Историческая школа права о его сущности



право - выражение духа народа, который складывается постепенно, в ходе

исторического процесса; право формируется через усложнение действующих в обществе обычаев.

Социологическая теория права о его сущности.

право выступает как совокупность правоотношений, поведения людей в юридической сфере.

два направ­ления: умеренное (Р. Паунд) и отрицающее нормативный характер права, – реалистическое (К. Ллевеллин, Д. Фрэнк, О. Холмс).

Право(Паунд) - режим упорядочения человеческих взаимоотношений, приведение в порядок поведения людей в согласии с совокупностью правил, надлежаще установленных. Оно представляет собой не только нормы, но и их действие, социальные последствия. Второе направление: право – это не нормы, не правила, а решения, принятые в каждом отдельном случае судом. судья создает право, когда решает дело.

Психологическая теория права о его сущности.

право является продуктом человеческой психики. Притязания или чувство долга человека можно считать правовыми лишь в том случае, если они внутренне осознаются индивидом в качестве таковых.

различ право офиц и неоф. Официальное право установлено государством и поддерживается им. Неофициальное лишено этой поддержки, но действует в качестве права в силу осознания его таковым. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. Таким образом, государственное принуждение не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

Псих теор растворяет право в индивидуальной психике, делает его тождественным правосознанию, игнорируя его объективную природу как сложн явления соц жизни, как структуру объективно складывающихся норм.

Марксистская теория права о его сущности.

Классовая (марксистская) теория предполагает, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Право выступает как продукт классового общества, его содержание носит классово-волевой характер.

Естественно-правовой тип правопонимания (юснатурализм).

Гроций, Спиноза, Джон Локк, Монтескье, Дидро, Руссо.
Естественное право проистекает из природы человеческого разума и всеобщих нравственных принципов. Оно не ограничено рамками какого-то государства. Право - некий идеальный образ.
Структуру естественного права оставляют неотчуждаемые прирождённые права человека. Цель государства - охранять эти права. Право и закон противопоставляются. Закон (позитивное право) рассматривается как ошибочное и произвольное искусственное установление государства, как отклонение от естественного права.

Основные различия между естественным и позитивным правом.

Естественное право

1. считается производным от естественного порядка вещей

2. возникает вместе с возникновением человеческих цивилизаций и культуры

3. естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписанных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований

4. свободу, право на жизнь, личное достоинство человек приобретает по факту рождения. Они принадлежат ему изначально и безусловно. Никто не вправе посягать на них.

5. естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозные, нравственные и этические начала, связывающими его с ценностями культуры

Позитивное право

1. искусственное создание, сотворённое людьми.

2. возникает значительно позже, с возникновением государственности

3. позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера

4. свободы и права человек получает от государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать, но и отнять права.

5. отождествляется с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, а не культуры


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!