ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МАРТОВА О СНЯТИИ ДОКЛАДА ПК 6 страница



Итак, вот два противоположных взгляда, которые надо ясно понять всякому, же­лающему разобраться


42___________________________ В. И. ЛЕНИН

в принципиальной пропасти между социалистами-революционерами и социал-демократами. По одному взгляду, крестьянское движение есть социалистическое, по другому — демократически-буржуазное движение. Отсюда можно видеть, какое неве­жество обнаруживают наши социалисты-революционеры, когда они повторяют в сотый раз (сравни, напр., № 75 «Революционной России»36), будто ортодоксальные марксисты когда-нибудь «игнорировали» (знать не хотели) крестьянский вопрос. Против такого круглого невежества можно бороться только одним способом: повторением азбуки, из­ложением старых последовательно-народнических взглядов, указанием в сотый и в ты­сячный раз на то, что действительное различие состоит не в желании или нежелании считаться с крестьянским вопросом, не в признании или игнорировании его, а в различ­ной оценке современного крестьянского движения и современного крестьянского во­проса в России. Тот, кто говорит об «игнорировании» марксистами крестьянского во­проса в России, есть, во-первых, круглый невежда, ибо все главные произведения рус­ских марксистов, начиная с Плехановских «Наших разногласий» (вышедших свыше двадцати лет тому назад), главным образом и посвящены были разъяснению ошибоч­ности народнических взглядов на русский крестьянский вопрос. Во-вторых, тот, кто толкует об «игнорировании» марксистами крестьянского вопроса, доказывает этим свое стремление увильнуть от полной оценки действительного принципиального разно­гласия: есть ли современное крестьянское движение демократически-буржуазное или нет? направлено ли оно, по его объективному значению, против остатков крепостниче­ства или нет?

Социалисты-революционеры никогда не давали и никогда не могут дать ясного и точного ответа на этот вопрос, ибо они безнадежно путаются между старым народни­ческим и современным марксистским воззрением на крестьянский вопрос в России. Марксисты именно потому и называют социалистов-революционеров стоящими на точке зрения мелкой буржуазии (идеологами мелкой буржуазии), что они не могут


________________ МЕЛКОБУРЖУАЗНЫЙ И ПРОЛЕТАРСКИЙ СОЦИАЛИЗМ________________ 43

отделаться от мелкобуржуазных иллюзий, фантазий народничества в оценке крестьян­ского движения.

Вот почему нам опять приходится повторять: буки-аз, ба. К чему стремится совре­менное крестьянское движение в России? К земле и воле. — Какое значение будет иметь полная победа этого движения? Добившись воли, оно устранит господство по­мещиков и чиновников в управлении государством. Добившись земли, оно передаст помещичьи земли крестьянам. — Устранит ли самая полная воля и самая полная экс­проприация помещиков (отнятие земли у помещиков) товарное хозяйство? Нет, не уст­ранит. — Устранит ли самая полная воля и самая полная экспроприация помещиков одиночное хозяйничанье крестьянских дворов на общинной земле или на «социализи­рованной» земле? Нет, не устранит. — Устранит ли самая полная воля и самая полная экспроприация помещиков глубокую пропасть между богатым, многолошадным, мно-гокоровным крестьянином и батраком, поденщиком, т. е. между крестьянской буржуа­зией и сельским пролетариатом? Нет, не устранит. Напротив, чем полнее будет разгром и уничтожение высшего сословия (помещичьего), тем глубже будет классовая рознь между буржуазией и пролетариатом. — Какое значение будет иметь полная победа крестьянского восстания по ее объективному значению? Эта победа уничтожит до кон­ца все остатки крепостничества, но вовсе не уничтожит буржуазного хозяйничанья, не уничтожит капитализма, не уничтожит деления общества на классы, на богатых и бед­ных, на буржуазию и пролетариат. — Почему современное крестьянское движение яв­ляется демократически-буржуазным движением? Потому, что оно, уничтожая власть чиновников и помещиков, создает демократический строй общества, не изменяя бур­жуазной основы этого демократического общества, не уничтожая господства капитала. — Как должен относиться сознательный рабочий, социалист, к современному кресть­янскому движению? Он должен поддерживать это движение, помогать крестьянам са­мым энергичным образом, до конца помогать им сбросить целиком и


