ВОПРОС (Идеалы, нормы и ценности культуры) 5 страница



Постструктуралистические Концепции являются продолжением идейной эволюции классического структурализма. Они основаны на критике положений её классиков и заключаются в том, что структуры – это конечные, объективно существующие данности и задавать вопрос об их происхождении неправомерно. Все структурные элементы культуры они предлагают рассматривать в историческом контексте. Так, Фуко доказал, что комплекс знаний, которые кажутся нам извечными и само собой разумеющимися истинами, на самом деле историчен и прошел долгий и тернистый путь становления. Он исследовал не историю теорий, а формирование неявных, молчаливо принимаемых концептуальных допущений, на которых основывается знание. Оказалось, что оно имеет нормативный характер, является воплощением стратегии власти, надзора и оценки, грубого насилия и чувственных побуждений. Деррида раскрыл противоречивость даже исходных смысловых структур классического знания. Он сделал вывод о том, что претендующая на абсолютную самоочевидность традиция европейского рационализма мыслить о мире и человеке, исходя из понятия бытия как присутствия, неправомерна. Делёз в этой связи предлагает новое прочтение «книги культуры», считая, что определенности культурных смыслов, которые нужно прочесть, отнюдь не заданы заранее. Они каждый раз заново порождаются событиями, парадоксальны, а потому теорию о них можно построить только как серию парадоксов.

Экзистенциональные Концепции также выросли из иррационалистической традиции в исследованиях культуры. Они абсолютизируют её субъективную сторону и возникают в первой половине ХХ века в странах Европы и США. Яркими представителями этого направления по праву считают таких мыслителей, как Шестов, Бердяев, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Марсель и некоторых других. Они полагают, что исходным пунктом в исследовании культур являются противоречия непосредственной данности человеческого существования, то есть экзистенции. Человеческое существование и развитие проявляется уже в результате употребления основных понятий: любовь, простота, ясность, красота, жизнь, смерть, абсурд, трагизм, смысл жизни и некоторые другие. Направленность на «другое» – интенциональность, по мнению Сартра, лежит в основе воображения как сути творчества культуры. Сознание человека спонтанно творит из себя образы, в которых он постоянно проецирует себя в то, что не есть он и отрицает то, чем он является. Культура становится ареной постоянного возникновения и преодоления разрыва между прошлым, настоящим и будущим. В обыденных ситуациях человек не задумывается над смыслом своей жизни. Только в результате больших психологических потрясений, пограничных ситуаций перед ним открывается великая диалектика жизни и смерти или абсурдность существования по Камю. В целом экзистенционализм пытается преодолеть идущее от эпохи Просвещения противопоставление культуры и природы, человека и социума, а также стремится создать гармонически развитую личность, где снимаются все основные внешние и внутренние противоречия.

 

Вопрос 32.(Культура древнего Китая.)

Китайская культура формировалась с рубежа III–II тысячелетий до н.э. в условиях постепенного преодоления племенной и этнической раздробленности и государственно-политической консолидации. Ее отличительной чертой было изначальное стремление к закрытости.

Древнекитайская цивилизация складывалась благодаря преемственности разных историко-культурных эпох (Шан, Чжоу, Цинь, Хань) и представляла собой разновидность ирригационной культуры с общей административно- хозяйственной системой, поддержание которых предполагало деспотический характер власти.

С правлением династии Чжоу связан прорыв китайской культуры в осевое время, сопровождавшийся существенными изменениями в культурной картине мира китайцев, в частности становлением и развитием религиозно- философских учений конфуцианства и даосизма. Название Китай происходит от имени империи Цинь, хотя эндоэтноним китайцев (хань) объясняется названием династии Хань.

В мифологическом сознании древних китайцев закрепилась органическая связь человека с окружающей природой, что выражается в почитании гор, камней, водной стихии. Китайская концепция сакрального пространства отличается тем, что священным считается весь мир. Прямым подтверждением тому является практика фэн-шуй, основанная на представлении о том, что земля пронизана энергетическими потоками, и всем,кто живет в местах их слияния ,обеспечены здоровье и удача. Обожествляется и дух природы и умерших людей и почитается культ предков.

