ВОПРОС (Идеалы, нормы и ценности культуры) 13 страница



Принятие и распространение христианства способствовало укреплению политических, торговых и культурных связей со странами христианского мира. Важным этапом в развитии христианской культуры на землях восточных славян было становление христианско-просветительского комплекса, который создавался на основе византийских традиций и охватывал письменность, книжное обучение, храмовое строительство, иконопись, песнопение.

Христианская просветительская кампания воспринималась как нечто чуждое, к чему восточные славяне не были готовы: их привязанность к исконным народно-языческим традициям и жизненному укладу была достаточно сильной и прочной. Поэтому неслучайно, отдавая своих детей для обучения, матери, еще не утвердившиеся в ере, оплакивали их, как умерших. В ранний период развития христианской культуры у людей не только не было знаний, необходимых для понимания христианского учения, но существовало прямое нерасположение и недоверие к нему.

Важным событием в развитии христианской культуры Древней Руси было возникновение оригинальной литературы.

Церковная письменность в Древней Руси развивалась на основе сложившейся в Византии жанровой системы, которая в дальнейшем была приближена к реальности и потребностям восточных славян. Главным ориентиром в творческой деятельности восточнославянских книжников являлась христианская каноническая литература, определяющая актуальные проблемы и идеи, обеспечивающая просветителей фактическим материалом (сюжет ми, мотивами, образами), на основе которых создавались произведения церковной письменности.

Средневековая церковная письменность 11-13вв акцентировала особое внимание на необходимости строгого соблюдения верующими религиозных предписаний и участия в культовой деятельности, направленной на популяризацию вероучения.

Важную роль в сохранении исторической памяти играло летописание, отражавшее официальные сведения о значительных событиях государственно-политической и духовной жизни общества, а так же сообщения фольклорного и легендарного характера прославлявшее героические заслуги народа и поэтизировавшее историческую реальность.

Татаро-монгольские набеги в Древней Руси, сопровождавшиеся разрушением городов, сокращением численности населения, обусловили период упадка в культуре и привели к изолированности восточнославянского мира от христианской Европы. Набеги кочевых племен убеждали в необходимости формирования единовластия, способного обеспечить оборонительную способность и прочность государства. Объединение русских земель и создание централизованного государства способствовали синтезу полиэтнических традиций и становлению евразийской основы русской культуры. Крушение Византийской империи определило возникновение идеологической концепции Москва – Третий Рим, утверждавшей идею мессианской роли Руси как единственного православного государства в мире, претендующего на статус центра христианской культуры и главной опоры православия.

В середине XVII в., в период правления царя Алексея Михайловича, была проведена религиозная реформа патриарха Никона,направленная на согласование русской церковной практики с греческой традицией и предполагавшая устранение различий в обрядности , исправление и унификацию богослужебных книг, борьбу с ересью.

XVIII в. считается началом новой культурной эпохи в истории России и периодом коренных изменений в разных сферах жизни. Реформы Петра I значительно ускорили темпы социального развития Росии и способствовали ее сближению с европейской культурой. Известными культурными достижениями петровских преобразований стали усиление авторского начала в культурном творчестве, активное развитие периодической печати, введение нового гражданского шрифта, распространение переводной литературы, внимание к образовательной политике, про едение реформы календаря. Более успешными были нововведения в армии, инженерии, навигации, перенимавшиеся из стран протестантского мира и отличавшиеся утилитарной направленность.

Вторая половина XVIII в. характеризуется развитием классицизма в русской культуре,получившего национальное своеобразие в литературе и искусстве. Его отличительной черт й была связь с отечественной и теорией и русскими фольклорными традициями. Параллельно с классицизмом запоздалыми темпами развивался стиль барокко, получивший отражение в роскошных архитектурных ансамблях и дворцовых комплексах.

