Что происходит в процессе психосинтеза?



Пятое занятие                                   Субличности

На прошлых занятиях мы уже говорили, что перестройка, осуществляемая на пути испытания,  затрагивает весь механизм стремящегося.

Это физический, эмоциональный и ментальный проводники. И обращаясь к карте внутреннего мира, мы можем разместить на ней ощущения, эмоции, мысли, которые мы последовательно  рассматривали и их взаимосвязи. Мы вводили их в поле сознания, анализировали, учились их контролировать и управлять ими. Сегодня, продолжая дальше изучать инструмент личности, мы поговорим осубличностях.

Субличности – что это такое?

Одно из самых вредных заблуждений — представление о себе как о целостном, неизменном и во всем последовательном существе. Но мы легко можем убедиться вобратном, осознав, как часто мы меняем свою общую картинумира. Поэтому и жизнь временами кажется нам болотом, временами гонками и кошмаром.Различные модели мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой из них мы вырабатываем соответствующий образ себя и сценарий поведения для этого образа: систему поз и жестов, чувств, поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов образует нечто вроде личности в миниатюре или, как мы будем называть ее, субличность.

Субличности — это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующие в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. Говоря словами португальского поэта Фернандо Пессо: «В каждом углу души моей алтарь иному божеству».

Или по другому: «В каждом из нас — толпа».Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, домохозяйка, саботажник, организатор, добряк, авантюрист, благоразумный, беззащитная крошка, знаток, одинокое сердце, «что подумают люди», критик, — каждый со своим набором поз, эмоций и мыслей и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека. Нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом. Как говорит Ассаджиоли: «Несколько субличностей постоянно спорят и воюют посредством  импульсов, желаний. Это состояние  бесконечной внутренней борьбы». Субличности могут друг другу в корне противоречить. Когда на «экране» сознания происходит смена транслируемых субличностей, то в считанные секунды меняется все: повадки, жесты, выражение на лице, мысли и состояния – иногда до неузнаваемости.

Каждая субличность организовывается вокруг какой-либо потребности личности. Сила субличности - результат тех обстоятельств, которые породили эту потребность. Итак, каждый из нас – это разнообразная смесь отдельных субличностей.

Наличие субличностей – это одна из главных причин неуверенности в себе.Мы пытаемся оценивать себя, как целостную личность и делаем такие же обобщающие выводы об окружающих, дескать, «вот, этот человек – вообще неудачник, а тот, вообще, – хороший и успешный.Насколько легко и непринужденно мы в своем уме навешиваем ярлыки на других, настолько же переменчиво оцениваем самих себя. Когда что-то получается, мерещится, будто  моя личность  –прекрасна. Когда допускаются ошибки, тогда собственное личностное «я» может показаться грешным и второсортным.Так происходит, когда личность представляет собой не цельную структуру, а набор сменных ролей – такой букет возможных отождествлений.

Пока в глубинах бессознательного сохраняется арсенал противоречащих друг другу субличностей, ожидающих своего часа на троне нашего личностного «я», человек мучается от постоянной неуверенности в себе – то ли он «тварь дрожащая, то ли право имеющий».Субличности можно сравнить состровкам, на которых временно закрепляется самооценка – и низкая, и высокая.

Таящиеся в бессознательном ложные личности с ярлыком низкого сорта могут ощущаться в повседневности, как леденящие душу подозрения на свой собственный счет. Знакомо такое ощущение сомнения в себе? Субличности с высоким рейтингом фонят из бессознательного высокими желаниями и надеждами. Когда такие желания осуществляются и надежды оправдываются, тогда мы временно отождествляемся с позитивной частью, и еёпринимам за себя. Обратный откат, как правило, происходит с болезненной ломкой.

Большая часть всех наших вращений в реальности происходит как раз в таком лавировании, где негативные унизительные тождества всеми силами избегаются, а позитивные возвышающие всеми правдами и неправдами притягиваются – иногда более-менее реалистично, иногда откровенно за уши.

Просчеты, ошибки и чужое мнение задевают, когда резонирует с негативными тождествами из бессознательного, словно человека заставляют признать, какое же он все-таки плохой. Позитивные оценки радуют, так как дают шанс проснуться и вступить в силу субличностям, уверенным в своем праве на признание и любовь.