44___________________________ В. И. ЛЕНИН

власть чиновников и власть помещиков. Но в то же время он должен разъяснять кре­стьянам, что недостаточно еще сбросить власть чиновников и помещиков. Сбрасывая эту власть, надо в то же время готовиться к уничтожению власти капитала, власти бур­жуазии, а для этого надо немедленно проповедовать полностью социалистическое, т. е. марксистское, учение и объединять, сплачивать, организовывать сельских пролетариев для борьбы с крестьянской буржуазией и со всею российскою буржуазией. — Может ли сознательный рабочий забыть о демократической борьбе ради социалистической или о социалистической ради демократической? Нет, сознательный рабочий называет себя социал-демократом именно потому, что он понял отношение той и другой борьбы. Он знает, что нет другого пути к социализму, кроме как через демократизм, через поли­тическую свободу. Он стремится поэтому к полному и последовательному осуществле­нию демократизма ради достижения конечной цели, социализма. — Почему не одина­ковы условия борьбы демократической и борьбы социалистической? Потому, что у ра­бочих непременно будут разные союзники в той и в другой борьбе. Борьбу демократи­ческую рабочие ведут вместе с частью буржуазии, особенно мелкой. Борьбу социали­стическую рабочие ведут против всей буржуазии. Борьбу с чиновником и помещиком можно и должно вести вместе со всеми крестьянами, даже зажиточными и средними. А борьбу с буржуазией, а значит и с зажиточными крестьянами, можно вести надежным образом только вместе с сельским пролетариатом.

Если мы припомним все эти азбучные истины марксизма, от разбора которых пред­почитают всегда уклоняться социалисты-революционеры, то нам легко уже будет оце­нить следующие «новейшие» возражения их против марксизма.

«Зачем, — восклицает «Революционная Россия» (№ 75), — понадобилось поддержи­вать сначала кре-

В рукописи после слова «должен» следует: «неустанно». Ред.


________________ МЕЛКОБУРЖУАЗНЫЙ И ПРОЛЕТАРСКИЙ СОЦИАЛИЗМ________________ 45

стьянина вообще против помещика, а потом (т. е. в то же время) поддерживать проле­тариат против крестьянина вообще, вместо того, чтобы сразу поддерживать пролетари­ат против помещика, и при чем тут марксизм, — один аллах ведает».

Это точка зрения самого первобытного, детски-наивного анархизма. Об уничтоже­нии «сразу» всей и всякой эксплуатации давно уже, много веков, даже много тысячеле­тий мечтает человечество. Но эти мечтания оставались мечтаниями до тех пор, пока миллионы эксплуатируемых не стали объединяться во всем мире для выдержанной, стойкой, всесторонней борьбы за изменение капиталистического общества в направле­нии собственного развития этого общества. Социалистические мечтания превратились в социалистическую борьбу миллионов людей только тогда, когда научный социализм Маркса связал преобразовательные стремления с борьбой определенного класса. Вне классовой борьбы социализм есть пустая фраза или наивное мечтание. А у нас в России перед глазами две различных борьбы двух различных социальных сил. Пролетариат борется против буржуазии везде, где есть капиталистические отношения производства (а они имеются даже — к сведению наших социалистов-революционеров — внутри крестьянской общины, т. е. на самой что ни есть «социализированной», с их точки зре­ния, земле). Крестьянство, как слой мелких землевладельцев, мелких буржуа, борется против всех остатков крепостничества, против чиновников и помещиков. Не видеть этих двух различных, разнородных социальных войн могут только люди, совсем не знакомые с политической экономией и с историей революций во всем мире. Закрывать глаза на разнородность этих войн посредством словечка «сразу» значит прятать голову под крыло и отказываться от всякого анализа действительности.

