Структура поведенческого акта по Л. В. Крушинскому



Nbsp;         Курсовая работа             По дисциплине: «ПМ02 МДК0302 Методы подготовки собак по породам и вида служб» На тему: «Методика формирования игрового поведения»     Выполнила: студентка 3 курса 6 группы Кинологического колледжа Воробьева М. А.   Проверил: Голубев Ярослав Игоревич                              2017 Москва   Содержание   1. Введение................................................................................................................3 1.1.  Поведение: причины и механизма...............................................................3 1.2.  Структура поведения....................................................................................8 1.3.  Общая методика дрессировки....................................................................11 2. Игровая потребность и игровая деятельность.................................................13 2.1. Компенсаторная и замещающая функции игровой деятельности.................................................................................................16 2.2. Разыгрывание................................................................................................18 3. Вывод...................................................................................................................25     1

Введение

В настоящее время под дрессировкой подразумевают род деятельности человека по формированию у животных необходимого для каких-либо целей поведения.

Таким образом, для успешного осуществления дрессировки необходимо:

1) представлять, что такое поведение;

2) знать причины поведения;

3) иметь представление о механизмах поведения;

4) знать закономерности формирования (модификации) поведения и уметь ими пользоваться.

 

Поведение: причины и механизма

 

Поведение — это

 

…вся совокупность проявлений внешней активности животного направленную на установлении жизненонеобходимых связей организма со средой.

 

Обычно поведение классифицируют по его конечным целям или по причинам лежащим в его основе. В связи этим различают:

· Пищедобывающее

· Половое

· Игровое

· Материнское

· Исследовательское

· Оборонительное

Например, под пищедобывающим поведением подразумевают комплекс действий, направленных на добывание какой-либо пищи (цель поведения), которая необходима для удовлетворения голода (причина поведения).

Раньше считалось, что причиной поведения является внешний или внутренний по отношению к животному раздражитель. Однако в процессе исследований были выявлены три основных причины, инициализирующие (запускающие) поведение:

— потребности;

— раздражители или стимулы;

— идеальные причины.

При этом основной причиной поведения принято считать потребность.

 

Под потребностью подразумевают необходимость организма

животных в каких-либо веществах, продуктах, без которых невозможны рост и развитие, а также в ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что в конечном итоге обеспечивает сохранение его жизни и возможность оставить потомство.

 

Потребность является основным фактором при инициализации поведения. Так, собака, будучи сытой, не отреагирует типичным пищевым поведением на появившийся пищевой продукт (пищевой раздражитель). И наоборот, в состоянии голода, т. е. при наличии пищевой потребности, собака может проявить пищевое поведение даже по отношению к раздражителю, имеющему сомнительное пищевое значение.

Деятельность ЦНС по обеспечению сложных поведенческих актов можно представить в виде взаимодействия трех основных блоков:

1. блока приема, переработки и хранения информации (сенсорные системы мозга);

2. блока активации нервной системы — модулирующие системы мозга;

3. блока программирования, запуска и контроля поведенческих актов (двигательные системы мозга).

 

Схема деятельности центральной нервной системы по обеспечению поведенческих актов

 

«Информация внешней среды» — совокупность раздражителей и стимулов внешней среды;

«Сенсорные системы мозга» — совокупность отделов центральной нервной системы, обеспечивающих восприятие, хранение и переработку поступающей информации;

«Двигательные системы мозга» — совокупность отделов центральной нервной системы, осуществляющих планирование, запуск и контроль поведенческих актов;

«Поведение» — внешне наблюдаемая активность организма;

«Модулирующие системы мозга» — совокупность отделов центральной нервной системы, контролирующих ее деятельность и состояние организма;

«Потребность» — физиологическое состояние организма.

 

Весь организм животных пронизан интерорецепторами  (внутренними рецепторами), которые контролируют его физиологическое и биохимическое состояние. Если приводить в пример пищевую потребность, то снижение ниже определенного уровня белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ вызывает реакцию у определенных интерорецепторов. Соответствующая информация передается в модулирующие системы мозга, которая переводит информацию с физиологического языка на психический и берет командование ЦНСна себя. Психическое состояние, развивающееся вслед за потребностью, называется мотивацией.

 

Под мотивацией подразумевают состояние и соответствующую деятельность ЦНС, организующие и поддерживающие специфическое поведение, направленное на удовлетворение потребности. Т. Е. мотивация- это психический эквивалент потребности.

