ВОПРОС (Идеалы, нормы и ценности культуры) 3 страница



Мифология народов Междуречья характеризуется отсутствием систематизированного пантеона завершенностью. Наиболее читаемыми в Шумере божествами являлись Энлиль (бог ветра, воздуха и всего пространства, по своим функциям приближавшийся к верховному богу), Энки (владыка вод), Нинмах (богиня плодородия), Ан (бог неба и прородитель богов), Инанна (богиня войны, любви, покровительница женщин), Возвышение Вавилона способствовало почитанию Мардука и приданию ему статуса верховного божества. В ассирийский период определяющее значение в государственно-политической и религиозной жизни имел культ Ашшура – бога войны.

Древнейшим памятником шумерской и аккадской письменности являются известные устной традиции с III тысячелетия до н.э. эпические сказания о мифологическом герое Гильгамеше.

Поскольку в Междуречье основным строительным материалом был необожженный кирпич, то в силу его недолговечности архитектурные постройки практически не сохранились. Многие распространенные в Месопотамии архитектурные формы положили основу античному зодчеству (купола, арки, сводчатые потолки). В вавилонский период появились культовые постройки зиккураты, представлявшие собой многоступенчатые вежи со святилищем. В Ассирии преобладали не храмовые постройки, а дворцовые сооружения ,отличавшиеся монументальностью и подчеркнутой роскошностью. Искусство народов Месопотамии отличалось преобладанием светского содержания, информационной и материальной сущности.

 

Билет 5

№5 (Русская и белорусская культурологическая мысль).

Русская культурологическая мысль развивалась в русле философского знания и художественного творчества и отражала особенности исторической судьбы и социальной действительности России. П. Чадаев одним из первых дал оценку русской культуре и отметил ее изначальную обреченность на неудачу. Главной причиной культурной отсталости России он считал выбор византийской культурной парадигмы, ориентированной на православие, а также отстраненность от традиций западной культуры (“Философические письма”). В.С. Соловьев видел ценностный смысл культуры в обращенности человечества к Богу. Он абсолютизировал значимость русского типа духовности и видел немного преимуществ по сравнению восточными и западным типами культуры.

Н.А. Бердяев связывал сущность культуры с религиозными истоками, негативно оценивал разрушительные последствия революции в историко-культурной преемственности. Он рассматривал творчество в качестве требования Бога и обязанности человека, считал его основным способом духовного обогащения индивида и преодоления эгоцентризма. Скудность, поверхностность и искаженность представлений о России и русской культуре в мире Н.А. Бердяев объяснял тем, что они никогда не играли определяющей роли в истории, все время оставались “уединенной провинцией”, отличаясь замкнутостью и обособленностью духовного бытия. “Духовные силы России не стали еще имманентны культурной жизни европейского человечества. Для западного культурного человека Россия все еще остается совершенно трансцендентной, каким-то чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством”. Культурологические взгляды Ф.М. Достоевского органично вписываются в идейное содержание его литературного творчества и отражают неприятие всех радикальных проектов социокультурного переустройства. ФМ. Достоевскому неприемлемы репрессивные методы изменения социокультурной действительности, поскольку, по его убеждению, истинно правильным путем к исправлению несовершенства мира может стать только богоискательство и нравственное перерождение личности. Он отмечал опасность тоталитарных режимов я развития культуры и отождествлял их с бесовской силой человекобога. Вслед за Достоевским, наступление безбожия и мещанства в образе грядущего хама и вырождение духовного начала в культуре России пророчил в своей философской эссеистике Д.С. Мережковский. В его культурологической концепции Третьего завета отразилась идея возможности преодоления антиномии духа и плоти посредством синтеза ценностей реальной жизни и веры.

На рубеже XIX–XX вв. начался краткий период русского модерна, связанный с расцветом русской поэзии и известный в истории культуры как Серебряный век. Русский модернизм представлял собой сложное и разнородное явление, отличался обращенностью к мистическому и оккультному началам в творчестве, пессимистическими прогнозами кризиса истинной культуры (Д. Мережковский, А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Брюсов, О. Мандельштам, М. Цветаева, В. Хлебников, В. Иванов, В. Маяковский и др.).