Собственно различной сложности психодинамические структуры(постоянно изменяющиеся), насыщенные энергией части нашей психики всегда расположены вокруг «Я». Это, например, качества личности, черты характера. Их изначальная задача - обеспечивать целостность личности. Но когда в процессе развития и многократного повторения они закрепляются, их структура усложняется и кристаллизуется,то они начинают стремиться к независимому существованию. Тогда эти психические структуры и становятся субличностями, обладающими собственными характеристиками старающимися удовлетворить свои потребности через личность. Они могут быть разного возраста и старые более закристаллизованные  хуже поддаются трансформации.Но всесубличности всегда ищут самовыражения во внешнем мире,исполняя функцию инструментов самовыражения личности. Их можно назвать линзами, через которые видна сама личность.

Первичная функция субличностей, находящихся в зачаточном состоянии, заключается в защите личности. Они развиваются из потребности к адаптации к окружающему миру и необходимы для выживания.

Здесь уместно будет следующее сравнение: душа многократно воплощается посредством личности, чтобы обрести определённый опыт. Когда личность выполняет задачу или безнадёжно останавливается в развитии, не желая воспринимать посылы свыше, душа принимает решение о смене личности.  Личностьтакже  накапливает новые качества,создавая энергетические структуры, ядром которых является какая-то конкретная цель(научиться чему-то, создать в себе качество) во внутреннем мире, и они играют полезную роль, поддерживают целостность личности, пока не становятся ограничивающими и стремящимися к независимому существованию. Вот тогда мы и   говорим о рождении субличности, и   она может быть рассмотрена, как часть личности. Став такой частью, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания. Создаётся впечатление, будто бы отдельные качества индивида усиливаются, и они начинают вести независимую жизнь, имеющую собственные цели и желания. И часто это вступает в конфликт с другими частями личности. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные качества. Этот процесс часто протекает бессознательно и сопровождается знакомым ощущением:« Я не хотел так делать и всё-таки сделал это снова!»Тогда возникает вопрос о работе с субличностью и её трансформации.

Представьте себе текст пьесы, в котором не указаны имена действующих лиц, и выслышите лишь их реплики. Ее трудновато будет слушать, не так ли? И для понимания сюжета очень было бы существенно знать, какие реплики произносятся одним и тем же героем, а какие – разными. Примерно в этом положении оказываемся мы с вами, когда пытаемся навести порядок в своем внутреннем мире.

 Там звучат разные голоса, которые определенно отвечают каждый за свое место в психике, но какое именно, не всегда ясно. Выражения "поддаться настроению", "минута слабости", "порыв чувств" могут вводить в сильное заблуждение, так как предполагают вроде бы единство психики – увы, иллюзорное. Думать, что все реплики внутреннего мира принадлежат единой личности человека, у которой время от времени лишь "меняется настроение" - большая наивность. Ибо у человека меняется не только настроение - меняется и цель, и ценностная система, и этика, и выражение лица и стилистика речи. Но даже и словесные формулировки типа "Я собой недоволен", "Я поступил плохо", "Я этот грех себе простил", "Я что-то разленился", "Я должен себя переделать", "Я решил себя побаловать" явно подразумевают разделение единого "я" на части – субличности. И в самом деле, что стоит за фразой: "Я слишком строг к себе"? Если вдуматься, в ней фигурирует несколько «я». То, которое ведет себя легкомысленно. То, которое судит или ограничивает и то, которое считает предыдущее слишком усердным. На протяжении всей нашей жизни субличности формируются посредством постоянных повторений, но к счастью они могут быть преобразованы.

Пример. Когда мы ставим в определённом возрасте себе задачу развить дисциплину, и начинаем работать над этим, мы создаем определённые ментальные установки, у нас складываются определённые привычки, режим дня, поведение, окрашенное особым эмоциональным настроем. Всё это вместе и есть психодинамическая структура, которая нам помогает добиться цели и, конечно, имеет влияние на весь образ жизни. Как видите – изначальная цель прекрасна и созданная структура помогает ей реализовать. Но наступает момент, когда мы должны выйти за рамки этой, вроде бы положительной со всех сторон, структуры, но не позволяющей впустить творческую новизну и самостоятельность в нашу жизнь, изменить свой образ. И мы хотели бы этих перемен, но наработанный сценарий поведения превращается в субличность «послушного ученика», которая постоянно старается вернуть нас к определённым правилам поведения, заставляя нас делать выбор в пользу привычного и знакомого, определённых правил  вместо новизны.