Культ неба (тянь) является важнейшей категорией древнекитайских мифологических и религиозных представлений, и о его давнем почитании свидетельствует еще одно название Китая- Тянься . Хотя По разным космогоническим версиям вселенная возникла из изначального хаоса (хунь- тунь) или из Великого предела, разделившегося на две космические силы инь и ян, а согласно еще одному варианту – на небо и землю, результатом брачного союза которых стали разнообразные природные субстанции. Кроме того, в мифологических представлениях небо выступает в образе создателя людей и императора. Пять первоначал (металл, дерево, вода, огонь, земля) являются формами существования жизненной энергии ци, порожденными союзом ян и инь. В древнекитайских представлениях ян и инь выступают в качестве противоположных и в тоже время всегда выступающих в парном сочетании начал, символизирующих бинарное членение мира. Ян обозначает мужское и светлое, активное, творческое начало, юг, жизнь, солнце, а инь – женское, темное, пассивное начало, север, смерть, луну. Позднее ян стали считать воплощением неба, а инь отождествляли с землей.

К наиболее древним литературным памятникам( развитие происходит со 2-ого тыс. до н.э)относятся “Шуцзин” “Ицзин” “Шицзин” представляющие собой тексты мифологического, исторического, культового и поэтического содержания. В IV–III вв. до н.э. в южном царстве Китая возник поэтический жанр чусские строфы, представителем которого был Цюй Юань – самый ранний китайский поэт, автор “Девяти элегий”, поэм “Грусть отшельника” и “Вопросы к небу”. Важным событием в развитии китайской культуры стало появление поэтических жанров фу и юэфу( народных песен) На развитие китайской письменности также существенно повлияли религиозно-философские учения конфуцианство и доасизм.

Учение Конфуция (VI–V вв. до н.э.) возникло в период государственно- политической раздробленности Китая и предполагало разработку проекта стабилизации общества и возрождения патриархальных принципов социальной организации. В конфуцианстве преобладает рациональное начало, утверждается патриотизм, первостепенная роль человеколюбия, справедливости и благопристойности, но вместе с тем отражаются этноцентристские установки мыслителя, основывающиеся на идее абсолютизации и превосходства китайской культуры. Учение Конфуция изложено в книге “Беседы и суждения”.

Неотъемлемым компонентом китайской культурной традиции является даосизм – направление религиозной философии, основные положения которой отражены в трактате “Дао дэ цзин” Основателем даосизма считается Лао-цзы. Даосизм впитал элементы разных народных верований, но его главной категорией является дао (путь). В трактате сказано, что все существующее произошло от дао, чтобы затем, совершив круговорот, снова в него вернуться. Дао недоступно чувственному восприятию и не поддается выражению. Смысл человеческого существования состоит в постижении дао, живя в единстве с природой и поддерживая гармонию мира. Рост цивилизации, активная общественная, государственно-политическая и творческая деятельность человека, войны и насилие считаются нарушением законов дао. В даосизме существуют оккультно-мистические направления, где большое внимание уделяется вопросам психорегуляции и оздоровления, которые достигаются благодаря специальным дыхательным и гимнастическим упражнениям, способствующим пробуждению и созерцанию высшего духовного начала.

Важную роль в пространстве китайской культуры сыграл буддизм, который добавил новые измерения в религиозную жизнь Китая, и его национальной формой стал чань-буддизм. Ему пришлось состязаться с конфуцианством даосизмом. Конфуцианство подчеркивало важность семьи и гармоничных отношений преданности и заботы, а монашеский буддизм общине выше семьи и государства.

