ВОПРОС (Идеалы, нормы и ценности культуры) 8 страница



Ментальность средневекового человека была обусловлена теоцентристскими представлениями о мире, согласно которым Бог являлся абсолютом, высшей истиной, проявлением совершенства и мудрости.

В эпоху средневековья образовательный процесс был частью религии зной жизни и осмыслялся как священный церемониал которому придавался мистический характер, о чем свидетельствуют обязательность молитвы в начале и после окончания каждого занятия.

Важную роль в расширении пространства христианской культуры и укреплении авторитета церкви играла письменность. Актуальность церковной литературы средневековья обусловливалась ее непосредственной связью с культовой деятельностью. В средневековой христианской письменности еще не выделялись жанры в современном литературоведческом понимании, а существовали каноны, закрепленные постановлениями Вселенских соборов, преданием, уставами и традицией.

В отличие от современного понимания книги как источника информации вообще книжные знания в эпоху средневековья отождествлялись с божественной мудростью Священного П сан я, овладению которой и посвящалось книжное обучение. В церковной культуре средневековья было принято строгое разделение всех письменных источников на ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ. Истинными считались только общепризнанные церковью канонические книги, соответствовавшие положениям христианской веры и получившие статус душеспасительных. Несмотря на все ограничения и препятствия со стороны православия, запрещенные книги были популярны среди немногочисленного грамотного населения и занимали важное место в духовной жизни народа.

В эпоху средневековья письменность не являлась единственным и самым простым средством христианского просвещения. В условиях тотального невежества и безграмотности церковное искусство было относительно доступным с особом усвоения религиозных истин, поскольку приобщение к Священному Писанию как откровению Бога оставалось уделом только избранных – книжных людей.

Главной задачей средневекового искусства являлось воплощение божественного начала.

Наивысшего расцвета церковная архитектура и скульптура достигли в романском и готическом стиле. РОМАНСКИЙ стиль, возникший в 10 в отличался суровостью, строгостью и простотой. Романское искусство отразилось в сооружении феодальных замков, соборов и монастырских комплексов. Готические Соборы ( готический стиль-12в), наполненные обилием света и изящно тянущиеся ввысь, воплощали устремленность человека от мирских привязанностей в вечность, обещанную верой.

НАРОДНАЯ культура была самым архаичным пластом средневековой культуры и своими истоками и уходила в мифологическую память и языческие традиции. Важными компонентами средневековой народной культуры является устная поэтическая традиция эпического сказания, народной песни и баллады.

Рост военно-феодальной знати обусловил формирование своеобразной сословной организации, или РЫЦАРСКО   субкультуры, которая с помощью собственной системы идеалов, неписаных уставов, морального кодекса и обычаеав утверждала право на привилегированное положение в обществе.

Программа воспитания рыцаря, кроме военной и физической подготовки, предполагала усвоение правил куртуазноcти предусматривавших галантность,безупречное поведение при дворе, владение музыкальными инструментами,умением танцевать, петь… В рыцарской поэзии получил отражение культ возвышенных чувств, развивавшейся в разнообразных жанровых формах. Эталоном рыцарской интимной лирики стала поэзия трубадуров, или труверов (фр. touver ‘находить’), сложившаяся в Прованс – наиболее раннем французском центре рыцарской культуры.

Идеалы рыцарской культуры воплощались также в рыцарском романе, выработавшем свои собственные каноны, предполагавшие наличие авантюрных, интимных и христианских мотивов. Ранние рыцарские романы возникали на основе поэтической обработки в духе рыцарского героизма наиболее подходящих по содержанию и соответствующих куртуазному пафосу античных сюжетов о взятии Трои, об Александре Македонском и Энее.

Городская культура была достаточно поздним по времени возникновения направлением средневековой культуры и имела синкретичный характер, поскольку впитала в себя разные традиции эпохи.

Важным стимулом для ее развития был рост городов и появление средневековых университетов. Городская культура отличалась демократическим, антифеодальным и антиклерикальным характером.

