Памятники истории и культуры как источник краеведения



Памятники истории и культуры следует рассматривать не только как объекты краеведения, но и как продукт определенных общественных отношений, непосредственно отражающих конкретную сторону человеческой деятельности. Поскольку памятники истории и культуры очень разнообразны, то и характер содержащейся в них информации тоже неодинаков и зависит от вида памятника. Общее у них то, что все они носят вещественный характер, и каждый из них представляет собой опосредованно запечатленный факт или явление либо его обобщение в художественно-образной форме. Ценность памятников истории и культуры как источников краеведения заключается в том, что, кроме информации, в силу своей наглядности они погружают нас в атмосферу своего времени, совмещая в себе две на первый взгляд противоположные, а по существу взаимосвязанные функции. Как памятники истории и культуры они являются объектами краеведческой деятельности (памятник-факт), на которые с целью поиска новых сведений направлена активность субъекта. С другой стороны, как хранитель историко-культурной информации, источник уже содержит знания (памятник-знание). Все дело в том, что функции эти заложены в памятнике, но не выполняются одновременно. В одном случае он является исходным моментом поиска научного знания о нем и выступает в качестве памятника-факта, в другом, памятник выступает как источник информации, помогающий составить научное знание о другом явлении.

Важными источниками знаний о крае являются произведения искусства. В памятниках искусства увековечены великие исторические события и выдающиеся люди прошлого, образы родной природы, лики городов и сел. Художественные произведения обладают способностью точно воспроизводить характерные приметы времени и таким образом нести информацию о своей эпохе: об истории края, его природе, о его культурном и экономическом развитии, даже о таких мельчайших деталях уклада жизни, как костюмы, прически, предметы быта, давно канувшие в вечность.

 

Музеи и их значение для краеведения. Музееведение как научная дисциплина.

Музеи - научные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, естественно-научных коллекций, являющихся первоисточниками знаний о развитии природы и человеческого общества.

Первым в России хранилищем археологических древностей, а также драгоценностей, оружия, предметов быта русских царей была Оружейная палата, впервые упоминаемая в литературе в 1547 году.

В 1702-1725 гг. Петр I издал ряд указов о сборе и хранении русских и трофейных орудий, моделей кораблей и т.п. В 1714г. он основал Кунсткамеру. Это был первый публичный музей, в коллекциях которого значительное место занимали исторические памятники. Во второй половине XVIII и XIX веках появляются частные коллекции. В 1852г. открыт Эрмитаж в Санкт-Петербурге. В дореволюционный период было основано 150 музеев, в основном при научных обществах, ученых архивных комиссиях, статистических комитетах и университетах.

Музеи-усадьбы и дворцы были созданы в годы советской власти на базе национализированных дворцово-парковых и усадебных ансамблей - выдающихся памятников культуры.

Музеи различаются по своему значению. Есть музеи центральные всероссийского и республиканского значения; есть музеи местные — национальных республик и областей, краевого, областного, районного или городского значения; есть музеи, являющиеся филиалами других музеев или музейных объединений.

Помимо государственных музеев в нашей стране существует музеи, работающие на общественных началах, разновидностью которых являются школьные музеи.

Выделяют три типа музеев. Большинство из них относится к научно-исследовательским - просветительным. Они призваны одновременно вести научно-просветительскую, образовательную и воспитательную работу.

Следующий тип музея - исследовательские, предназначенные в основном для хранения и изучения первоисточников по какой-либо из научных дисциплин.

Третий тип - учебные музеи, которые должны содействовать улучшению учебного процесса. Тип музея в основном определяет характер фонда музейных коллекций и направление его деятельности.

Музеи разделяются также по профилям. Профиль музеев определяется их отношением к научным дисциплинам, отраслям производства или областям искусства. Основные профили музеев - это: исторические, естественно-научные, технические.

Музееведение изучает закономерности, характерные для любого музея как института социальной памяти. Специальное музееведение, связанное с профильными дисциплинами, изучает эти закономерности применительно к особенностям и функционированию музея определенного профиля.

Как научная дисциплина музееведение имеет свой объект, предмет, метод, язык и структуру.

Объект музееведения - музей и музейное дело как общественное явление во всех их проявлениях.

Предмет музееведения - объективные закономерности, относящиеся к процессам накопления, сохранения и трансляции социальной информации, традиций и эмоций посредством музейных объектов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея.

Музееведение пользуется методами, заимствованными из арсенала различных гуманитарных и естественных наук: методы специальных и вспомогательных исторических дисциплин, педагогики, психологии, социологии; рентгенография, спектрография и др., методы полевого исследования, непосредственного наблюдения; экспериментальные методы, в т.ч. исторический эксперимент; метод моделирования и др.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!