Белорусская культурологическая мысль

        Основу этногенеза белорусов составили восточнославянские племена кривичей, дреговичей и радимичей, которые, согласно научным предположениям, сформировались на территории современной Беларуси и соседних с ней северных и восточных землях в результате смешения славян и балтов. До середины XIII в. Культура белорусских земель развивалась в русле общевосточнославянской, или древнерусской культуры. Христианский просветитель XII в. Кирилл Туровский оставил многочисленное письменное наследие, представленное церковным красноречием, нравственно- религиозными проповедями, поучениями и произведениями поэтического молитвословия. “Житие Евфросинии Полоцкой”дает представление о характере, содержании и особенностях социокультурной и педагогической деятельности монахини, которая покровительствовала распространению христианского просвещения и образования, организации монастырского обучения и книжной культуры, развитию культового зодчества и церковного искусства. С середины XIII в. начали складываться исторические предпосылки, способствовавшие образованию Великого княжества Литовского и белорусской народности со своей уникальной культурой. Русский философ К. Леонтьев подчеркивал, что “из всех славян только поляки и русские жили долго независимой государственной жизнью, и потому у них и накопилось, так сказать, и удержалось больше своего собственного, чем у всех других славян”. Несмотря на то, что белорусская этническая культура многое из своего богатейшего наследия утратила в условиях полонизации и русификации, она была самостоятельной, а не вариантом русской культуры. Ренессансные черты белорусской культуры проявились в постепенном переходе от византийских традиций к западноевропейскому влиянию. Ренессансно-гуманистические тенденции в культуре конца XV – первой половины XVIв. наиболее ярко отразились в книгопечатании, возникновении новолатинской литературы, религиозном реформаторском движении, развитии социально политической и правовой мысли, усилении светского начала в культуре. Множество редакций Статута Великого княжества Литовского (1529, 1566, 1588), отражавших правовую культуру общества, явились реакцией на быстрые ритмы государственной жизни, рост социальных и политических противоречий. Франциск Скорина первым на восточнославянских землях начал практическое осуществление культурного проекта массового приобщения людей к книжному знанию через распространение книгопечатания. Гуманистическая направленность его просветительской деятельности подтверждается содержанием предисловий и послесловий к книгам Библии, где обосновывается дидактическая значимость Священного Писания как универсального источника знаний и практической мудрости, подчеркивается воспитательное значение Книги в духовном развитии человека, независимо от возраста и социального происхождения. Через систему изданных на старобелорусском языке библейских книг Франциск Скорина отразил государственно-политические, нравственные и патриотические идеалы, подчеркнул важность гармонизации неписаных и писаных законов. Написанная на латыни поэма Николая Гусовского “Песня об облике, Дикости зубра и охоте на него” сыграла немаловажную роль в популяризации социокультурной действительности Великого княжества Литовского. В проникнутом патриотическим пафосом произведении утверждается идея самобытности государства и заостряется внимание на экологических проблемах общества. Издание Симоном Будным “Катехизиса” на старобелорусском языке свидетельствовало о просветительском характере его деятельности, желании гуманиста приобщить людей к письменной культуре на одном языке. Василий Тяпинский отмечал пагубное влияние полонизации на развитие белорусской культуры и подчеркивал роль обучения на родном языке в преодолении культурной отсталости и активизации национального сознания народа. Он впервые в Европе подготовил параллельное издание Евангелия на церковнославянском и белорусском языках. В гуманистических взглядах Мелетия Смотрицкого отразилась необходимость согласования жизнедеятельности человека с вопросами веры. Он создал первую грамматику церковнославянского языка, которая опиралась на европейские научные традиции и долгое время сохраняла статус авторитетного теоретического труда и учебника по славянскому языкознанию. 