Интересам массовой аудитории вполне соответствовала городская литература, имевшая развлекательный характер и подходившая для публичных импровизаций, собиравших многолюдные толпы. Распространенным во Франции жанром городской литературы были фаблио представлявшие собой небольшие поэтические рассказы, которые основывались на забавных историях и случаях обыденной жизни и предполагали смеховую реакцию.

Уникальным направлением городской культуры была поэзия вагантов или бродячих школяров, которые являлись в основном выходцами из низших сословий и зарабатывали средства для существования путем исполнения латинских песен. Творчество вагантов очень приближается к народной поэзии. Поэзия вагантов проникнута идеями чувственного наслаждения и плотских удовольствий и имеет преимущественно анонимный характер.

Известным рукописным памятником 18в является “Carmina Burana”, которая послужила основой для создания одноименной кантаты Карла Орфа.

 

Билет 12

№12 (Структура и сущность культуры. Культура как система)

Морфология культуры – это структурно-функциональная организация культуры. Структурно-функциональный подход предполагает рассмотрение культуры как целостного системного образования, которое отличается сложной и не поддающейся единому определению структурой. Структура культуры отличается внутренней упорядоченностью, согласованностью и взаимодействием ее составных частей. В качестве структурных компонентов культуры выступают вполне самостоятельные и взаимосвязанные сферы культуры и социальные институты, находящиеся между собой в функциональных отношениях: язык, коммуникация, искусство, фольклор, мифология, религия, коммуникация, наука, техника, отрасли хозяйства, медицина, образование, мораль, право, политика и др. Таким образом, выделение разных смысловых уровней культурной системы обусловлено разнообразием творческой деятельности человека: хозяйственной, научной, художественной, религиозной, коммуникативной, политической, правовой, познавательной ит. д. В зависимости от целей жизнедеятельности человека различают материальную и духовную культуру, несмотря на их органическую связь. Материальная культура охватывает содержание и результаты производственной деятельности: орудия труда, архитектурные сооружения, предметы повседневного пользования, продукты питания, транспортные средства и др. Духовная культура является результатом освоения мира человеком и связана с производством знаний, идей, образов, смыслов и символов. Она находит выражение в сферах науки, религии, мифологии, философии, художественного творчества, права, искусства, идеологии, межличностных отношений. В системе культуры различают обыденный и специализированный уровни. Обыденный уровень культуры включает обычную повседневную практику и связан с привычным образом жизни людей. Специализированный уровень культуры является результатом профессиональной деятельности. В любой социокультурной сфере можно выделить оба уровня культуры, существующие параллельно и независимо друг от друга. Пространство культуры включает многообразие культурных форм и артефактов, являющихся органическими элементами структурной организации культуры. Культурная форма представляет собой объект, продукт творческой деятельности человека, обладающий прагматическим или знаково-символическим смыслом и отличительными признаками авторства, указывающими на персональную, историко-культурную или этнонациональную принадлежность. В качестве культурных форм могут выступать предметы материального производства,     продукты духовного творчества, коммуникативные и поведенческие акты. Все культурные формы воплощаются во множестве артефактов (лат. ars ‘искусство, искусственность’ + factum ‘сделанное’), которые продолжают жизнь культурных форм и способствуют их возобновлению и популяризации. Артефактами культуры являются репродукции произведений художественного творчества, театральные постановки и экранизации, сюжетные и идейные заимствования, аранжировки и цитирование. 