Потеряв цельность взглядов старого народничества, социалисты-революционеры по­забыли даже многое из учения самих народников. «Помогая крестьянству экспроприи­ровать помещиков, — пишет там же


46___________________________ В. И. ЛЕНИН

«Революционная Россия», — г. Ленин бессознательно содействует водворению мелко­буржуазного хозяйства на развалинах более или менее развитых уже форм капитали­стического земледельческого хозяйства. Это ли не шаг назад с точки зрения ортодок­сального марксизма?»

Стыдитесь, господа! Ведь вы забыли своего г. В. В.! Справьтесь с его «Судьбами ка­питализма», с «Очерками» г-на Николая —она и другими источниками вашей мудро­сти. Вы припомните тогда, что помещичье хозяйство в России соединяет в себе капита­листические и крепостнические черты. Вы узнаете тогда, что существует отработочная система хозяйства, этот прямой пережиток барщины. Если вы вдобавок заглянете в та­кую ортодоксально-марксистскую книгу, как третий том «Капитала» Маркса, то вы уз­наете оттуда, что иначе как при посредстве мелкобуржуазного крестьянского хозяйства нигде не шло, да и не могло идти развитие барщинного хозяйства и превращение его в капиталистическое37. Чтобы разнести марксизм, вы поступаете слишком уже простым, слишком давно разоблаченным способом: вы приписываете марксизму карикатурно-упрощенный взгляд на прямую смену крупного барщинного хозяйства крупным капи­талистическим! Вы рассуждаете: помещичьи урожаи выше крестьянских, значит экс­проприация помещиков есть шаг назад. Это рассуждение достойно гимназиста четвер­того класса. Подумайте-ка, господа, не было ли «шагом назад» отделение малоурожай­ной крестьянской земли от высокоурожайной помещичьей при падении крепостного права?

Современное помещичье хозяйство в России соединяет в себе капиталистические и крепостнические черты. Теперешняя борьба крестьян с помещиками есть, по ее объек­тивному значению, борьба с остатками крепостничества. Но пытаться пересчитать все отдельные случаи и взвесить каждый отдельный случай, определить с точностью апте­карских весов, где именно кончается крепостничество и начинается чистый капитализм — значит приписывать марксистам свой собствен-


________________ МЕЛКОБУРЖУАЗНЫЙ И ПРОЛЕТАРСКИЙ СОЦИАЛИЗМ________________ 47

ный педантизм. Мы не можем вычислить, какую долю в цене покупаемых у мелкого лавочника припасов составляет трудовая стоимость и какую долю мошенничество и т. д. Значит ли это, господа, что теорию трудовой стоимости надо выбросить?

Современное помещичье хозяйство соединяет в себе капиталистические и крепост­нические черты. Отсюда только педанты могут делать вывод, что наша обязанность взвесить, сосчитать и переписать каждую черточку в каждом отдельном случае по тому или иному ее социальному характеру. Отсюда только утописты могут делать вывод, что нам «незачем» различать две разнородные социальные войны. Отсюда следует на самом деле тот и только тот вывод, что мы должны и в своей программе и в своей так­тике соединять чисто пролетарскую борьбу против капитализма с общедемократиче­ской (и общекрестьянской) борьбой против крепостничества.

Чем сильнее развиты капиталистические черты в современном помещичьем полу­крепостном хозяйстве, тем настоятельнее необходимость теперь же организовать само­стоятельно сельский пролетариат, ибо тем скорее выступит на сцену при всякой конфи­скации чисто капиталистический или чисто пролетарский антагонизм. Чем сильнее ка­питалистические черты в помещичьем хозяйстве, тем быстрее толкнет демократическая конфискация к настоящей борьбе за социализм, — и значит, тем опаснее фальшивая идеализация демократического переворота, производимая при помощи словечка «со­циализация». Вот какой вывод вытекает из смешения капитализма с крепостничеством в помещичьем хозяйстве.