Со второй половины XVII – начала XVIII в. В белорусской культуре развиваются тенденции барокко, отразившиеся в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, народном творчестве и письменности. В культуре белорусского барокко, формировавшегося на пересечении православных и католических традиций, синтезировались гуманистические просветительские идеи, религиозные и фольклорные традиции, о чем свидетельствует творчество Симеона Полоцкого. В эпоху Просвещения в Беларуси укрепилось светское начало в культуре. Во второй половине XVIII в. реформы Эдукационной комиссии Речи Посполитой затронули сферу образования Беларуси, в результате чего обучение постепенно приобретало светскую направленность, усиливалось внимание к изучению гуманитарных дисциплин, естествознания и точных наук, физическому и эстетическому воспитанию. В XVIII в. в Беларуси доминировала польскоязычная литература. В результате трех разделов Речи Посполитой (1772–1795) основная часть белорусских земель оказалась в составе Российской империи, что обусловило влияние соответствующей государственной идеологии в культуре и дальнейшую политику русификации в сферах социальной жизни. В XIX в. продолжателями просветительских традиций были общества филоматов (любителей наук и знаний) и филоретов (любителей благотворительности). Их создание инициировалось в 1817г. Т. Заном и А. Мицкевичем – студентами Виленсого университета. Объединяя единомышленников, увлекавшихся философией, литературой, иностранными языками, краеведением и фольклором, филореты и филоматы выступали против царской политики и посредством просветительской деятельности готовились к освободительной борьбе. Важным достижением культуры Беларуси в начале ХХв. Стала разработка концепции национальной школы и издание первых учебных книг на белорусском языке (чытанкі В. Ивановского, К. Каганца, Тётки, Я. Коласа, В. Ластовского).

В 20-егг. ХХв. Были проведены важные мероприятия по ликвидации неграмотности и распространению белорусскоязычного обучения. Политика белоруссизации 20-хгг., мотивированная стремлением возвратить из забытья утраченное духовное и историко-культурное наследие, оживить национальное самосознание, изначально была обречена на неудачу, поскольку не имела последовательной программы и не основывалась на принципах демократичности и здравого смыла. Этнокультурная и национальная проблематика стала актуальна в белорусской научной публицистике начала ХХв. В “Воспоминаниях” В Ластовского содержится описание типичных коммуникативных моделей поведения белорусских крестьян, обусловленных ментальными характеристиками, образом и условиями жизни. Разговорчивых и открытых людей любили, но не уважали и не ценили, в то время как скрытого и замкнутого в себе человека боялись и уважали. В. Ластовский не был оригинальным в объяснении и обосновании причин пассивной гражданской позиции белорусов, слабой выраженности их национального сознания, бесхарактерности и прочих отрицательно окрашенных характеристик белорусской ментальности. Как многие другие, он искал истоки белорусской беды в прошлом, ссылаясь на исторические факторы, связанные с долгой подневольной жизнью, которая ослепила народ, отобрала у него характер, твердость, национальную гордость, сделала его слугой, искалечила душу и довела народ до того, что он начал стыдиться своего родного языка. Безусловно, в выявлении сущности и истоков белорусской ментальности такой подход не является конструктивным, поскольку основывается исключительно на самоутешении и оправдании реальной культурной ситуации. В. Ластовский не установил коренных причин неопределенности самосознания белорусов, истоков их социальной пассивности, не предложил кардинальных путей гражданской активизации. В процессе инкультурации и гражданского воспитания личности В. Ластовский придавал первичное значение семейному окружению и именно семью рассматривал в качестве духовной основы, на которой взращивается личность гражданина, патриота, покровителя и сторонника родной культуры. Я. Купала обратил особое внимание на противоречивость критериев этнокультурной идентичности, что не перестает быть актуальным и в современном обществе, и призывал всех граждан не путать дела и вопросы религии с национальностью. Он подчеркивал, что белорус католик или православный должны помнить то, что у них один родной язык, общие обычаи и традиции, одна Отчизна – Беларусь.

Среди многочисленных причин того, что белорусский язык не стал активным коммуникативным средством, Я. Купала выделил слабость проявления или вообще отсутствие национального самосознания белорусов. Рассуждая о социальном статусе белорусского языка, автор критиковал пассивность белорусов, безразличное отношение к судьбе своей культуры, несмотря на все существенные историко-культурные факторы, которые способствовали ассимиляции языка и вытеснению его из активного употребления. В качестве положительного примера и образца для

подражания Я. Купала привел евреев, многим из которых на протяжении веков даже нахождение инокультурном окружении не мешало сохранять свой язык и культурные традиции и одновременно получать образование на языке того народа, среди которого они жили.

