Понятие «существующего мыслителя»



Понятие «существующий мыслитель» является оружием против понятия «абстрактный» или «систематический мыслитель», воплощение которого Кьеркегор видит прежде всего в Гегеле, и эта вражда по отношению ко всей объективно-систематической философии остается решающей и для последующих форм экзистенциальной философии. При этом под наименованием «абстрактный» понимается такой мыслитель, который в своем мышлении движется в среде чистой мысли и более не обращает внимания на потребности и предпосылки своего бытия. Напротив, существующий мыслитель — это тот, чье мышление обусловлено определенными задачами и трудностями его жизни, иначе говоря, чье мышление не является самоцелью, а находится на службе его существования. Абстрактный мыслитель мыслит исходя из чисто теоретической позиции и потому в своем познании остается «беспристрастным». Субъективный мыслитель, напротив, не беспристрастен, но, поскольку его мышление укоренено в особенных нуждах касающегося его жгучим образом собственного бытия, внутренне участвует в своем мышлении: «Тогда как объективное мышление равнодушно по отношению к мыслящему субъекту и его существованию, субъективный мыслитель как существующий сущностно занят своим мышлением: ведь он существует в том». При этом различие обеих форм мышления не следует понимать так, будто это есть противостояние равноправных типов: понятием субъективного мыслителя обозначена такая форма философствования, которая сущностным образом соответствует человеческой жизни, в то время как объективный мыслитель от задач реальной жизни уклоняется. У абстрактного мыслителя бытие и мышление неизбежно распадаются. В то время как мышление теряется в беспрепятственном, во одновременно лишенном направления пространстве бесконечных возможностей его собственное бытие остается мыслительно неоформленным. Он отстраняется от задач своего бытия и «отставляет его в сторону, как отставляют трость». На этом фоне существующий мыслитель выделяется в качестве такого, в чьем мышлении речь идет о задачах самого существования.

Экзистенциализм

В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма.

 

 

Билет 27.

Основные направления в философии XX века.

В ХХ веке выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.

1. Позитивизм: философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст Конт.

2.Структурализм: направление и интеллектуальное движение в современной философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Представители: Лакан, Фуко, Якобсон, Леви-стросс.

3. Философия жизни: В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя», в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. Предшественником философии жизни считается Артур Шопенгауэр, основные представители – Ницше и Дильтей.

4. Психоанализ (см.билет 31)

5. Экзистенциализм: направление в философии акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. Осн. представители: Камю, Сартр, Ясперс.

6. Герменевтика: направление в философии, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.Шлейермахер, Дильтей, Гадамер

7. Постмодернизм: В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века.

Билет 28.

Билет 29. Философия Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900) – знаменитый немецкий философ, чьи изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества.

 

Периодизация творчества

I. «Вагнеровский» или «Шопенгауэрский» период. Эти люди оказали колоссальное влияние на Ницше. В этот период написаны “Рождение трагедии из духа музыки”, “Философия в трагическую эпоху Греции”, “Несвоевременные размышления”.

II. Период интеллектуального поиска самостоятельного пути. Интерес к различным философским концепциям и научным теориям. «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря».

III. «Так говорил Заратустра», «Веселая наука», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», Сумерки идолов», «Ecce homo». Последние работы получили специальное обозначение у исследователей – произведения периода катастрофы, тк они были написаны за год до того, как Ницше сошел с ума.

Основные идеи:

· переоценка всех ценностей: критика морали и религии, разоблачение моральных ценностей. Три проблемы – рессентимент, нечистая совесть и аскетизм.

· воля к власти: жизнеутверждающий, творческий характер воли. Жизнь – процесс соперничества множества воль. Ключевой атрибут свободы.

· идея сверхчеловека: вытекает из концепции роста воли к власти. «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью». Сверхчеловек — это человек, чье осмысление бытия доходит до наиболее высоких границ.

· идея вечного возвращения: Жизнь не имеет смысла и цели, но неизбежно возвращается. Нравственный смысл вечного возращения заключается в непрекращающейся ответственности человека за содеянное, вечное возращение – это символ вечности, неотделимый от символа свободы – сверхчеловека.

 

Билет 30. Экзистенциализм.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!