Историко-формационный подход к типологии государств: концепция духовных формаций Гегеля и марксистская концепция общественно-экономических формаций



С позиций всемирно-исторического процесса развития духа свободы и его объективации в различных формах государства проблему типологии государств трактовал Гегель. "Всемирная история, — писал он, — есть необходимое только из понятия свободы духа, развитие моментов разума и тем самым самосознания и свободы духа — истолкование и осуществление всеобщего духа"1. Формами такого осуществления мирового духа, по Гегелю, являются "четыре всемирно-исторических царства: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское"2. Эти царства, согласно Гегелю, представляют собой объективно-исторические формации (формообразования) мирового духа, Т.е. развития идей разума и свободы во всемирной истории.Со сменой этих всемирно-исторических царств (формаций мирового духа) происходит и смена соответствующих форм государства: восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя), греческому и римскому царствам — демократия или аристократия (свобода некоторых, т.е. части населения), германскому царству — монархия Нового времени с представительной системой (свобода всех). "Восток, — писал Гегель, — знал и знает только, что один свобо­ден, греческий и римский мир знает, что некоторые свобод­ны, германский мир знает, что все свободны"1. Под "герман­ским миром" Гегель при этом имел в виду страны северо-запад­ной Европы, а под монархией — конституционную монархию с системой представительства и разделением властей. Таким образом, гегелевская типология государства строит­ся на основе его учения о развитии и смене во всемирной истории различных общественно-духовных формаций (царств, миров), представляющих собой прогрессирующие ступени осу­ществления разума и свободы, которым соответствуют опреде­ленные типы (формы) государства — теократия, демократия или аристократия, конституционная монархия.

Учение об общественно-экономических формациях, разра­ботанное К. Марксоми Ф. Энгельсомс материалистических, пролетарско-классовых, коммунистических позиций, лежит в основе марксистской типологии государства и права. Определяющую роль в социально-историческом развитии, по марксизму, играют экономические (производственные) отношения, составляющие базис общества, которым обусловливается и соответствующая ему надстройка, включая государство и право. Согласно такому подходу, вся история человечества делится на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщин­ный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капи­талистический строй и коммунистический строй. Трем классово-антагонистическим формациям (рабовладель­ческой, феодальной и капиталистической), основанным на час­тной собственности и классовом делении, соответствуют три типа государства и права: рабовладельческое государство и право, фе­одальное государство и право, буржуазное (капиталистическое) государство и право. При первобытном строе (первобытном ком­мунизме) еще нет государства и права, при коммунизме государ­ство и право как классовые явления отомрут. Применительно к государственности и праву на первой фазе коммунизма (т.е. при социализме) Маркс говорил о диктатуре пролетариата и буржу­азном "равном праве" для регуляции меры труда и потребления.

Цивилизационная типология государств.

Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах. С точки зрения организации государственной власти, места и роли государства в жизни общества, обусловленных системой цен­ностей и господствующей культурой, можно выделить первичные и вторичные цивилизации. Первичные цивилизации — это локальные цивилизации Древнего Востока — древнеегипетская, шумерская, китайская, индийская, иран­ская, бирманская и т.д. Они характеризуются особой ролью государст­венно-правовых институтов — главных факторов организации жизнедеятельности общества. Государство организует материальное про­изводство, создает и транслирует духовные ценности, формирует классы, распределяет произведенный прибавочный продукт. Для осу­ществления

подобных функций государство концентрирует в своих руках практически все ресурсы. Власть существует в форме восточ­ной деспотии, опирается на бюрократический аппарат и репрессив­ные органы. Особое положение в системе власти занимает правитель, личность которого обожествляется, а сам он является главой свет­ской и духовной власти. Государство связано с религией в единый политико-религиозный комплекс, т.е религия выполняет политическую функцию, поскольку обожествляет правителя. Абсолютистские формы власти здесь разви­ваются в силу патерналистских представлений о государстве (госу­дарство-отец), незрелости традиционного общества, прочности сель­ской общины, опирающихся на господствующую систему ценностей. Вторичные цивилизации (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и т.д.) берут начало в Древней Греции и Древнем Риме. Развитие общества происходит за счет постоянных изменений в орудиях производства и общественного разделения труда, появления частной собственности. Следствием этого является формирование зачатков гражданского общества в виде автономной личности собст­венника-производителя. Государство возникает как механизм согласо­вания интересов автономных индивидов. В связи с этим государство ограниченно и не является таким могущественным, как в первичной цивилизации. Светская и духовная власти разделены. В свою очередь светская власть представлена относительно самостоятельными ветвя­ми законодательной, исполнительной и судебной власти. Религия имеет не столько политическое значение, сколько составляет часть культуры общества. Среди исследователей цивилизации можно особо выделить А. Тойнби, Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина и др.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 567; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!