Билет 6. Философия Аристотеля



Билет 1. Общая характеристика, милетская школа.

1. Общая характеристика досократических философских школ.

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

· милетская школа:

· школа пифагорейцев;

· школа Гераклита Эфесского;

· элейская школа;

· атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

ярко выраженный космоцентризм;

повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

поиск первоначала, породившего все сущее;

гилозоизм (одушевление неживой природы);

доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

· выступали с материалистических позиций;

· занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

· пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

· искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

· Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

· первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

· представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

· допускал наличие множества богов;

· считал центром вселенной Землю;

· точно определил продолжительность года – 365 дней;

· сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен(546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

первопричиной всего сущего считал воздух;

выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

 

Билет 2. Пифагор. Гераклит.

Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов.

В сохранившихся работах Аристотель никогда прямо не обращается непосредственно к Пифагору, но лишь к «так называемым пифагорейцам». В потерянных работах (известных по выдержкам) Аристотель рассматривает Пифагора как основателя полурелигиозного культа, который запрещал есть бобы и имел золотое бедро, но не принадлежал к последовательности мыслителей, предшественников Аристотеля.

Платон относился к Пифагору с глубочайшим почтением и уважением. Когда пифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающие основные положения пифагореизма, Платон по совету друзей немедленно их купил за большие деньги.

Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.

В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для «посвящённых», то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н. э. усилиями его последователей (Архит из Тарента, Филолай из Кротона, Гиппас из Метапонта), но сошла на нет в IV в. до н. э., в то время как мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи.

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, они разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

 

Несмотря на встречающееся мнение о том, что Пифагор будто бы был вегетарианцем, Диоген Лаэрский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу, воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальных животных дозволял в пищу.

Против учения Пифагора выступал его современник Гераклит: «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество».

Гераклит.

Положение об абсолютной и безостановочной изменяемости всех вещей считалось уже в древности зерном гераклитизма: его главное слово "все течет". И если Платон дает ему оборот: "что все двигается и ничто не пребывает", то этим дана в то же время обратная сторона утверждения—отрицание пребывающего бытия.

Этим Гераклит «темный» существенно отличается от милетских мыслителей, с которыми принято его соединять под именем «ионийских натурфилософов». Он не находит в доступном познанию мире ничего неизменного и отказывается искать таковое за ним. Разнообразнейшими приемами Гераклит изобразил эту основную истину постоянного превращения всех вещей друг в друга. Из всех сфер действительности выхватывает он примеры, чтобы наглядно показать переход противоположностей друг в друга, в смелых картинах описывает он эту неустанность изменения.

Она для него сущность мира и не нуждается ни в объяснении, ни в том, чтобы быть выведенной из чего-нибудь. Нет действительно существующих вещей, но каждая только бывает и исчезает опять в игре вечного мирового движения. Таким образом, для Гераклита первоначало не есть вещество, пребывающее одинаковым, которое само по себе находится в движении (как у милетцев), но оно (первоначало) есть это самое движение, продуктами которого впервые являются все вещества. Но эта мысль выступает у Гераклита отнюдь не в абстрактной ясности, но скорее в чувственном образе. Уже милетское естествознание обратило внимание на то, что всякое движение и изменение связано с изменениями температуры. Гераклит же решил под влиянием этого, что вечное мировое движение представляется в виде огня. Таким образом огонь для него первоначало, но не как вещество, тождественное самому себе во всех превращениях, а скорее как остающийся всегда себе подобным процесс, в котором возникают и опять исчезают все вещи, следовательно, как сам мир в его непроисшедшей и непреходящей изменяемости.

Исключительная трудность этого строя мыслей бросилась в глаза уже древним, и ей, главным образом, был обязан эфссиец прозванием "темный". Именно здесь-то и выступает та смесь абстрактного и конкретного, наглядного и символического, которая характеризует вообще всю манеру мышления и способ выражения Гераклита. Не вследствие присвоенной оракулам высокопарности, или даже намеренной таинственности, явился этот недостаток его изложения, но вследствие неспособности найти для мысли, стремящейся к абстракции, адекватную форму; наряду с этим нельзя, конечно, не отметить жреческой торжественности тона.

Отсюда борьба с языком, которую отрывки показывают почти везде, отсюда риторическая энергия выражения и набрасывание множества картин, в которых развертывается величественная, часто страшная фантазия.

Что касается специально основного учения, то выражения Гераклита в некоторых местах имеют такой смысл, как будто, со своей стороны, он просто поставил на место воды или воздуха огонь; но если присмотреться пристальнее, то оказывается, что смысл первоначала сделался у него совсем другим. И у него огонь тождествен со вселенной, а с другой стороны с божеством; даже можно сказать, что гилозоистический пантеизм находит в его учении полнейшее выражение. Однако этой единой мировой сущностью служит именно олицетворяющееся в огне движение — само бывание.