Итак, соединять чисто пролетарскую борьбу с общекрестьянской, но не смешивать их. Поддерживать общедемократическую и общекрестьянскую борьбу, отнюдь не сли­ваясь с этой неклассовой борьбой, отнюдь не идеализируя ее посредством фальшивых словечек вроде социализации, отнюдь не забывая ни на минуту об организации и го­родского и сельского пролетариата в совершенно самостоятельную классовую партию


48___________________________ В. И. ЛЕНИН

социал-демократии. Поддерживая до конца самый решительный демократизм, эта пар­тия не даст отвлечь себя от революционного пути реакционными мечтаниями и опыта­ми создания «уравнительности» при товарном хозяйстве. Борьба крестьян с помещика­ми теперь революционна, конфискация помещичьих земель в данный момент экономи­ческой и политической эволюции во всех отношениях революционна, и мы эту рево­люционно-демократическую меру поддерживаем. Но называть эту меру «социализаци-ею», обманывать себя и народ насчет возможности «уравнительного» землепользова­ния при товарном хозяйстве, это уже есть реакционная мелкобуржуазная утопия, кото­рую мы предоставляем социалистам реакционерам.

«Пролетарий» № 24,                                                                 Печатается по тексту

7 ноября (25 октября) 1905 г.                                                         газеты «Пролетарий»,

сверенному с рукописью


49

МЕЖДУ ДВУХ БИТВ

Женева, 15 ноября н. ст.

Большое сражение, которое дал пролетариат царизму, окончилось. Всероссийская политическая стачка, по-видимому, прекратилась почти везде. Неприятель отступил всего более на одном из флангов (Финляндия), но зато он укрепился на другом (воен­ное положение в Польше). В центре неприятель отступил очень немного, заняв, однако, сильную новую позицию и готовясь к еще более кровавому и более решительному бою. Военные стычки происходят непрерывно по всей линии. Обе стороны спешат попол­нить свой урон, сплотить свои ряды, сорганизоваться и вооружиться как можно лучше для следующего сражения.

Таково, приблизительно, положение дел в настоящий момент на театре борьбы за свободу. Гражданская война естественно отличается от других войн тем, что формы сражений гораздо разнообразнее, число и состав сражающихся на обеих сторонах наи­менее поддается учету и наиболее колеблется, попытки заключить мир или хотя бы пе­ремирие исходят не от сражающихся и переплетаются самым причудливым образом с военными действиями.

Временные приостановки военных действий особенно поощряют предприимчивость «примирителей». Витте лезет из кожи вон, выдавая себя и прямо и через посредство лакейской печати именно за такого «примирителя», прикрывая как только можно свою роль дипломатического слуги царизма. Правительственное


50___________________________ В. И. ЛЕНИН

сообщение признает — к удовольствию наивных либералов — участие полиции в чер-носотенских подвигах. Подслуживающаяся к правительству печать («Новое Время», например) делает вид, что осуждает крайности реакционеров и «крайности» револю­ционеров, конечно. Крайние представители реакции уходят (Победоносцев, Владимир, Трепов), недовольные мелкой игрой. Отчасти они по тупости своей не понимают того, как выгодна эта игра для сохранения наибольшей власти за царизмом; отчасти они рас­считывают — и рассчитывают правильно — что им удобнее развязать себе вполне руки и принять участие в той же самой игре, но в иной роли: в роли «независимых» борцов за могущество монарха, в роли «свободных» мстителей за «поруганные (революционе­рами) национальные чувства русского народа», — говоря попросту, в роли черносотен­ных вождей.

Витте потирает от удовольствия руки, видя «великие» успехи своей удивительно хитрой игры. Он сохраняет невинность либерализма, усиленно предлагает министер­ские портфели вожакам партии кадетов (даже Милюкову, по телеграмме корреспонден­та «Le Temps»), адресуя собственноручное письмо г. Струве с приглашением вернуться на родину, стараясь изобразить из себя «белого», который одинаково далек и от «крас­ных» и от «черных». А в то же время он приобретает вместе с невинностью и капита­лец, ибо он остается главой царского правительства, сохраняющего в своих руках всю власть и выжидающего лишь наиболее удобного момента для перехода в решительное наступление против революции.