 

Билет 8

 

№ 8 (Культура и цивилизация)

Наряду с культурой базовой категорией культурологии является цивилизация. Происхождение понятия относится к временам римской античности и восходит к лат. civilis ‘гражданский, политический, государственный, вежливый, учтивый’ (лат. civis ‘гражданин’). Определение civilis обозначало включенность человека в общественную жизнь и характеризовало жизнедеятельность и поведение человека,         который соблюдал общепринятые нормы и был достойным статуса гражданина империи. В качестве совершенно противоположного по смыслу древние римляне использовали определение idioticus ‘несведущий, необразованный, неграмотный’, указывавшее на пассивность социального поведения человека и низкий уровень его духовного развития. Таким образом, понятие цивилизация формировалось в контексте противопоставления культуры примитивному окружению, невежеству и варварству. В сочинениях многих римских философов термин civilis являлся адекватным значению ‘образованность’ и ‘воспитанность’. В широком смысле цивилизация отождествляется с культурной средой. Под цивилизацией подразумевают качественный уровень и развитое состояние определенного общества, которое выделяется по признакам

историко-культурного, локального, государственного, национального или конфессионального единства и отличается социокультурным своеобразием. В узком смысле термин цивилизация характеризует развитие научно-технического прогресса и обозначает совокупность материальных благ. Цивилизацию отождествляют с удобными и полноценными условиями существования человека, которые создаются благодаря активному преобразованию окружающей действительности. Истоки цивилизации связывают с началом активной хозяйственной деятельности людей в архаических обществах: переходом к производящей деятельности, освоением огня, появлением орудий труда, обработкой земли и приручением животных. Впервые понятие цивилизация появилось в научном обороте в эпоху Просвещения и отождествлялось со стадией прогресса в социокультурном развитии, противоположной архаической дикости. Французский просветитель В.Р. Мирабо в книге “Друг людей, или Трактат о народонаселении” выделил основные признаки перехода социальной организации на стадию цивилизации, к которым отнес: появление благородных нравов, развитие сельского хозяйства и промышленности, торговых отношений и денежного обращения, наличие городов и государственно-политического устройства, письменности, искусства, религии, научного знания. Мирабо считал, что смысл и значимость цивилизации определяются добродетелями, которые она приносит обществу. Ж.Ж. Руссо негативно оценивал феномен цивилизации, считая ее системой искусственных порядков, которые создаются по заранее обдуманному плану избранных и разрушают единство человека с естественной средой. Существенным изъяном цивилизации просветитель считал лежащий в ее основе принцип разделения труда, лишающий человека естественной свободы и порождающий зависимость от социальных отношений. В философской мысли цивилизацию нередко связывают с триумфом материального потребления и, противопоставляя культуре, считают источником бездуховности, эрой деградации и упадка в обществе. В работе “Закат Европы” О. Шпенглер в одном из значений определил цивилизацию как заключительный этап развития культуры, которая, достигнув высокого уровня научно-технического развития, переживает свой старческий возраст. Он отождествлял цивилизацию с неизбежной судьбой культуры и к основным симптомам ее старения отнес урбанизацию, победу техники над духовностью, засилие рационализма, секулярные тенденции в обществе, десакрализацию искусства. Именно на этапе своего заката, по мнению Шпенглера, в начале ХХв. Оказалась западная культура, вступив в стадию цивилизации, и ее гибель неизбежна. Ф. Ницше отождествлял цивилизацию с эпохой бунтующего зверя-человека. Представители неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) проводили различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и потребительского отношения к миру. З. Фрейд вообще не выявлял различий между понятиями культура и цивилизация. Американский исследователь С. Хантингтон придавал цивилизации статус надэтнического образования – “наивысшей культурной общности людей и самого широкого уровня культурной идентичности”, которая определяется “как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей. Отличительной особенностью глобальной политики современности С. Хантингтон назвал ситуацию столкновения цивилизаций: “В этом новом мире наиболее масштабные, важные и опасные конфликты произойдут не между социальными классами, бедными и богатыми, а между народами различной культурной идентичности. Внутри цивилизаций будут случаться межплеменные войны и этнические конфликты”. Он отметил, что в современном мире сосуществуют восемь самодостаточных цивилизаций (западная, мусульманская, китайская, японская, индуистская православная, латиноамериканская, африканская), на границах которых отчетливо выявляются несоответствия и контрасты, являющиеся главной причиной соперничества, конфликтов и столкновений. Столкновения цивилизаций, по мнению С. Хантингтона представляют величайшую угрозу миру во всем мире, и будущее человечества зависит от внимания и сотрудничества между ними, иначе все они “погибнут поодиночке”.