Хотя Гераклит и исходит из того воззрения, что это движение —- огонь первоначально и даже составляет конечную причину всех вещей, так что в основании его не лежит непреходящее бытие, но он в нем самом же находит и нечто пребывающее во всяком изменении, таким образом, находит в нем и объект научного исследования; именно — не только в том смысле, чтобы не было «ничего постоянного, кроме перемены», но и в более глубоком значении — что это вечное движение совершается в определенных, всегда повторяющихся формах.

 

Билет 3. Элейская школа.

Элеаты – представители элейской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Ксенофан одним из первых стал бороться с антропоморфизмом в изображении богов. Также он выступал против атлетического идеала. Считал, что у каждого народа свои представления о богах. “Если бы кони или быки, насмешливо говорил Ксенофан, умели рисовать, то и они изображали бы своих боговв видеконей илибыков”. За подобную критику богов его чуть не казнили.

Для Парменида природа не играет никакой роли, два понятия для описания космоса: понятие множества и понятие движение. С него начинается дедуктивной способ мышления в философии. Написал поэму “О природе”.

В центре понятие “бытие”. Бытие целокупно, неделимо, не имеет конца, не имеет цели. Бытие есть, небытия нет. Небытие нельзя помыслить, невозможно высказать, ибо это одно и тоже – быть и мыслить.

Зенон, апории Зенона (апории – неразрешенные логические парадоксы, направленных против трех понятий: движения, множества, понятия места и пространства). Апории и о движении: Ахиллес и Черепаха, Дихотомия, Летящая стрела. Апории о множестве: сущее одно, поскольку оно едино и поскольку оно непрерывно и неделимо.

Элеаты:

· изучали проблемы познания;

· жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

· были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

· считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

· создали онтологию как философскую дисциплину

  • впервые применили в философии дедуктивно-аксиоматический метод

Билет 4. Софисты. Сократ.

 

Приблизительно к середине V в. до н. э. в Греции возникают условия для культурного переворота, который в течение нескольких десятилетий произвел радикальные изменения в образе мыслей значительной части гражданского населения, а также в самом направлении философских знаний. Причиной этому стало развитие греческой политической жизни.

Появляются первые теоретики нового мироотношения - софисты, букв. "специалисты по мудрости", платные преподаватели красноречия, политической добродетели и тд

 

«Старшие софисты»:

Пратогор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий

«Младшие софисты»:

Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах

"Наполовину философы, наполовину политики" (больше не разгадывали тайны природы, а постигали человека во всем его своеобразии)

 

Главный принцип софистики:

Протагор Абдерский (ученик Демокрита): «Человек есть мера всех вещей: существующих - насколько они существуют, несуществующих - насколько они не существуют»

Софисты считали, что у вещей нет «скрытой сущности» Протагор: «относительно каждой вещи можно можно выставить два противоположных суждения»

«быть» = «являться»

Протагор: «каким что является мне, таким оно верно для меня, а каким тебе - таким для тебя»

«царица» наук - риторика (за преподавание риторики им платили огромные деньги)

образец софистической диалектики: софизмы, букв. «уловки» (парадоксальный ход мысли, применяемый ими в качестве средства публичной полемики) «Знаешь ли ты кто стоит под одеялом? Нет? Но это ведь твой отец, значит ты не знаешь своего отца»; «Все критяне - лжецы»; «Рогатый».

 

Сократ (ничего не писал)

благодетель - высшее благо, цель чел. жизни (Если знаешь как нужно делать, и так и делаешь - то добродетель). Называл внутренний голос «демонием» (говорил ему, что нужно делать) «Познай самого себя». «Я знаю лишь то, что ничего не знаю» Спорил со всеми, не чтобы переубедить,а чтобы докопаться до истины, этот метод называется маевтика (истинна рождается) «Я только ищу мудрость»

«как приятно, что есть так много вещей без которых я могу обойтись»; Бог - ни в чём не нуждается, чем меньше человеку нужно, тем он ближе к богу.

 

Диалектика - диалог, в котором, прикидываясь простаком, который ничего не знает, Сократ задавал собеседнику ряд вопросов, ответы собеседника последовательно доводил до абсурда, тем самым показывал ему противоречие его знаний и его действий. (ирония + маевтика+эпагогика)

Смерть: был арестован, мог бежать, но испил чашу с ядом, руководствуясь тем, что мы не знаем что такое смерть и может это высшее благо

Сократические школы:

1) мегарская (логики)

2) элидо-эретрийская

3) киренская (стремлене к наслажденю)

4) киническая (циники)

Билет 5. Философия Платона.

 

Платон родился в 428/427 г. до н. э. в Афинах. Он принадлежал к древнему аристократическому роду, восходившему к первому афинскому царю Кодру и великому реформатору VI в. до н. э. Солону. Различные стратегии истолкования платоновских текстов.

Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами.