Аксиологический подход (греч. axia ‘ценность’) рассматривает культуру как совокупность накопленных человечеством ценностей и порождаемых творчеством ценностных смыслов. Ценности могут отождествляться как с конкретными реалиями, предметами вещественного мира, так и с отвлеченными понятиями. Как уже отмечалось, деление ценностей культуры на материальные и духовные – весьма условно. Различают ценности витальные (жизнь, свобода, безопасность, телесность); предметные (вещи, природные ресурсы); собственнокультурные (художественные); эстетические (стиль, гармония, красота); религиозные (вера, спасение, Бог); субъектные (личностные). Выделяют общечеловеческие ценности, которые обладают универсальным характером и актуальным смыслом на протяжении всей истории человечества (гуманизм, демократия, патриотизм, свобода, любовь, верность, дружба, семья). Существенное влияние на ценностные установки и предпочтения оказывают социокультурные, идеологические, экономические и политические изменения в обществе, обусловливающие трансформацию ценностей и смену культурных парадигм. В зависимости от жизненного опыта, личных убеждений, представлений, предпочтений или стереотипов человек сам определяет свои ценностные ориентиры и в соответствии с ними строит собственную реальность. Обобщенное представление о ценностно-смысловой модели, выступающей в качестве проектируемого ориентира и эталона отдельного индивида и социокультурного окружения в целом, отражается в идеале. Идеалы отличаются относительностью своего содержания и изменчивостью и могут определяться разнообразными субъективными, социальными, конфессиональными и историко-культурными факторами. Составную часть содержания культурной системы образуют культурные универсалии (лат. universalis ‘всеобщий, единый’), охватывающие совокупность общих понятий, отвлеченных категорий, мировоззренческих моделей, стереотипов сознания и поведения, конкретных культурных форм, которые имеют типичный характер и присущи всем историческим, социальным и локальным типам культуры, независимо ни от времени, ни от пространства существования. К универсалиям относятся: социальная иерархия, орудия труда, кулинария, возрастное деление, образование, медицина, вера, мудрость, язык и коммуникативные средства, имена, календарь, юмор, игры, спорт, состязания, танцы, гигиена, религиозные культы и ритуалы, запреты и ограничения, товарно-денежные отношения и т.д.

Вопрос 37 (Культура Византии и ее влияние на восточнославянский)

Культура ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, самостоятельно развивавшаяся с конца IV в. до времени турецкого завоевания в 15в. Своеобразие парадигмы византийской культуры заключалось в доминировании православной религии и греческого языка в социокультурной жизни, а так же в сохранении преемственности с традициями античной философии и искусства. В сознании византийцев народы западной Европы, несмотря на их христианскую веру, долгое время продолжали оставаться невежественными и грубыми варварами.

Византийская культура формировалась в сложных условиях религиозного, богословского, философского и эстетического противоборства. В Византии сформировались каноны православной культуры, распространявшиеся на богослужение, церковную письменность, храмовое зодчество и иконопись, песнопение… Христианско-просветительские тенденции мотивировали развитие искусства рукописной книги, постепенно вытесневшей неудобные для пользования папирусы.

В Византии сформировались многочисленные мистические учения о путях единения человека с Богом. Среди них большую известность приобрела аскетическая традиция ИСИХАЗМА (безмолвие), которая в период средневековья была распространена на Ближнем Востоке, в Египте, Малой Азии, а своего расцвета достигла в XIII–XIV вв. в Византии. придавалось особое значение практике созерцательности ,внутренней молитве и ОЧИЩЕНИЮ СЕРДЦА.

Духовное освоение мира человеком связывалось с постоянным стремлением к возвышенному.Бог являлся абсолютом ,проявлением совершенства и мудрости. В контексте европейской средневековой культуры социальная структура общества представлялась в виде 3 основных групп: те, кто молятся (священнослужители); те, кто воюют (воины-феодалы); те, кто трудятся (крестьянство). Соответственно выделялись такие направления культуры, как церковная, народно-языческая, феодально-рыцарская, которые не были абсолютно изолированными сферами, а вступали в сложные отношения между собой и подвергались взаимному влиянию. Рост городов в период Зрелого средневековья способствовал появлению  Византийская эстетика развивалась на основе всей духовной культуры Византии. Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий спиритуализм. Отдавая предпочтение духу перед телом, она вместе с тем пыталась снять дуализм земного и небесного, божественного и человеческого, духа и плоти. Не отрицая телесной красоты византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили много выше. Большое значение для установления византийского эстетического сознания имело раннехристианское осмысление мира как прекрасного творения божественного художника. Именно поэтому красота естественная ценилась выше, чем красота, созданная руками человека, как бы “вторичная” по своему происхождению.

Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю. Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией).

В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися огромной популярностью.

Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие античности.

В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой области искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.

В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран византийского культурного круга господствовала та же крестово-купольная композиция, которая возникла в VIв. и характеризовалась слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение декор фасада приобрел в IX-X вв., когда возник и получил распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было связано с расцветом городов, усилением общественной роли церкви, изменением социального содержания самой концепции сакральной архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как образ мира).Возводилось много новых храмов, строилось большое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру.

Византия была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать “вторым Римом”, т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

 

Билет 13

№13 (Закономерности культурной динамики)

Понятие культурная динамика обозначает изменения, которые происходят в системе культуры под влиянием внешних и внутренних факторов и сопровождаются эволюционированием, трансформацией, модернизацией, ассимиляцией или полным исчезновением культурных феноменов. По характеру и содержанию изменения в культуре могут быть прогрессивными и регрессивными, постепенными (закономерными) и революционными (внезапными). Роль механизмов, обусловливающих особенности и темпы развития культуры выполняют традиции и инновации, и от степени соотношения которых во многом зависит качественное содержание культуры. Например, основу народной культуры составляют традиции, а главным показателем элитарной культуры является ее инновационность. Традиции представляют собой устойчивые явления в социокультурном пространстве, охватывающие повседневность, хозяйственный уклад и материальную культуру, способы и средства коммуникации, стереотипы поведения и самосознания,  особенности мировосприятия, обычаи, верования и др. Ситуация длительной статичности традиций и неподвижности ценностно-смыслового содержания культуры характеризуется как социокультурный застой. Его причиной может быть господство идеологических и религиозных догм в пространстве культуры, результатом чего становится консервация традиции и искусственная закрытость для модернизации заимствований. Такое состояние культуры было характерно для эпохи средневековья и советского периода. Наряду с социокультурным застоем различают ситуацию устойчивости традиций, в которой традиции в отдельных сферах жизнедеятельности людей (религия, язык, искусство) отличаются стабильностью и образуют прочную основу культуры или находятся с инновациями в сбалансированных отношениях. Концепции циклического развития культуры основываются на идее круговорота и множественности цивилизаций в истории культуры.