19 в в русской культуре совпал с периодом активации духовной жизни и получил название «золотого века»

В начале XIX в. ощущаетс ослабление просветительской идеологии в социокультурной жизни и на смену классицизму приходит искусство романтизма. Движение декабристов стимулировало становление русского критического реализма в культуре. Творчество многих авторов отразило одновременно романтические и реалистические тенденции в художественной литературе (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь). Влияние классицизма сохранялось в архитектурных формах в тиле ампир распространявшемся преимущественно в публичных и административных постройках и выражавшем идею государственного могущества. Официальным протестом творческой интеллигенции против изживших себя канонов классицизма было создание сообщества художников-передвижников, отстаивавших эстетическую свободу и пользовавшихся большим признанием и коммерческим успехом( суриков, репин..) Знаковым событием культурной жизни России стала деятельность содружества музыкантов “Могучая кучка”, боровшихся против академизма в искусстве и разрабатывавших национальный стиль в русском музыкальном творчестве (М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков).

Чаадае одним из первых дал оценку русс кой культуре и отметил ее изначальную обреченность на неудачу. Главной причиной культурной отсталости России он считал выбор византийской культурной парадигмы, ориентированной на православие, а так же  отстраненность от традиций западной культуры.

На рубеже XIX–XX вв. начался краткий период русского модерна, связанный с расцветом русской поэзии и известный в истории культуры как Серебряный век. Русский модернизм представлял собой сложное и разнородное явление, отличался обращенностью к мистическому и оккультному началам в творчестве, пессимистическими прогнозами кризиса истинной культуры (Д. Мережковский, А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Брюсов, О. Мандельштам, М. Цветаева, В. Хлебников, В. Иванов, В. Маяковский).

 

Билет 24

24 ВОПРОС (Этническая, национальная и региональная культуры.)

Культурный регион – это территориальная целостность, характеризующаяся    совокупностью существенных признаков социокультурной деятельности людей и отличающаяся от соседних областей социальными структурами, этнонациональным составом населения, элементами образа жизни, особенностями языка, религии, традиционной материальной культуры. Примером культурного региона в широком смысле (макрокультуры) может быть пространство европейской культуры, в пределах которого, в свою очередь, можно выделить отдельные локальные общности (микрокультуры), например западноевропейскую и восточноевропейскую. Региональные культуры являются неотъемлемыми компонентами национальной культуры, а национальная культура представляет собой комплекс органически связанных региональных культур.

Этническая культура – культура исторически сложившейся, устойчивой традиционной общности людей, которая характеризуется социальной самоорганизацией, общими признаками самосознания, относительно стабильными особенностями языка, существующего в разных народных формах, единством локализации (общей территорией), схожими антропологическими чертами, отличается оригинальными коммуникативными моделями и относительной гомогенностью социокультурного содержания. Важным условием формирования этнической культуры является наличие определенных природных границ, в которых происходят процессы этногенеза. Причем более замкнутое пространство, в котором осуществляется развитие этноса, способствует формированию достаточно устойчивых и своеобразных культурных признаков. Л.Н. Гумилев понимал этническую целостность как динамичную систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. По его мнению, “объединиться в этнос нельзя, так как принадлежность к тому или другому этносу воспринимается самим субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт, не подлежащий сомнению. <…> Человек принадлежит к своему этносу с младенчества”

Этническая культура как наиболее древний слой и исходное начало национальной культуры охватывает обусловленные средой обитания и путями исторического развития традиционный хозяйственный уклад и ремесла, орудия труда, традиционное питание (кулинарию), социальные и семейные отношения, обычаи, нравы, народное творчество, религиозные верования, мифологию и др. Этнокультурные традиции отражают архетипы духовности народа, выражают и закрепляют его отличительные особенности как культурной целостности. Ритуально-культовая сторона этнической культуры выполняет функцию самоорганизации жизнедеятельности этнической общности и является первичной формой коллективного сознания.