Или пример стремящегося, преданность которого определённым знаниям на начальном этапе роста правильна и помогает, но по мере развития должна уступить место новому вмещающему подходу. Субличность «Преданности» портит жизнь многим стремящимся на пути духовного поиска. Они настолько привержены определённым авторитетам, пусть самым лучшим и правильным, что привыкают ответ на любой вопрос искать примерно так: « а что сказал об этом такой - то автор» и самостоятельно размышлять не хотят.

Зачем нам заниматься субличностями?

Чтобыосуществить интеграцию личности, мы должны научиться управлять своими личностными мирами, которые мы изучали на предыдущих занятиях. Научиться управлять не только эмоциями мыслями, но и овладеть более крупными психологическими образованиями внутри себя — субличностями, каждая из которых обладает определённым набором ощущений, эмоций и мыслей. Чтобы вести сознательную жизнь мы должны осознавать составные части личности.Мы должны  изучить  их, понять, какой этаж нашей психики, включая этажи бессознательного, они занимают, увидеть, с какими социальными ролями они связаны, и привести их к состоянию единства и гармонии.

По мере выявления субличностей, нарастает понимание, что оценка собственного личностного «я» на уровне «хорошо»-«плохо» –это большой самообман. Ведь мы оцениваем внешнее поведение, присущее очередной субличности. Когда знаешь, каков ты есть и на что в этой жизни со своими качествами можешь реально рассчитывать, тогда чужое мнение воспринимается без всяких штыков и праздничных эйфорий – всего лишь мнение – порой, откровенно пристрастное.

То есть реальная уверенность в себе – это не завышенная самооценка, а такое основательное и твердое знание себя, которое перестает зависеть от критики, похвалы, частных провалов и успехов.

Это способность и  смелость «судить» о себе самостоятельно. Уже ради этого целесообразно прояснять состояние своего внутреннего мира, чтобы опираться уверенно, прежде всего, на собственное реалистичное понимание происходящего.

Поэтому, когда ситуация все-таки побуждает снова и снова в себе сомневаться, целесообразно перестать себя успокаивать и поглядеть своим сомнениям  открыто в глаза и изучит состояние своего внутреннего мира.

Почти у каждого из нас бывают жизненные ситуации, когда мы поступаем так, как не хотели бы поступать, но никак не можем изменить свое поведение. Это часто сопровождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами, где каждый старается убедить в собственной правоте. Обычно человек  ощущает это, как внутреннее колебание, сомнение, взвешивание "за" и "против". Он не слышит отдельных от себя "голосов", т.к. отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решения. Даже если это решение неудачное - он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, считая себя цельной личностью, а в худшем - он ищет виноватого на стороне.

Поэтому мы должны научиться видеть себя со стороныт.е.создать внутреннего наблюдателя - это основа эффективной работы с психикой.Например, когда мы представляем, что беседуем с некой «субличностью», мы автоматически ставим себя в позицию наблюдателя и нам легче держать дистанцию и видеть все происходящее с этой позиции. И работа наша идет гораздо эффективней.

Мы можем также для большего понимания говорить о внутреннем мире, как о некой системе, состоящей из простых и сложных схем.Тогда методика работы с субличностями просто позволяет видеть отдельные схемы-компоненты самого себя и общаться с ними, распознавать такие схемы. С позиции наблюдателя легче найти сбои в общей системе. И самое главное, что из всего множества этих субличностей подавляющее большинство нормально работает. Они в балансе и мы о них не знаем, потому что им ничего не надо. Погоду портят единицы. С ними и надо работать, это те, которые не поддерживают целостность, а стремяться к независимому существованию.Таким образом, говоря с субличностями,мы модифицируем работу системы. Ведь всё, что мы  делаем в жизни, находит свое отражение в изменениях системы внутреннего мира. Что-то активируется, что-то затухает. И мы можемиспользуяопределённые инструменты  вмешиваться в привычную стереотипную работу отдельных систем и изменять ее. Это не просто, потому что процесс более сложен, чем гаечным ключом подкрутить ослабшие винтики, но вполне возможно. Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями, которые фактически отражают потребности целостной личности, каждая субличность — это часть нас и выполняет важные для вас функции.