В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей. Первым кирпичиком в фундаменте теории знания, по Платону, является определение. До определения мы не можем высказать о вещи ничего, ибо как можно сказать, что вещь такая-то, если мы вообще не знаем, что она такое. Определением должна быть схвачена сущность вещи. 

В философии Платона легко обнаружить признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге «Государство», в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой. То, что неспособно погибнуть ни от какого зла, можно считать бессмертным: «раз что-то не гибнет ни от одного из этих зол — ни от собственного, ни от постороннего, то ясно, что это непременно должно быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно существует, оно бессмертно». В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души. В диалоге «Государство» Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человека.

 

 Платон выделяет три начала души:

1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.

2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей.

3. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека.

 

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением (позволяет понимать мир вещей) и познаваемое умом (позволяет узреть истину).

 

Основное различие в области гносеологии Платон проводит между знанием (πνστήμη) и мнением(δόξα), первое направлено на истинное бытие, второе — на мир становления. Есть еще и невежество, но оно устремлено к небытию. Главное отличие мнения от знания заключается в том, что мнение не сопряжено с деятельностью обоснования, оно безотчетно. Мнение может быть и истинным, но оно не может доказать эту свою истинность. Знание, напротив, может всегда дать отчет, дать основание, по которому нечто происходит именно так, а не иначе..

И область знания, и область мнения делятся Платоном на две части. В сфере мнения есть два вида: вера и уподобление, в сфере знания — математический рассудок и чистое мышление или диалектическая способность. Вера — это та способность, с помощью которой мы познаем вещи мира становления, вещи чувственные. Эта способность оперировать с призраками и подобиями — самая низшая способность в нашем познании. Знание начинается тогда, когда мы начинаем познавать сверхчувственные предметности, отвлекаясь от вещей видимых и слыши мых.

Первым отделом сверхчувственного познания, по Платону, является математическое мышление или рассудок.

 

Билет 6. Философия Аристотеля

 

Аристотель родился в 384/383 г. до н. э. в городе Стагире во Фракии в семье придворного врача македонского царя Аминты И. В 335 г. Аристотель основывает свою школу в Афинах, которая получит название перипатетической от слова «перипат», «место для прогулок». Располагалась эта школа в местечке под названием Ликей, поэтому вторым названием ее становится «Ликей», отсюда наше «лицей». Аристотелевское наследие весьма обширно, оно распадается на сочинения для широкого круга («экзотерические»), написанные им в основном в годы общения с Платоном, и на сочинения для своей школы («акроаматические»). Экзотерические сочинения представляют собой, по большей части, диалоги, в которых Аристотель заметно подражает Платону. Акроаматические сочинения являются записями Аристотеля, которыми он пользовался в своей преподавательской деятельности. Аристотель является основоположником логики. Система аристотелевского логического учения обнимает учение о наиболее общих терминах, в которых высказывается сущее, затем о высказывании, состоящем из таких терминов, о силлогизме как системе высказываний и, наконец, о доказательстве как системе

силлогизмов. Помимо силлогизма Аристотелю принадлежит разработка учения об индукции. Важнейшей характеристикой аристотелевской натурфилософии является то, что она проникнута телеологическим взглядом на мир. Все природные вещи стремятся к цели, или, как говорит Аристотель, к наилучшему пределу. Т.е. природа в природных вещах помимо формы и материи обладает еще и целью, точнее, сама цель и является подлинной формой вещи. Во-первых, то, из чего эта вещь произошла, или материальная причина. Например, такой причиной для чаши будет серебро или медь, ее материал, а для дома — камни или дерево. Во-вторых, это форма и образец, т. е. то, что делает возможным дать определение вещи, или причина формальная. Например, для октавы это будет отношение двух к одному, для дома — его облик. В-третьих, то, откуда первое начало изменения и покоя, или причина действующая. Например, для ребенка такой причиной окажется отец, для дома — строитель. В-четвертых, то, ради чего, или целевая причина. Например, у дома целевой причиной будет «служить укрытием», у прогулки и диеты такой причиной будет здоровье. анализируя движение, Аристотель говорит о трех факторах, необходимых для его понимания, о 1) движимом, находящемся в состоянии возможности, 2) движущем, всегда являющимся действительным, и 3) самом движении, которое есть осуществление того, что в возможности под воздействием того, что в действительности. Убеждение в существовании бесконечного возникает, по Аристотелю, исходя из следующих соображений. Во-первых, из бесконечности времени; во-вторых, из делимости математических величин; в-третьих, из убеждения, что только допущение бесконечности может объяснить непрерывность процесса возникновения и уничтожения; в-четвертых, из положения, что не должно быть никакого предела, поскольку одно всегда граничит с другим; наконец, в-пятых, из того, что мышление никогда не останавливается. Источником всякого движения является, по Аристотелю, неподвижный перводвигатель, божество, представляющее собой чистую деятельность и мыслящее само себя. Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!