Причины, формы и пути возникновения государства



Причины и формы возникновения государства

Государство – единая политическая организация общ-ва, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юр.обязательные веления, обладает спец.аппаратом управления и принуждения, а также суверенитетом.

Причины возникновения государства :

Экономические – переход от присваивающего хозяйства к переходящему; Социальная; Военная; Психологическая

Энгельс называет три основные формы возникновения государства : афинскую, римскую и древнегерманскую.

·Афины — это самая "чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

·В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

·Возникновению древнегерманского государства в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Причины возникновения государства. К ним относят:

1. Потребность, необходимость руководства масштабными работами, управления массами;2. Необходимость обеспечения общественного порядка (производства, обмена, поведения);3. Необходимость управления

порабощенными народами;4. Социальное расслоение общества, деление общества на классы; необходимость умерять, сглаживать социальные (классовые) столкновения, противоречия..

- необходимость воспроизводства человека, запрещение кровосмешения (инцест) (В.М. Корельский);

- экологический кризис (А.Б. Венгеров);

Пути возникновения государства:

1. Восточный (азиатский) путь и 2. Западный (европейский) путь.

Этот путь отличается от других вариантов возникновения государства тем, что:

1. Родоплеменная знать переросла, трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат);

2. Общественная собственность превратилась в государственную. Частная собственность не имела существенного значения.

3. Политическое господство основывалось не на собственности, на средства производства, а на управление ими;

4. Административно-государственные структуры сложились прежде чем возникла частная собственность (главным образом на землю); государство возникло до появления классов. Это не классовое государство, а сословное государство;

6. Основными причинами возникновения государства были:

- потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с появлением поливного земледелия,

- необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий,

- необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

7. Деспотический характер власти;

8. Медленные темпы становления и развития.

Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:

1. Родословная знать была вытеснена из государственных органов (государственно-чиновничьего аппарата). Они формировались «аристократией богатства»;

2. Экономической основой государства была частная собственность (на землю, скот, рабов);

3. Политическое господство основывалось на богатстве, на частной собственности, а не на должности;

4. Государство возникло после появления классов. Это классовое государство, а не сословное;

5. Основными причинами возникновения государства были: рост производительности труда, появление частной собственности, классовая борьба;

Синтезный путь.

Некоторые авторы предлагают выделять синтезный путь возникновения государства. Он был свойственен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Расслоение различных групп, в первую очередь, происходило по их положению в системе властно-государственной иерархии, выполнению определенных функций. На процесс формирования государства в данном случае влияли опасность и завоевательные войны, прочность сельской общины.Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Рабский труд не получил здесь широкого распространения. Так формировалось государство у германских племен, Древней Руси, Ирландии и т.д.

6:Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского; в современных условиях се развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.). По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

7:Патримониальная теория Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства явился К. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т. е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей. Патриархальная теория происхождения государства К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Р. Филмера, Н. К. Михайловского и др. Они исходят из того, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства. Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.

8:Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др. По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс). Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.

Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних

9:Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.: Расово-антропологическая теория связывает про исхождение государства с положением о физической и психологической неравноценности людских рас и отдельных народов и, соответственно, делит мир на высших и низших представителей рода человеческого. Лишь первые из них являются творцами цивилизации и потому самой природой призваны руководить обще ством и господствовать в создаваемом ими государстве. Иные, не имея способностей к творению, не могут также и усвоить достижения, предлагаемые цивилиза цией, и потому их назначение – подчиняться воле дру гих народов и рас. Представители данной теории – Ж. Гобино и Ф.Ницше – полагали, что государство изобретается высшими (нордическими) расами для обособления от представителей низших рас.

10:Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

11. Классовая теория (материалистическая) (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Функции государства — специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса. Классовая теория определяет государство и право как исторически преходящие, временные явления, связанные с существованием классовых различий.

12. Психологическая теорияпроисхождения гос-ва. ГОС-ВО возникло в силу особенностей человеческой психики │(Петражицкий, Фрейд, Фромм) видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться. Они утверждали, что в результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения —государство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмотря на то, что теория объясняет многие проблемы, чего не в состоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская теории, тем не менее абсолютно неверно объяснять причины возникновения государства только психологическими факторами.

13. Либертарно – юридическая теорияпроисхождения гос-ва. (Основной представитель - В.С. Нерсесянц). Основана на прогрессе свободы, как основного элемента государства. Эта теория отлична от других концепций тем, что трактуя проблемы возникновения права и государства она проводит тесную связь с определенным аспектом понимания их сущности. Каково понимание (понятие) сущности права и государства, такова и соответствующая концепция их происхождения, назначения и развития. На основании либертарно-юридической теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и действуют (как в прошлом, так и в современном мире) как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей.

14.Причины и пути происхождения права:

1. Необходимость установления единого порядка.

2. Необходимость его поддержания.

3. Оформление товарно-денежных отношений.

4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.

Основные пути возникновения права

Восточный путь происхождения права

Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти.

Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Западный путь происхождения права

Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате.

15.Теологическая теория происхождения права (Фома Аквинский, Ж. Маритен). Право — это вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Сильная сторона данной теории в том, что в ее основе лежат, христианская мораль, христианские заповеди: "Не убий", "Не укради". Недостаток состоит в том, что существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теории.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 978; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!