Когда мы воспринимаем мир и самих себя, то отождествляем себя с той или иной субличностью. Их много, и они могут сменять одна другую и как правило, это неосознаваемый процесс. Но как только человек научается осознавать их голоса, он начинает по-настоящему изучать себя, узнавать сущность своего Я. «Не зная и не понимая себя, нельзя управлять собой», — подчеркивает Ассаджиоли.

Каждая субличность обладает энергией, уничтожить которую нельзя, ее можно лишь преобразовать.

Субличности – это программы, которые мы создаем для решения повторяющихся схожих задач, исполнения тех или иных ролей.И эти программы могут быть преобразованы.

Создание таких программ – это  создание инструментов, помогающих человеку более эффективно и гармонично разрешать  конкретные жизненные ситуации.Мы ведём себя по-разному, как жена, как дочь, мать и эти различия нормальны.У каждого из нас есть разные сценарии поведения — для разных отношений, которые мы формируем с другими людьми, группами, и это правильно и хорошо, если мы не идентифицируем себя с теми программами, а осознаем, что это лишь роли, которые мы играем. И хоть это может показаться парадоксом, но чем меньше мы отождествляем себя с определенной ролью, тем лучше мы ее играем.Подчеркивать это «исполнение ролей» весьма полезно. Нашей целью является свободное  личностное «я»,«я»-сознание, которое может осознанно играть различные роли. А субличности возникают в результате дезинтеграцииразличных психологических черт индивида.

Часто в нас идёт  борьба между двумя голосами, один из которых твердит: «Всё идёт хорошо! Продолжай в том же духе», а второй противоречит: «Ты никогда не сможешь добиться этого». Каждый голос старается убедить второй в собственной правоте. И часто мы поступаем не так, как хотели. При таком внутреннем конфликте творческая и жизненная энергия тратиться лишь для разжигания конфликта. Энергии на творческое поведение не остаётся, тело устаёт, мысли преследуют друг друга, чувства расщепляются.

Что происходит в процессе психосинтеза?

В процессе психосинтеза личность переходит из состояния разноголосой толпы противоречивых тенденций в состояние гармоничного целого, осмысленно организованного вокруг единого центра— личностного «я», которое может управлять любой из функций этого психофизиологического организма.

Нет плохих или хороших субличностей. Все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только тогда, когда контролируют нас. Поэтому одна из целей нашей работы состоит в том, чтобы не позволить им подчинять нас себе и, следовательно, ограничивать,— чтобы обрести способность отождествляться и разотождествляться с ними по своему желанию.Мы не должны бытьпленником субличности? Не должны идти на поводу у навязываемыхстереотипы, не допускающих  каких-либо иных.

Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как «я», как центр личности.Мы изучаем субличности, чтобы снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующихсуб-«я».И психосинтез помогает человеку, его практикующему, увидеть в себе те негативные психологические программы и тенденции, которые мешают обрести целостность, и постепенно преобразовать их в позитивные и гармоничные.

Можно суть психосинтеза выразить тремя девизами:

- познай самого себя;

- овладей самим собой;

- измени самого себя.

Идеи древних греков, «познай самого себя», в психосинтезе дополняются идеями управления собой и самотрансформации.

Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно научиться быть гибким, чтобы не зависеть от субличностей, но в то же время и не подавлять их самовыражения и не игнорировать их потребности, иными словами, уметь  с ними сотрудничать.

Как распознать субличность?

Работа с отдельными субличностями — это первый необходимый шаг. Предприняв его, мы сможем понять определить, каким образом нарушается наша целостность и выявить взаимоотношения между разнымисубличностями.

Итак, на  разные внешние обстоятельства и ситуации реагируют различные части нашей психики. Такие реакции имеют молниеносный характер и часто протекают бессознательно. Всем нам хорошо известна ситуация, когда за фразой произнесённой в определённом тоне, следует уж очень знакомая ситуация. Хотя мы часто узнаём спектакль, но как изменить этот сценарий?