Вопрос 30.(Особенности Древнееврейской культуры.)

Древнееврейская культура начала формироваться задолго до возникновения монотеизма, но именно иудаизм является ее определяющим измерением и охватывает систему теологических, этических и правовых представлений Если во взглядах древних египтян и народов Междуречья божественное растворялось в природе, то для иудеев Бог был трансцендентен окружающей среде, а природные стихии подчеркивали величие Господа.

Слабая выраженность индивидуального начала в образах богов была Типичной для многих древнесемитских племен. Древние евреи отрицали уместность кумиров, поскольку беспредельное и безусловное не могло иметь формы и изображения, какими бы искусными они ни казались. Любая конечная реальность обращалась в ничтожество перед абсолютной сущностью Бога. Иудейская концепция бога характеризуется высоким уровнем абстракции и выходит за пределы мифопоэтической мысли, что подтверждается отсутствием в Ветхом Завете мифологии, типичной для Египта и Междуречья. Идея строгого монотеизма закреплена данными Господом двумя первыми заповедями декалога, отражающими необходимость следования принципу единобожия и запрещающими изображение Бога и человека. Миф о богоизбранности евреев еще раз подчеркивает величие Бога и драму человеческого существования в суетном мире. Закреплением союза с Богом и символом служения ему стало повеление Господа совершать ритуал обрезания крайней плоти у младенцев мужского пола с момента рождения.

Религиозные переживания евреев во многом определялись особенностями их природного окружения. Являясь племенными кочевниками, они обитали между безжизненными пустынными и плодородными землями и всегда мечтали обосноваться на плодородных равнинах. Древние евреи сопоставляли ценности земледельческой общины и кочевого племени и отдавали предпочтение свободе кочевников, нежели рабству и зависимости от земледельческого труда.

Главным историко-культурным свидетельством древних евреев и религиозным первоисточником иудаизма является ТаНаХ (Ветхий Завет), в котором одновременно прослеживаются история народа и вехи становления монотеистической религии.

 Кроме Священного Писания, важной составляющей религиозной и культурной традиции евреев является толкование текста, уходящее своими истоками в Библию и известное в иудаизме как Мидраш-Галаха.

Традиция Устной Торы, или Талмуд (изучение, учение, наука;) появилась в среде раввинов с целью закрепления принятых правил комментирования библейских тек то , разъяснения и кодификации религиозного Закона иудеев. С конца I тысячелетия до н.э. началскладываться греческий перевод Ветхого Завета, получивший название Септуагинта.

Неотъемлемой частью древнееврейской культурной традиции является иудейский лунно-солнечный календарь, служащий ориентиром ритуально-обрядовой жизни и связанный с годичным земледельческим циклом. Основу еврейского календаря составил поздневавилонский, о чем свидетельствует отсчет месяцев с весеннего периода, а Новый год (Рош Хашана) приходится

на начало седьмого месяца. Начало новых суток исчисляется с захода солнца и появления луны.

Иудейские законы предусматривают строгое следование пищевым запретам и предписаниям относительно приготовления и употребления пищи (кошерная пища – соответствующая установлениям, правильная).

Библейский Закон запрещает употребление свинины, мяса хищных птиц и животных, грызунов, насекомых, ракообразных, рептилий, моллюсков и необескровленного мяса, смешивание молочных и мясных продуктов.

Гердер оценивая роль древнееврейской культуры в истории,заметил, что она послужила «основой для просвещения целого мира» посредствам монотеистической системы, повлиявшей на христианскую и арабо-мусульманскую культуру. Гердер особо подчеркнул роль иудаизма и древнееврейской письменности в становлении христианского богослужения, церковного красноречия, гимнографии и песнопения.

Ф. Ницше, известный чрезмерно критическими взглядами на религию, отмечал неоригинальность христианства по сравнению с иудаизмом и откровенно говорил, что не любит Нового Завета, отдавая при этом должное предпочтение Ветхому Завету. В качестве отличительных черт иудаизм , обусловивших специфику еврейской ментальности, Ницше выделил “высокий стиль в морали, грозность и величие бесконечных требований, бесконечных наставлений, всю романтику и возвышенность моральных вопросов.