Вопрос 33.(Становление традиций японской культуры)

Японская культура начала формироваться более двух тысячелетий назад. Согласно философской концепции культуры К. Ясперса, Япония наряду с Германскими и славянскими народами позднее всех была втянута в орбиту осевого времени.

Синтоизм является самой древней религиозной традицией Японии, развившейся на основе обожествления сил природы и почитания культа КАМИ (духов и божеств) которые в соответствии с преданиями способствовали возникновению различных природных и социальных явлений. Понятие синто буквально обозначает путь множества ками. Согласно мифологическим воззрениям, Японские острова и предки японцев были созданы божествами ками. Синтоизм в отличие от других религий характеризуется искренним поклонением природе и отсутствием сложных философских абстракций. Постепенно синтоизм синтезировал в себе черты и положения конфуцианства, даосизма и буддизма. Религиозные представления древних японцев отличались значимостью культа предков, которых рассматривали в качестве источника божественной благодати. В Японии предками считаются только прародители по отцовской линии, которые положили основу роду и от которых зависит судьба потомков. Древнейшими письменными источниками по японской мифологии являются составленные в начале VIII в. “Кодзики” (“Записки о делах древности”) и “Нихонги»

Географическое положение Японских островов в дальнейшем обусловило внешнюю политику самоизоляции древнего государства от внешнего мира, получившую символическое название сакоку (страна на замке). Отличительной чертой японской культуры является прочная связь индивида с социальными структурами, значимость иерархичности и церемониальности в традиционном укладе, коммуникативных отношениях, этических представлениях и языке.

 

Японская культура испытала сильное китайское влияние. Это отразилось в заимствовании китайской модели централизованного государства, китайской иероглифической системы письма, а на основе которой был разработан японский алфавит и адаптирован к собственной грамматической структуре японского языка. На китайском языке создавались многие произведения древней японской письменности.

Японское искусство отличается особой эстетической чувствительностью, выражения душевных переживаний, тяготением к отражению гармонии человека с окружающим миром. Природа является основной темой поэзии и изобразительного искусства и при этом сама предстает в качестве средоточия божественного начала.

Созерцательное отношение к окружающему миру, сакрализация и мистификация природы отражены в отличающейся философскими глубинами поэзии Сайгё Фудзивара (XII в.), Сикиси-найсинно. Поэти еский жанр пятистишия танка, зародившийся в недрах японского народного песенного творчества, является своеобразным символическим уподоблением микромодели мира. Самая ранняя поэтическая антология второй половины 8в «Манъёсю» содержит не только танка, но и не ограниченные размером ДЛИННЫЕ ПЕСНИ.

Классический стиль в японском искусств достиг расцвета в хэйанскую эпоху (IX–XII вв.), получившую свое название по главному культурному центру Хэйан (Киото) Эстетические каноны отличалисьгармоничностью, утонченностью, уравновешенностью и отразились в декоре дворцов, садов, содержании миниатюр.

Дзэн как разновидность буддизма в Японии делает пристальный акцент на занятиях медитацией. Дзэнское мировосприятие, основанное на присущем ему видении внутренней сущности вещей и ставшее преобладающим стилем жизни, охватило разные аспекты японской культуры, начиная с изобразительного искусства и оканчивая боевым мастерством.

 

Билет 9

№9 (Культура и личность)

Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.

Обращенность культуры к человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они развертываются на трех восходящих друг над другом "ярусах". На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника. На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров. И в первом и во втором случае личность в произведениях личность в произведениях культуры пока еще не выявляется, она впервые находит воплощение в библейских сюжетах, а затем приобретает более четкое проявление в творениях эпохи Возрождения и Просвещения. Создавая своей творческой деятельностью произведение искусства, выдающаяся личность вольно или невольно переносит на продукт своего творчества – роман, художественное полотно, скульптуру, музыкальное произведение т. п. – печать своей личностной индивидуальности. Только индивидуальность помогает подлинному творцу в искусстве, науке, философии, политике, религии ломать устаревшие представления и стереотипы, преодолевать мышление и действие, сковывающие инициативу и энергию людей, вносить новые сюжеты, новые образцы, новые содержания и формы в развитие культуры.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!