Итак, стадииработы с субличностями:

1. Осознание и распознавание;

2. Приятие

3. Координация и трансформация

4. Интеграция

5. Синтез

Собственно мы начинаем работать с субличностями так же, как с эмоциями и ментальными установками, этот механизм нам уже знаком. Только теперь мы имеем дело с более сложными образованиями, включающими и ощущения и эмоции и мысли.

Осознание и распознавание

Распознавание или выявление всегда требует позиция наблюдателя.В процессе исследования эмоций, мыслей мы наработали, в какой-то степени навык наблюдателя и это нам будет помогать. То, что находится в фокусе внимания, всегда проясняется и становится видимым.

Для начала напомним, что все мы играем стандартные роли сына или дочери, роли в профессиональном качестве. Например, как только мы приходим домойи одеваем тапочки, автоматически в нас будто-бы включается тумблер и мы переключаемся,например, на роль жены.

Нас же интересуют неосознаваемые, скрытые  и возможно подавляемые субличности, которые создают в нашей жизни противоречия и препятствуют интеграции личности.Способ организации субличностей при их исследовании  может удивить идаже смутить, настолько разные и порой противоречивыечерты проявляются в различных ролях. Простейшее средство осознать наиболее сильные из них — ответить 20 раз на вопрос «Кто Я?» Некоторые из них могут быть более близки к осознанию, другие — более удалены от него, часть находятся в нижней бессознательной области, иные — в области сверхсознания, многие — среднего бессознательного.

На этом этапе психосинтеза мы будем исследовать только те из них, которые попадают в поле нашего сознания изсреднего бессознательного, а это значит, что общаясь с ними мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области "втягивается" в поле сознания легче всего.

Итак, обычно люди переключаются с одной роли на другую, ничуть не осознавая этого, — в памяти остается лишь слабый намек на это — однако они становятся другими людьми: изменяются их действия и весь набор черт, им присущих. Мы ставим задачу – видеть и осознавать изменения, а значит переключения с одной роли на другую.

Так, как каждая субличность обладает определённым набором ощущений, эмоций и мыслей, и именно наблюдение за своими личностными инструментами (позами, ощущениями, ментальными установками) путь к их распознаванию. Если мы будем внимательны, то нам не составит труда отследить, как у микрофона личности меняют друг друга субличности. Наблюдаем и фиксируем субличности.

Ведь мы уже исследовали свои разнообразные  эмоции и ментальные установки, определяющие нашу жизнь. Мы выявили негативные эмоции и разработали схемы работы с ними. Мы обнаружили ментальные установки, являющиеся сдерживающими.Мы построили маршрут перехода от ограничивающей установки кразвивающей.

Ментальная установка

Ограничивающая Обстоятельства управляют моей жизнью Развивающая Я управляю своей жизнью
Мои жизненные обстоятельства не позволяют мне уделять достаточно  внимания эзотерическому образованию Я управляю своими обстоятельствами.  Я использую все мои обстоятельства,  как возможности для развития

Помните такую таблицу – пример работы с ограничивающей установкой

Такая ограничивающая установка, конечно, является выражением определённой субличности, у которой наработан сценарий поведения, определённые эмоции, мимика и.т.д. Мы для примера назовём «узник обстоятельств». Она не всегда была ограничивающей. На каком-то возрастном этапе она помогала нам приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. А многие субличности берут своё начало в раннем детстве и играют, безусловно, защитные функции. Мы вырастаем из этих ограничений, но они продолжают управлять нами из бессознательного.

Простой пример – как услышать субличность. Можно просто представить какую то нестандартную ситуацию.

Представьте, что вы потеряли кошелек. Вы можете испытать досаду и сожаление и даже вину, и услышите, голос внутреннего обвинителя (надо быть внимательней, после него) включается внутренний адвокат, оправдывающий ваш поступок. На какой-то момент вы становитесь ареной, на которой происходит дискуссия между частями вашей личности. Разве вы замечали в себе подобные диалоги, когда одновременно множество голосов проявляются в вашем сознании? Они вступают в противоречие друг с другом, и вы оказываетесь в ситуации внутреннего конфликта, который доставляет вам определенные неудобства. Вы можете услышать в себе голос целой толпы голосов, населяющих ваше внутреннее пространство.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!