“Этническая структура – это арена наглядного проявления и воплощения этнической культуры в текущей жизни. Этносы отличаются сложной внутренней структурой и могут разделяться на отдельные этнические группы (субэтносы),    обладающие территориальным единством и отличающиеся между собой, как правило, языковыми особенностями, историко-культурными традициями, спецификой социокультурной организации и религиозной жизни. Национальная культура является более сложной по своей структуре и содержанию системой и представляет собой трансформировавшийся вариант этнической культуры, характеризующийся наличием и исключительной ролью городов и государственно-политических структур, письменности, литературного языка, социально-экономических и дипломатических отношений, специализированных каналов коммуникации, систематического образования и научно-технического потенциала. Национальные культуры отличаются полиэтничным составом населения, совокупностью символов, верований, убеждений, ценностных установок, норм стилей и моделей поведения, которые характеризуют духовную жизнь людей в пределах государства. А. Бердяев считал национальную культуру сложным образованием, формирующимся в результате смешения этнокультурных традиций народов, чьи судьбы связала история. По его определению, “ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими национальность, хотя все они играют ту или иную роль в ее определении. <…> Нужно быть в национальности, участвовать в ее творческом жизненном процессе, чтобы до конца знать её тайну”.

К.Н. Леонтьев определял культуру как сложную систему государственных,  религиозных, нравственных, философских и художественных идей и считал,    что “она, как продукт, принадлежит государству; как пища, как достояние, она принадлежит всему миру”. В эволюции всех локальных типов культуры он выделял период первоначальной простоты, совпадающий с стадией традиционной этнической культуры; цветущей сложности (сложного цветения), охватывающий эпоху “многообразного и глубокого развития, объединенного в высшем духовном и государственном единстве всего или частей”, вторичного смесительного упрощения,     характеризующийся кризисными тенденциями в культуре и ассимиляцией.

Вопрос 49. (Пограничный характер белорусской культуры. Особенности менталитета белорусов)

Менталитет, ментальность (фр. mentalité от лат. mentalis - разумный), своеобразный тип мышления, мировидения отдельного человека или какого-либо сообщества.

Менталитет белорусов формировался продолжительное историческое время и приобретал свои типичные признаки в определенных обстоятельствах общественно-политической, социально-экономической и духовно-культурной жизни. В древний период для менталитета жителей Беларуси были свойственны языческий политеизм (вера в одновременное существование множества богов), обожествление земли, небесных светил, деревьев, камней и иных природных явлений (пантеизм), убежденность в реальном существовании души, злых и добрых духов (анимизм), вербальная магия (вера в чудотворную силу особых слов, выражений), ощущение неразрывного единства между человеком и всем окружающим пространством, разнообразные забабоны, культы и пр. После принятия христианства в нач. 2-го тысячелетия н.э. произошло своеобразное сплетение двух типов мировидения - языческого и христианского, для которого стало характерным монотеизм (убеждение в существовании единственного Бога). Во все времена белорусам свойственна привязанность к своей земле-кормилице, своему родному краю, стремление приспособить работу и отдых к определенным природно-сезонным циклам, порам года (т.н. календарный тип менталитета), о чем убедительно свидетельствует белорусский народный календарь с чрезвычайным богатством праздников, присвятков и соответствующих им песен, танцев, обрядов, разнообразных примет и поверий.

Кроме того, менталитет белорусов практически всегда выделялся такими характерными чертами, как толерантность (терпимость к представителям иных наций, конфессий, социальных групп), патриотизм, гуманность, демократизм и т.п. Такой традиционный белорусский менталитет продолжительное время сохранялся без изменений. Однако на протяжении последнего столетия под влиянием различных факторов мировидение части жителей Беларуси эволюционировало от прежней набожности к открытому атеизму, от магически-мифологических представлений к укоренению материалистических идей. В современный период под влиянием значительных общественных перемен менталитет многих граждан Беларуси постепенно избавляется от покорности официальным властям, безбожия, чрезвычайной жизненной консервативности, в нем закрепляются идеи о необходимости независимого государства, по-настоящему демократического общества, свободного самоутверждения личности, углубляется национальное самосознание.

Как свидетельствует опыт, подобные позитивные изменения в мировидении людей в условиях тотального кризиса общества происходят очень медленно, неоднозначно и нередко имеют тенденцию к регрессивному развитию, своеобразного "возвращения" к менталитету минувших лет.

 

Билет 25


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!