Соотношение знаний, умений и навыков в поведенческом репертуаре и количество повторения ситуаций, необходимого для их формирования



 

Под знанием подразумевается информация о чем-либо. Знание существует в виде следов памяти и может быть декларативным и процедурным. Под декларативной памятью подразумевается информация о свойствах каких-либо объектов, о событиях и ситуациях. Под процедурной памятью (двигательной памятью) подразумевается информация о каком-либо действии (поведении).

У животных знание формируется в результате наблюдения. Во всех остальных случаях, при всех других формах научения знание формируется в результате первых нескольких повторений сочетания причины и следствия или встреч какого-либо объекта: от нескольких раз до нескольких десятков раз.

Обладание знанием еще не гарантирует воспроизведения, а тем более качественного воспроизведения его на уровне поведения.

Умением называют действие, поведение, не достигшее уровня автоматизации.  Для формирования умения необходимо повторить действие от нескольких десятков до нескольких сотен раз.

Навыком может быть любое действие, в том числе и невидимое, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэтапной сознательной регуляции и контроля.  То есть навык — это такое действие, которое воспроизводится эффективно с точки зрения выполняемой деятельности, безотказно, быстро, однообразно и независимо от внешнего влияния. Различают навыки двигательные, перцептивные  и интеллектуальные.  Во время дрессировки у животного формируются все виды навыков.

На скорость формирования навыка влияют мотивация или лежащая в ее основе потребность, способность к научению, особенности подкрепления, режим тренировки, методика формирования и опыт животного по освоению других умений и навыков.

2

Игровая потребность и игровая деятельность

 

 

Потребность в игре, по мнению П. В. Симонова, относится к группе потребностей саморазвития и реализуется в процессе игрового поведения.

 

Под игровым поведением подразумевается форма жизнедеятельности молодых животных, представляющая собой комплекс разнообразных поведенческих актов, включающих взаимодействие с биологически нейтральными предметами, другими животными, наделяемыми на период игры ролевыми функциями, соответствующими контексту игровой ситуации.

 

Несмотря на то что игровое поведение включает в себя фрагменты инстинктивных форм поведения (охотничье, оборонительное, пищедобывательное и т. п.), оно не является мотивированным поведением, так как отличается незавершенностью как всего репертуара, так и отдельных его компонентов, отсутствием какого-либо утилитарного (кроме самой игры) значения, т. е. удовлетворения поведения. О наличии специфической игровой потребности косвенно свидетельствует тот факт, что животное нельзя заставить играть путем какого-либо другого положительного или отрицательного подкрепления. Подкреплением игры служит сама игра. Именно поэтому животное многократно повторяет какое-либо действие, длительное время не получая при этом какого-либо натурального подкрепления.

Условием игрового поведения служит комфортное состояние организма, определяемое степенью удовлетворения основных потребностей. Чувство голода, жажды, страха, боли, агрессии, половая мотивация исключают игровое поведение.

Для игрового поведения характерны следующие особенности, отличающие его от других форм деятельности.

1. Наличие специфических сигналов, означающих начало и продолжение игрового поведения.

Специальная сигнализация составляет важную часть игрового поведения, во-первых, она выполняет функцию приглашения к игре, во-вторых, показывает «несерьезность», «нарочитость» последующего поведения. У собак такими сигналами являются припадание на грудь и передние лапы, особенная мимика, своеобразный лай, специфические игровые действия.

2. Нормальная для какого-либо мотивированного поведения (например, оборонительного или охотничьего) последовательность действий может остаться незавершенной, т. е. закончиться раньше, чем обычно, иногда в результате перехода к другой деятельности.

3. Отдельные движения, входящие в «нормальную» последовательность, могут быть незавершенными.

4. Может быть изменена последовательность движений.

5. Некоторые движения, входящие в последовательность, могут многократно повторяться.

6. Чрезвычайная избыточность как всей последовательности действий, так и отдельных действий этой последовательности.

7. Смешение элементов поведения, характерных для различных типов поведения. В игре может быть отмечен быстрый переход от, казалось бы, оборонительного к охотничьему поведению, от охотничьего к половому и т. п.

8. Формирование новых движений. Часто во время игр вырабатываются движения, специфичные для игровой ситуации, не имеющие функционального значения помимо нее.

9. Игровое поведение имеет своеобразные правила. Игра прекращается, если один из партнеров причиняет другому сильную боль, демонстрирует агрессивное, явное доминирующее или выраженное трусливое поведение.

10. Игровое поведение всегда эмоционально положительно для играющих.

 

Структура игрового поведения

 

Отталкиваясь от концепции К. Э. Фабри, учитывающей характер взаимодействия животного с компонентами окружающей среды и устанавливаемых с ними связей, можно выделить следующие формы игрового поведения.

 

· Одиночные (индивидуальные) игры

Локомоционные (подвижные) игры  представляют собой игровое перемещение животного в пространстве: бег, кружение, подскоки, прыжки, преодоление препятствий и т. п.

 

· Манипуляционные игры

Манипуляционные игры с биологически значимыми объектами (кость, кусок мяса и т. п.).

Манипуляционные игры с предметами, замещающими биологически значимые объекты или субъекты (предметы-суррогаты, игровые предметы). К этой категории относятся игры с различного рода предметами, достаточно удобными для манипулирования пастью (палки, тряпки, предметы обихода и т. п.), или специальными игровыми предметами (игрушками). Эта форма игры требует от животных развитого воображения, так как при этом игровой предмет наделяется определенной ролью (биологической или социальной — жертва, враг, друг, детеныш, половой партнер).

 

· Совместные игры. Неманипуляционные игры

Парные игры — с одним игровым партнером своего вида или замещающим (животное другого вида, человек) игровым партнером.

Групповые игры — игры с участием нескольких партнеров своего или замещающего вида.

 

· Манипуляционные игры

Парные или групповые игры при участии партнеров своего вида или замещающих партнеров с использованием игрового предмета-посредника.

Совместные игры как социальное взаимодействие могут включать в себя элементы игровой борьбы, преследования друг друга, игрового запугивания, оборонительного поведения, охотничьего поведения и т. п.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 406; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!