 

 

Билет 6

№6 (Стратегии современной культурологической мысли. Культурологические теории 20в.)

С начала ХХ в. появляются психоаналитические интерпретации культуры, классическим представителем которых был З. Фрейд. Сущность психоанализа З. Фрейда заключается в изучении роли бессознательных импульсов, являющихся первичными в поведении человека. Бессознательное

(Оно) – структурный компонент и глубинный уровень психики, который охватывает сферу инстинктов и неконтролируемых желаний и составляет основу жизнедеятельности человека (“Я и Оно”). Оно проявляется в инстинктах и влечениях, среди которых, по Фрейду, изначальное влечение к эросу – наслаждению и удовольствию (либидо – энергия эроса) и к танатосу – смерти, разрушению и страданиям (мортидо – энергия танатоса), находящихся в постоянном противоречии. З. Фрейд рассматривал либидо (лат. libido ‘половое влечение’) в качестве основного стимула психической деятельности человека. Сексуальная энергия, не способная реализоваться по причине ее несоответствия социальным и моральным нормам и требованиям, вытесняется сознанием (Я) в бессознательную сферу психики. Сверх Я управляет сознанием человека и организует его мышление и культурную деятельность в соответствии с социальными нормами и ценностями. Благодаря культуре человек возвышается над своей биологической природой и защищает себя от нее. Истоки подавления первичного инстинкта Фрейд связывал с подсознательной памятью о таких побуждениях человека, как убийство отца- деспота сыновьями, присвоившими себе его женщин, и инцест, которые были допустимы в первобытном обществе, а впоследствии стали отождествляться с преступным и аморальным поведением. Комплекс вины (Эдипа или Электры) запрятан в глубине психики и проявляется с самого детства. Культурную сублимацию (лат. sublimare ‘подниматься, взлетать, возвышать’) Фрейд отождествлял с преобразованием запретного сексуального влечения в несексуальную, социокультурную деятельность человека, составляющую основу творческих способностей человека. В сублимации как процессе компенсации подавленной сексуальной энергии и запрещенных действий в творческом акте Фрейд рассматривал главный источник художественного творчества. Он считал, что, применяя психоаналитическую методологию в изучении произведений искусства и литературы, можно проникнуть в скрытый мир чувств автора (“Леонардо да Винчи: этюд по теории психосексуальности”; “Трагедия Шекспира«Гамлет»”). Культурологической проблематике посвящена также работа “Неудовлетворенность культурой”,в которой культура осмысляется как правильно сбалансированные отношения между человеком и природой. В концепции К.Г. Юнга, основоположника аналитической психологии, главное внимание придавалось изучению коллективного бессознательного, которое функционирует в психике наряду с индивидуальным бессознательным . Коллективное бессознательное присуще каждому человеку и отражает психический опыт предыдущих поколений, реализуется в первоначальных образах действия и мысли, предшествующих сознательному поведению. Фундаментальную основу культуры составляют архетипы, или первичные формы родового бессознательного. Содержательную характеристику архетип получает, проникнув в сознание и трансформируясь в архетипические образы которые отражаются в мифологических представлениях, сюжетах, религиозных понятиях и персоналиях, персонажах литературных произведений, сновидениях (“Метаморфозы и символы либидо”). Например, архетип женского начала находит отражение в образах земли-матери, мойры, ведьмы, богородицы. Представитель неофрейдизма Э. Фромм в своей философской концепции культуры делает акцент на человеческой природе, которая определяется исходя из фундаментальных психологических потребностей – универсальных, надвременных стимулов. Он выявил пять таких потребностей: общение, высшей формой которого является любовь; творчество; укорененность в жизни; идентичность; потребность в познании и постижении мира. Фромм отмечал, что ни одна из историко-культурных эпох в силу несовершенства социальных структур не позволяла человеку полностью удовлетворять потребности своей природы. Прогрессивные социокультурные изменения, по мнению Фромма, возможны при условии гуманистической направленности деятельности, и в этом он придает большое значение радикальному творчеству отдельных личностей (“Бегство от свободы”, “Человек для себя”).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!