Российский ученый ХIХ в. Н.Я. Данилевский отождествлял культурную динамику со сменой самодостаточных культурно-исторических типов (“Россия и Европа”). Каждый культурно-исторический тип он отождествлял с уникальной и самобытной цивилизацией и уподоблял живым организмам, поскольку культуры проходят аналогичные с развитием растений стадии зарождения, роста, цветения, плодоношения, увядания и смерти. Притом период роста – самый продолжительный, а цветения и плодоношения – относительно короткий. Н.Я. Данилевский различал в жизненном цикле всех культурно - исторических типов этнографический этап, совпадающий с этногенезом и формированием самобытной основы культуры; государственный, связанный с созданием государства как главной направляющей силы в развитии культуры; цивилизационный, являющийся кульминацией творческой деятельности народа и характеризующийся цветением и плодоношением культуры. К числу прошедших полный цикл развития он отнес египетский, китайский, древнесемитский (ассирийско-вавилонско-финикийский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский (арабский), германо-романский (европейский) культурные типы. Перуанскую (инков) и мексиканскую (ацтеков) культуры Н.Я. Данилевский отнес к незавершенным, так как они погибли результате завоевания в Америки европейскими колонизаторами, а славянский тип определил как проходящий стадию становления. Наряду с перечисленными положительно-деятельными типами он различал народы-разрушители, к которым причислил гуннов, монголов, турок. Н.Я. Данилевский считал, что особенности всех культурно-исторических типов определяются характером творческой деятельности, которую он классифицировал по четырем группам: религиозная, собственно культурная (научная, художественная, промышленно-техническая), политическая, общественно-экономическая. От разнообразия форм творчества, составляющих содержание культуры, во многом зависит степень расцвета и продолжительности развития культуры. Культуры Древнего Востока (Египет, Китай, Вавилония, Индия, Иран) названы подготовительными, поскольку они отличались синкретичностью сфер культурной деятельности. К одноосновным типам отнесены еврейская (религиозная), греческая (художественная), римская (политическая) культуры. Примером двухосновного типа является германо-романская (европейская) цивилизация, отличающаяся успехами в политической и собственно культурной деятельности (преимущественно научной и промышленной). Данилевский возложил надежду на то, что славянский культурно-исторический тип культуры, достигнув своего совершенства, впервые в истории синтезирует в себе все стороны деятельности и станет многоосновным типом. О. Шпенглер также, как и Н.Я. Данилевский, представлял культуры живыми организмами, которые ограничены в сроке жизни, проходят этапы детства, юности, зрелости и старости (“Закат Европы”). Все они имеют индивидуальный образ, могут развиваться диахронно (последовательно во времени) и синхронно (сосуществовать в одномвременном пространстве). Таким образом, О. Шпенглер выделил восемь полностью развившихся культурных типов: древнеегипетский, вавилонский,китайский, индийский, античный (аполлоновский), арабский (магический), западноевропейский (фаустовский), майя. Русско-сибирская культура определена автором как молодая, еще не сформировавшаяся культура. Отрицая идею всемирной истории, философ утверждал, что каждая из культур отличается обособленностью и замкнутостью, обладает неповторимой душой, тайным языком,                        символическим своеобразием собственными стилевыми законами. Кризис культуры О. Шпенглер связывал с кульминацией научно-технического прогресса, т.е. цивилизацией. Он сопоставлял культуру и цивилизацию, как живое тело душевности и застывшую мумию. Представителем концепции круговорота локальных цивилизаций был английский исследователь А.Дж. Тойнби, автор многотомного сочинения “Постижение истории” судьба цивилизаций во многом зависит от законов и ритмов исторического и социального развития. В первоначальном варианте он выделил 21 тип цивилизации, но после доработки было оставлено только тринадцать развившихся цивилизаций: среднеамериканская, андская, шумеро-аккадская, египетская, эгейская (минойская), индийская, цивилизация Древнего Инда, китайская, сирийская, античная, православная ортодоксальная, западная, исламская. А.Дж. Тойнби, определяя цивилизацию как устойчивую совокупность территориальных, религиозных и политических характеристик, считал, что цивилизации зарождаются и существуют не вследствие благоприятных условий, а благодаря постоянным усилия человека и активности творческого меньшинства. Развитие локальных цивилизаций охватывает стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. В соответствии с законом вызова-и-ответа, культурный прогресс зависит то соответствующего ответа на импульс внешних обстоятельств. Наряду со стимулами человеческого окружения, к которым ученый причислил миграцию, удары и давления, выделены такие факторы природной среды, как бесплодная и новая земля. Когда сила вызова превышает возможности социокультурной общности и творческий потенциал оказывается исчерпанным, цивилизация приходит в упадок. О ее закате свидетельствуют социальные политические кризисы, войны и конфликты, снижение творческой активности, распад языка, трансформация ментальности, потеря самобытности. В социокультурной стабилизации Тойнби не абсолютизировал роль технического роста, а возлагал большую надежду на интегрирующую роль и спасительную миссию мировых религий. Американский ученый русского происхождения П.