 

Итак, получив соответствующую информацию модулирующие системы мозга селективно (избирательно) активизируют сенсорные системы, повышая порог чувствительности для информации не и понижая пороги чувствительности для важной на данный момент информации. То есть, несмотря на многообразие раздражителей и стимулов внешней среды, благодаря модулирующим системам мозга воспринимается и допускается к дальнейшей обработке ЦНС, только та информация, которая имеет отношение к удовлетворению актуализированной потребности. Причем чувствительность к этой информации повышается. Так, сытая собака пройдет в метре от пищи и не отреагирует на ее запах, голодная же собака может отреагировать на запах той же самой пищи с расстояния 10–20 метров.

Под влиянием потребности модулирующие системы мозга действуют на двигательные системы мозга также избирательно. При этом активируются те программы и двигательные системы организма, которые имеют отношение к удовлетворению имеющейся потребности. Другие программы и двигательные системы затормаживаются. Таким образом, при наличии какой-либо выраженной потребности легче воспроизводятся действия, способствующие удовлетворению данной потребности, действия же помогающие удовлетворению другой потребности воспроизводятся с трудом или не воспроизводятся вовсе. Например, кобель с выраженной половой потребностью будет с большой неохотой выполнять навыки послушания, сформированные на пищевом подкреплении, или играть с дрессировщиком, скорее всего, не будет делать ни того ни другого.

Однако потребность вызывает соответствующее ей поведение не сразу, для этого ей необходимо достичь определенной величины.

 

Потребность и мотивация, которые реализовались через поведение, называются доминирующими, а становятся они таковыми в результате конкуренции потребностей. Во время процесса конкуренции потребностей организм производит оценку наличных мотиваций с точки зрения их важности, величины, эмоциональной стоимости удовлетворения, а также вероятности удовлетворения в данных условиях и энергетическую «стоимость» этого удовлетворения.

 

Выбрав наиболее важную здесь и сейчас потребность, животное приступает к ее удовлетворению. Удовлетворив наиболее важную потребность, животное переходит к удовлетворению следующей по значимости потребности.

Таким образом, приступая к дрессировке, дрессировщик должен создать у своей собаки потребность такой величины, которая бы позволяла ей однозначно выигрывать в процессе конкуренции. Т. е. если дрессировщик использует пищевое подкрепление, собака должна быть так голодна, чтобы думать только о том, как бы получить кусочек пищи. Если дрессировщик решил использовать игровую потребность, то необходимо так «разыграть» собаку, чтобы она при виде игрушки переставала замечать собак, бегающих рядом с ней.

Существует три основные группы классификаций потребностей: потребности жизнеобеспечения, зоосоциальные потребности и потребности саморазвития.

Потребности жизнеобеспечения обеспечивают прежде всего индивидуальное сохранение живых существ. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную, гигиеническую потребности, потребность во сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях, потребность в экономии сил и т. п. Для своей реализации потребности жизнеобеспечения не требуют участия других особей. Неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели животного.

Зоосоциальные потребности  обеспечивают сосуществование животного с другими животными и способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Зоосоциальные потребности для своей реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида.

Потребности саморазвития  ориентированы на будущее, их значение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе, потребность в превентивной «вооруженности», реализующуюся через имитационную потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и др.

Для потребностей саморазвития характерно то, что они не связаны с индивидуальной и видовой адаптацией к наличной в данный момент существующей ситуации. Потребности саморазвития самостоятельны, невыводимы из других потребностей живого организма и несводимы к другим мотивациям. Игровое поведение животных, нередко требующее партнера, казалось бы, следует отнести к зоосоциальным рефлексам. Однако в игре отсутствуют иерархические тенденции. Игровая борьба молодняка не содержит элементов конкуренции и полностью свободна от агрессивности. Ее единственное назначение — тренировка тех навыков и умений, которые понадобятся лишь позднее для удовлетворения множества витальных и зоосоциальных потребностей.

 

Структура поведения

 

Совокупность возможного поведения животного называют поведенческим репертуаром.  Единицей поведения считается поведенческий акт. Поведенческий акт представляет собой совокупность элементов поведения животного от момента возникновения потребности в чем-либо, до сигнала о ее удовлетворении.  Поведенческий акт может быть простым и тогда включает один элемент поведения (например, факт посадки), или сложным, включающим несколько разнородных элементов (например, навык аппортировки).