Характеристика, которую мы дали Витте в «Пролетарии» , подтверждается вполне. Это — министр-клоун по своим приемам, «талантам» и по своему назначению. Это — министр либеральной бюрократии по тем реальным силам, которыми он до сих пор располагает, ибо с либеральной буржуазией ему еще не удалось сторговаться. Правда, этот торг все же мало-помалу по-

См. настоящий том, стр. 21—22. Ред.


МЕЖДУ ДВУХ БИТВ_______________________________ 51

двигается вперед. Торгующиеся выкрикивают свою последнюю цену, ударяют друг друга по рукам, откладывают сделку до решений предстоящего на днях земского съез­да. Витте старается подкупить буржуазную интеллигенцию, расширяя избирательные права по выборам в Думу, давая ценз по образованию, бросая даже жалкий кусочек ра­бочим (которые должны насытиться 21-м местом при системе непрямых выборов «от рабочих»! !), божась, что только бы собралась Дума, только бы высказалась она или хо­тя бы даже меньшинство в ней за всеобщее избирательное право, и поддержка его, Вит­те, этому требованию вполне, вполне обеспечена.

Но торг все-таки не приводит еще пока ни к чему. Торгующиеся ведут свои перего­воры помимо тех, кто действительно сражается, и это не может не парализовать усилий наших «честных маклеров». Либеральная буржуазия сама по себе охотно приняла бы Государственную думу, — ведь она принимала ее даже в «совещательном виде», ведь она отвергла активный бойкот уже в сентябре. Но в том-то и суть, что за эти два меся­ца, прошедшие с тех пор, революция сделала гигантский шаг вперед, пролетариат дал серьезное сражение и впервые одержал сразу крупную победу. Государственная дума, эта презренная и гнусная комедия народного представительства, оказалась похоронен­ной: ее разбил вдребезги первый удар могучего пролетарского натиска. Революция в несколько недель разоблачила близорукость тех, кто собирался идти в булыгинскую Думу или поддерживать идущих в Думу. Тактика активного бойкота получила самое блестящее подтверждение, которое только может получить тактика политических пар­тий в боевые моменты: подтверждение делом, проверку ходом событий, признание бес­спорным и неоспоримым фактом того, что вчера казалось недальновидным людям и трусливым торгашам слишком смелым «прыжком в неизвестное».

Рабочий класс хорошо пугнул «думских» комедиантов, — так пугнул, что они боят­ся теперь поставить ногу на этот хрупкий, надломленный мостик, боятся


52___________________________ В. И. ЛЕНИН

даже поверить в прочность «новейшей», наскоро произведенной государственными «ремесленниками», починки. Роли немножечко передвинулись. Вчера товарищи Пар­вус, Череванин и Мартов хотели брать революционное обязательство с тех, кто идет на этот мостик, обязательство требовать в Думе созыва учредительного собрания. Сегодня место этих социал-демократов занял президент кабинета министров граф Сергей Юль-евич Витте, который уже дает «революционное» обязательство поддерживать хотя бы одного единственного депутата Думы, требующего созыва учредительного собрания.

Но либеральные буржуа, к.-д., так осрамились первый раз, что не желали бы повто­рения печального опыта. Они уже совсем наладили «избирательную кампанию», наши добрые парламентарии из «Освобождения» и из «Русских Ведомостей»38; они уже вы­брали центральный комитет для руководства этой кампанией; они устроили даже юри­дическое бюро для подачи населению советов относительно того, имеет ли право зем­ский начальник непосредственно разогнать крестьянских выборщиков или должен предварительно спросить губернатора. Одним словом, они уже совсем было улеглись спать на пожалованном всем российским Обломовым диване, как вдруг... невежливым движением плеча пролетариат сбросил Думу и всю «думскую» кампанию. Неудиви­тельно, что либеральные буржуа не склонны верить теперь «революционным обяза­тельствам» ласкового графа. Неудивительно, что они менее склонны теперь пожать протягиваемую им графскую руку, что они чаще оглядываются влево, хотя слюнки и текут у них при виде пышного, украшенного новыми сахарными завитушками думско­го пирога.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!