозможно их сверх рациональное единство. Философия отделена от рациональности, противостоит науке и служит основой для возникновения религиозной веры (в этом позиция Марселя близка взглядам Ясперса). Не случайно философию Марселя называют “пролегоменами веры”, введением в религию.
Само существование человека в мире Марсель интерпретировал как связь “Я” и “второго Я”, а не как связь с чужим, безликим “Ты”. Отношения к другому – это “интерсубъективность”, соучастие в жизни другого, любовь к нему. Для Марселя существовать – значит быть любимым.

Современная цивилизация ставит человека в катастрофически несчастное положение, из которого не всегда можно найти нужный в ход. Развитие науки и техники не способно сделать индивида счастливым, а, наоборот, усиливает трагизм его положения в мире. Так, развитие техники, по мысли Марселя, ведет, с одной стороны, к безграничной погоне за богатством и наслаждением, а с другой – превращает человека в вещь, функцию огромного бездушного механизма. Например, М сель оценил выход человека в космос как ловушку, подстроенную человеку дьяволом. Марсель говорит о “поломанном мире”, об обществе, котором перестало биться сердце и где человек ощущает заброшенность и одиночество. Реального выхода из общественного кризиса нет, человек не способен изменить мир, в котором живет, преодолеть отчужденность, реализовать принцип любви к ближнему и создать условия настоящего человеческого существования.

В этой ситуации, считал Марсель, остается единственное утешение – бегство от общества, отход от людей и возврат к Богу, этому на высшему “Ты”. Марсель прямо утверждал, что этот мир – не один и только религия является панацеей от всех бед, только вера может спасти мир от гибели и разрушения. Социальный смысл философии Марселя – не в преодолении реальных причин кризиса, а в преодолении отчаяния верой.

Особое место во французском экзистенциализме занимают труды Сартра. В 40-60-е гг. концепция, выработанная этим философом, являлась официальной идеологической доктриной Франции. В трудах Сартра ощущается влияние Гуссерля, Хайдеггера (“Бытие и ничто”, 1943), а позднее – психоаналитической школы.

Сартр первоначально отклонял субъективно-идеалистическую трактовку человеческого бытия, которую дали Беркли (существовав значит быть воспринимаемым). По его мнению, такие взгляды снижаю творческую активность человека, делают его рабом “другого”, ставят в зависимость от того, кто должен воспринимать или любить.

Для Сартра существовать – значит существовать свободно, осуществлять ничем не предопределенный выбор, выявлять всю безграничность личной воли, проявлять “желание стать Богом”. Исходя и этого, Сартр сформулировал основное назначение философии- рас крыть индивиду его личные возможности, помочь ему обрести настоящую свободу, стать создателем своей судьбы.

Именно это обстоятельство ведет к изменению настоящем экзистенции, формирует непреодолимую преграду для реализации личной , обусловливает ничем не устранимое противоречие. Сущность его заключается в том, что, осознав свою волю, ощущая себя, человек одновременно выступает и как вольный субъект я как объект (вещь, предмет) для мышления другого субъекта. Сартр использовал характеристики последнего обстоятельства гегелевскую модель господского и рабского сознания: в качестве субъекта человек – господин , в качестве объекта, бытия для другого он – раб. Однако, если Гегель говорил о возможном преодолении этого противоречия, то Сартр считал его непреодолимым антагонизмом, который усиливается стремлением человека как можно быстрее достичь полной свободы.

Сартр вошел в историю философии как автор концепции экзистенциальной диалектики, сущность которой раскрывается в попытке вместить принципы гегелевской философии, элементы марксистского мировосприятия и некоторые позиции психоаналитиков. Его взгляды Послужили основой для разработки такого направления современной западной философии как “негативная диалектика” (Т. Адорно). Оценивая результаты своих философских поисков в русле экзистенциализма, Сартр пришел к выводу о безрезультатности сделанных попыток разобраться в сущности человеческого бытия.

В целом философия экзистенциализма, демонстрируя картину противоречий, остается одним из наиболее популярных философских направлений современности. Этому содействует ряд обстоятельств.

· Во-первых, экзистенциалистская проблематика созвучна массовой психологии современного общества с его ощущением катастрофы, всеобщего кризиса; страха перед лицом экологических проблем, войн, политических переворотов, экономической нестабильности и т.д.

· Во-вторых, экзистенциализм свободен от присущих некоторым философским учениям иллюзий о возможности бескризисного развития общества.

· В-третьих, экзистенциализм ставит в центр своего внимания проблему внутреннего мира человека, его надежды, беспокойства, разочарования, что само по себе импонирует массовому обыденному сознанию, мироощущению.

· В-четвертых, философская доктрина экзистенциализма имеет ярко выраженную этическую окраску, что также делает ее более привлекательной в сопоставлении с наукоподобными, абстрактными философскими конструкциями, присущими некоторым современным философским школам.

· В-пятых, идеи экзистенциалистской философии высказаны только в научных статьях и монографиях, а главным образом представлены в романах, драматических произведениях Г. Марселя, А. Камю, Ж. П. Сартра, что делает их доступными не только для философов профессионалов, но и для широкого круга читателей.

Билет 31. Психоанализ.

 

Комплекс психологических теорий и методов психотерапии, Фрейд – основоположник. Психоанализ появился в 1895 году. На данный момент научный статус психоанализа ставится под сомнения. Однако, сомнения не вызывает тот факт, что в XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

 

I. Классический психоанализ Зигмунда Фрейда.

Две составляющие внутренней структуры психического – сознательное и бессознательное. Постановка проблемы исследования бессознательного. Оно содержит болезненные желания, которые изгнаны из сознания и поэтому являются источником внутреннего конфликта. Сфера бессознательного: сны, оговорки, описки, забывчивость, итд.

«Толкование сновидений», «Три очерка по теории сексуальности», «Шутки и их связь с бессознательным». Теория либидо – исходной сексуальной энергии, лежащей в основе всех преобразований влечения. Эдипов комплекс.Структура психического: Оно, Я, Сверх-Я.

II. Аналитическая психология Карла Юнга.

Поссорился с Фрейдом из-за разногласий касательно либидо. Юнг изложил их в работе «Метаморфозы и символы либидо». По Юнгу это универсальная витально-психическая энергия, регрессия которой приводит к возникновению неврозов. Формирование психического происходит в процессе индивидуализации. Бессознательно включает в себя коллективное и безличное – архетипы. «Отношение между Я и бессознательным». Два начала в каждом человеке: анима (архетип женственности, эмоциональное начало) и анимус (мужское рациональное начало).

 

 III. Индивидуальная психология Альфреда Адлера.

Иная трактовка либидо – как стремления к превосходству. «О нервозном характере». Все поступки и мысли человека должны быть истолкованы, исходя из той цели, которую поставил себе человек. Считается, что Адлер реализовал ницшеанские мотивы (см. воля к власти). На первый план выходят проблемы воспитания.

 

 IV. Экзистенциальная психология Эриха Фромма.

Решающее значение для формирования психического имеют социальные связи и отношения. Экзистенциальные противоположности: человек смертен-вечные ценности, человек часть природы-он создает свой культурный мир, человек уникален-стремление найти общее с другими, итд. Каждый выбирает из этих положений, и так рождаются понятия свободы, истины, справедливости, а также ненависть, зло, агрессия.

 

V. Структурный психоанализ Жака Лакана.

Развивал идеи Фрейда. На первый план вышли вопросы, связанные с языком. Монолог в практике психоанализа уступил место диалогу. Стадия Зеркала. Три инстанции психического по Лакану: реальное, символическое, воображаемое.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!