Вне зависимости от сложности поведенческий акт строится на основе трех составляющих: наследуемых (инстинктивных) элементов поведения, поведения, приобретенного в результате научения (опыта) и когнитивных (интеллектуальных) элементов поведения. В зависимости от сложности поведенческого акта долевое участие в нем указанных элементов бывает различным.

 

Структура поведенческого акта по Л. В. Крушинскому

 

 

Под научением  понимают «процесс и результат приобретения индивидуального опыта». Этот процесс «всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения, в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи». В процессе научения у животных развиваются те компоненты инстинктивного поведения, которые придают ему необходимую для выживания способность.

Научение может происходить на разных уровнях в зависимости от того, каков его нервный механизм и насколько важны или сложны те структуры, которые в нем участвуют. Некоторые виды научения могут осуществляться уже на уровне рецепторов или спинного мозга, для других же необходимо участие подкорковых структур или миллиардов нервных цепей коры головного мозга. Одни формы научения осуществляются автоматически и непроизвольно. Другие требуют такого участия когнитивных механизмов, на которое может быть способен лишь развитый мозг высших млекопитающих. В связи с этим различают несколько форм научения:

Ø импринтинг (запечатление),

Ø негативное научение (привыкание),

Ø научение на основе классических условных рефлексов,

Ø научение на основе оперантных условных рефлексов,

Ø латентное научение,

Ø научение в форме доминанты,

Ø имитационное научение (подражание)

Ø когнитивные формы научения.

В дрессировке участвуют все формы научения независимо от того, осознает это дрессировщик или нет.

Известно, что поведение животных меняется в течение их жизни в результате активации или дезактивации определенных генов или их мутаций под воздействием каких-либо патологических факторов (например, в результате развития опухоли центральной нервной системы), гуморальных факторов (например, воздействия половых гормонов). Поведение животных изменяется также и в результате накопления опыта — научения.

Изменение поведения в результате научения представляет для человека наибольший интерес, так как позволяет оперативно и физиологично модифицировать поведение в нужном направлении. Именно на способности животных к научению и строится дрессировка. Человек, используя биологические законы научения животных, моделируя обучающие ситуации и модифицируя их в нужном ему направлении, получил возможность формировать заданное поведение. То есть дрессировка не только строится на научении, но и сама представляет собой научение, модифицированное человеком. И на самом деле во время дрессировки и происходит то самоесовершенствование или переделка врожденных элементов поведения в их приспособлении к конкретным условиях жизни особи. Например, к конкретным условиям жизни собаки-поводыря, к условиям жизни караульной собаки или к условиям жизни собаки-компаньона.

 

Общая методика дрессировки

 

По сути дела, дрессировка заключается в том, что человек сознательно или бессознательно создает у животного какую-либо потребность и предлагает удовлетворить ее при помощи нужного ему поведения.

Процесс дрессировки можно представить в виде последовательных стадий.

1. Стадия выбора и создания целесообразной (базовой, начальной) потребности, выступающей как причина необходимого поведения.

При выборе целесообразной потребности учитывают особенности навыка, который необходимо сформировать, породу собаки, ее психофизиологические особенности, пол, возраст и даже время, отпущенное на дрессировку.

Чаще всего необходимые потребности создается путем депривации —  лишения животного чего-либо. Например, чтобы создать пищевую потребность, нужно какое-то время не кормить собаку. Для создания выраженной игровой потребности необходимо разыграть собаку, а для этого требуется определенное время.

2. Стадия удовлетворения базовой потребности: животному при помощи специфических способов дрессировки  предлагается или навязывается выполнение какого-либо действия, которое приводит к удовлетворению имеющейся потребности.

Во время этой стадии происходит несколько процессов, связанных с научением. На этой стадии формируются знания и умения. По мере повторения действие, приводящее к удовлетворению потребности, включается в репертуар поведения, связанного с данной потребностью, т. е. условием удовлетворения данной потребности становится выполнение этого поведения. Факт удовлетворения потребности становится подкреплением предшествующего ему поведения. Формируются связи команды с потребностью и команды с выполняемым действием.

3. Стадия снижения значимости базовой потребности. В результате многократного повторения действие приобретает свойства навыка, что делает его достаточно автономным по отношению к базовой потребности. Кроме того, во время дрессировочного процесса дрессировщик сознательно или бессознательно использует и другие потребности: социальную, потребность в положительных ощущениях (ласковая интонация, оглаживание и т. п.), пищевую, игровую, потребность в двигательной активности и даже оборонительную. В связи с этим автономность навыка от базовой потребности увеличивается.