А.             Сорокин отождествлял историко-культурное развитие со сменой социокультурных суперсистем, каждая из которых отличается собственными ценностными доминантами, соответствующей моделью личности и после окончания цикла своего развития переходит в другой культурный тип. Он выделил три типа культуры, которые волнообразно движутся и чередуются, независимо ни от каких факторов, пока не исчерпают свой энергетический потенциал. Идеациональный тип культуры, согласно классификации П.А. Сорокина, основывается на идее сверхчувственности, созерцательности, на принятии Бога в качестве абсолютной ценности и высшей цели, стремлении к его активному постижению, определяется религиозным характером творческой деятельности, глубоким символизмом искусства. Этот тип культуры был характерен для европейского средневековья до конца XII в., Древнегреческого общества VIII–VI вв. до н.э., древнеиндийской культуры брахманистского и буддийского периодов. Чувственный (сенситивный) тип характеризуется доминированием материально-чувственного, рационального и светского начал в культуре. Сущность культуры и искусства определяется утилитарным характером и ориентированностью на чувственно-плотские наслаждения. Переход к чувственному типу культуры стал наиболее очевиден в европейском обществе с XVI в., а расцвета достиг на рубеже XIX–XX вв. Идеалистический тип культуры отличается переходностью, гармонией духовного и чувственного, религиозного и светского, взаимодополняемостью горнего и дольнего, ориентированностью одновременно на Бога и человека. Образ идеалистической культуры, по мнению П.А. Сорокина, был присущ европейскому обществу XIII–XIV вв. и древнегреческой действительности V–IV вв. до н.э. Л.Н. Гумилев отрицал цикличность в качестве закономерности культурной динамики и отстаивал принцип импульсивного развития культуры. Согласно его теории, основой этногенеза и главным источником культурного творчества является энергия пассионарности (лат. passio ‘претерпевание, страдание, страсть’). Он отождествлял культуру с жизнедеятельностью этносов, которая зависит от степени распределения и расходования энергии момента своего зарождения (“Этногенез и биосфера с Земли”). Определяющим моментом в истории этносов является роль отдельных личностей (Наполеон, Александр Македонский, протопоп Аввакум, Ян Гус, Жанна Д’Арк и др.), обладающих невероятной активностью и способных потреблять чрезвычайно много энергии, что в результате приводит к состоянию пассионарного перегрева и быстрому старению этноса. Различия культур отдельных народов Л.Н. Гумилев объяснял количеством энергетического потенциала, получаемого извнешней среды, а также степенью влияния физиобиопсихических, хозяйственных, социальных и природных факторов, обусловливающих многообразие культур. Гумилев считал, что однородная ландшафтная среда препятствует быстрому развитию культуры, но в тоже время обеспечивает стабильность этнической культуры, а разнородное природное окружение стимулирует культурные изменения. Среди разных способов взаимодействия с природой он выделил приспособление к природным условиям и их изменение, при этом, на его взгляд, многочисленные радикальные преобразования природного окружения обусловливают смену культурного типа. Одним из аспектов динамики культуры является диффузия (лат. diffusio ‘растекание, расширение, проникновение’), охватывающая процессы пространственного перемещения культурных явлений и достижений. В качестве факторов культурной диффузии могут выступать этническое пограничье, смешанные раки, колонизация, завоевания, бытовые контакты населения, торговля, миграция, туризм, миссионерская деятельность, подражание, глобальная коммуникация и др. Процесс взаимного влияния культур,  сопровождающийся восприятием одной культурной системой элементов другой, изменением специфики культуры, синтезом традиций или ассимиляции, обозначается понятием аккультурация (гл. acculturation). Диффузионизм как теоретическая модель историко-культурного процесса возник во второй половине XIX в. И активно развивался в начале ХХ в. Главным содержанием историко-культурного процесса представители диффузионизма признавали явления культурного контакта столкновения заимствования, трансплантации культур. Идеи диффузионизма были впервые сформулированы в работах немецкого ученого Ф. Ратцеля, изучавшего явления культуры в соотношении с конкретной географической средой. В рамках диффузионизма возникла теория культурных кругов, основанная на идее распространения культурных явлений из одних локальных общностей в другие (Л. Фробениус).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!