4. Стадия автоматизации действия до навыка.  При многократном повторении действие приобретает свойства подкрепления: правильно выполненное, оно вызывает положительные эмоциональные ощущения. При этом первоначальная потребность перестает играть ведущую роль в воспроизведении данного поведенческого акта. Однако если в течении продолжительного времени животное не достигает результата, который бы служил подкреплением какой-либо актуальной потребности, поведение затухает.

Основными понятиями дрессировки, помимо рассмотренных выше, являются: метод дрессировки, способ дрессировки, методика дрессировки и подкрепление, знание, умение и навык.

Пытаясь научить чему-либо собаку — выдрессировать ее, человек создает условия, способствующие реализации той или иной формы научения: импринтинга, классических условных рефлексов, оперантных условных рефлексов и т. п. Таким образом, метод дрессировки  можно определить как совокупность теоретических и практических положений по формированию поведения, отражающих закономерности конкретной формы научения.

 

Под способом дрессировки подразумеваются такие непосредственные или опосредованные воздействия на животное, которые приводят к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз.

 

В настоящее время различают следующие способы дрессировки:

— наведения;

— наталкивания;

— пассивной флексии;

— отбора поведения;

— альтернативного поведения;

— игрового поведения;

— имитационный;

— оборонительного поведения;

— агрессивно-оборонительного поведения.

Дрессировка как научение происходит во времени и может характеризоваться сменой методов и способов. Организацией и регламентацией процесса дрессировки вообще и в каждом конкретном случае занимается методика дрессировки, которая определяет выбор и последовательность методов и способов, потребностей, их выраженность и приемы их формирования, вид и режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность отработки навыка, организацию тренировочного процесса и т. д.

Можно выделить общую методику дрессировки,  которая регламентирует более или менее продолжительный этап дрессировочного процесса. Например, методику освоения дисциплинарного курса. И частную методику дрессировки,  регламентирующую отработку конкретного навыка. Например, методику формирования навыка посадки. То есть методика отражает алгоритм практических действий дрессировщика по формированию поведения.  Это наиболее динамичная категория дрессировки и может существовать во множестве вариантов.

То, что влияет на запоминание и воспроизведение элементов поведения, называется подкреплением.  То есть подкреплением может быть любое событие, влияющее на частоту повторения в будущем связанного с ним поведения. Событие, которое увеличивает частоту повторения в будущем связанного с ним поведения, является положительным подкреплением. Событие, которое уменьшает частоту повторения в будущем связанного с ним поведения, является отрицательным подкреплением.

С точки зрения мотивированного поведения положительным подкреплением может быть любое событие, сигнализирующее об удовлетворении потребности или увеличивающее вероятность ее удовлетворения. Отрицательное подкрепление исключает удовлетворение потребности или уменьшает вероятность ее удовлетворения.

Различают также натуральное и условное подкрепление.  Натуральным подкреплением обычно называют событие, связанное непосредственно с физиологическими процессами организма, или непосредственное воздействие на животное. Условное подкрепление является условно-рефлекторным эквивалентом натурального подкрепления. Например, если вы постоянно перед дачей пищи повторяете слово «Хорошо!», со временем по законам классического условного рефлекса это слово становится сигналом предъявления пищи и приобретает свойства натурального подкрепления.

Выделяют также аверсивное подкрепление, под которым подразумевают воздействия, приводящие к болевым или неприятным ощущениям у животного.  Аверсивное подкрепление может быть положительным, отрицательным и условным. Поскольку аверсивное подкрепление всегда связано с отрицательным эмоциональным состоянием, использование его в дрессировочном процессе должно быть крайне ограниченным.

Различают постоянное  и вариабельное подкрепление.  При постоянном режиме подкрепление предъявляется в связи с каждой единицей поведения (подкрепляется каждый навык). При вариабельном режиме подкрепление может предъявляться через определенные промежутки времени, после определенного количества воспроизведенных навыков или случайно. Постоянный режим подкрепления обычно используют на начальных этапах дрессировки. Вариабельный режим подкрепления позволяет отобрать и закрепить лучшие варианты навыков и способствует их более быстрому и лучшему закреплению.

С точки зрения процесса научения дрессировка представляет собой последовательный процесс от формирования знания к умению и от умения к формированию навыка.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 772; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!