О богатстве славного наследия Его, или о мире с Богом и ближними



Второй отрывок (Еф. 2:11-21) говорит о мире, или о богатстве наследия Его для святых. В начале отрывка Павел дает-таки определение тому разделению на «вы» и «мы», которое уже прозвучало выше. «Вы» - это язычники, уверовавшие во Христа. Павел приводит пять параметров состояния, в котором находились эти люди:

· без Христа,

· отчуждены от общества Израильского,

· чужды заветов обетования,

· не имели надежды

· и были безбожники в мире.

А далее он делает революционное по тем временам заявление: «Вы стали близки кровию Христовой». Имеются в виду иудеи и язычники. Затем, Павел переходит к описанию того, что сделал Христос. Во-первых, Он «соделал из обоих одно». Речь явно об иудеях и язычниках. Во-вторых, Он разрушил стоявшую посреди преграду. Что это за преграда Павел не говорит. Однако, два последующих утверждения служат неким пояснением. 1) Христос упразднил вражду Своей плотью, а 2) закон заповедей учением для того, чтобы создать нового человека. То есть, упразднение вражды и закона заповедей следует рассматривать в контексте примирения иудеев и язычников. Возникает вопрос, о каком законе речь? В смысле, говорит ли этот текст об отмене десяти заповедей? Во-первых, устранение вражды плотью следует понимать как устранение вражды посредством жертвы Христа, прообразом которой были ветхозаветные жертвы (Евр. 10:5-10). В указанном отрывке послания к Евреям тело Христа однозначно увязывается с жертвой и отменой церемониальных жертвоприношений. То есть тело Христа стало причиной отмены церемониальных жертвоприношений и всего церемониального закона (Закона Моисеева в книге Деяний), который был заменен учением Христа. Об этом и говорит второе утверждение Павла – «а закон заповедей учением». Во-вторых, десять заповедей никогда не были преградой между иудеями и язычниками. Согласно посланию Римлянам (Рим. 3:9,19,20), десять заповедей и иудею и язычнику выносили один и тот же приговор, объединяя, а не разделяя их. Преградой было обрезание, о чем Павел упоминал выше: «Вас называли необрезанными». Таким образом, речь идет не об отмене десяти заповедей, но об отмене церемониальных жертвоприношений.

Что значит «нового человека»? Речь идет об изменении статуса человека в иерархии вселенной. Как известно, человек был сотворен немного уступающим по своему достоинству ангелам (Пс. 8:6). Однако, в результате искупления человек становится с ангелами на одну ступень (Лк. 20:34-36). Поэтому Павел и говорит о новом человеке. Это уже не просто восстановление утраченного, но нечто новое.

Второе, что, по словам Павла, сделал Христос – Он примирил и иудеев и язычников с Богом. На кресте Христос убивает вражду не только между иудеями и язычниками, но и между Богом и человеком. Поэтому упразднение Христом вражды и упомянуто дважды. На кресте Бог излил свой праведный гнев, который был преградой между Ним и человеком. Поэтому Павел вполне обоснованно называет Христа «мир наш». Кроме того, Павел подчеркивает, что только через Христа и иудеи и язычники имеют доступ к Богу. А благая весть, по мысли Павла, в том и заключается, что мы имеем мир с Богом и ближними. Причин для вражды больше нет.

Подводя итог, Павел называет верующих новым именем – «сограждане святым и свои Богу». Мы больше не чужие – это и есть богатство по мысли Павла. Кроме того, он говорит о верующих как о строящемся храме, о жилище Божием.

О надежде призвания Его, или о благовестии

Третий отрывок (Еф. 3:1-13), или третье о чем молится Павел – в чем состоит надежда призвания Его. То есть, в чем заключается надежда, к которой мы призваны. Отрывок имеет форму обратного параллелизма:

· Павел говорит о себе как об узнике.

· Тайна Христова людям.

· Призвание Павла – благовестие.

· Тайна Христова небожителям.

· Павел говорит о своих скорбях.

Павел начинает с того, что называет себя узником Иисуса Христа ради язычников. Как и в других посланиях, Павел говорит, что причиной его скорбей является благовестие, к которому он призван. Христос привел Павла в темницу. То есть Божье призвание не гарантирует безболезненную жизнь здесь и сейчас. Верность Богу, верность призванию может привести и тюрьму в этом мире. Однако, Павел дает понять, что это его выбор.

Далее, Павел говорит о том, что происходит в мире сейчас – о благовестии тайны Христовой. Это слово, «тайна», уже встречалось в послании, когда речь шла о том, что Бог сделал Свой выбор еще прежде творения человека и, как следствие, переустроит вселенную. Кроме того, за тем, что происходит, наблюдают с небес. То есть, для них происходящее нечто открывает о Боге.

Затем, Павел говорит о том, что он по дару благодати призван к благовестию. Здесь Павел еще раз предвосхищает учение о дарах, которое будет рассматривать ниже. Однако, главное, на что он обращает внимание – это благовестие.

Проще говоря, Павел высказывает, по сути, три основных мысли:

1) Главное, что происходит сейчас в мире – это благовестие. Благовестие не является просто передачей информации, как я уже писал об этом в Евангелии без запятых. Благовестие – это процесс свидетельства, в котором действует Святой Дух. Пока не закончится благовестие, мир не будет переустроен.

2) У каждого человека есть свое место в благовестии. Благодать приносит дары, которые даются для служения. Не для самодеятельности во время субботних собраний для себя любимых, но для служения спасения погибающих. Однако, подробнее о дарах Павел будет говорить дальше.

3) Участие в благовестии может быть сопряжено со страданиями. Божьей целью было дать Павлу возможность засвидетельствовать перед Нероном и его ближайшим окружением, а через это обратить на Евангелие внимание всей Римской империи. Но это означало допустить определенные неудобства в жизни Павла. По мысли Павла, мы еще не дома, а лишь туда направляемся. А пока мы туда идем, следует иметь целью своей жизни благовестие, а не благоденствие. В противном случае нас ждет разочарование. Бог не обещает нам отсутствие страданий в этой жизни. Он предлагает нам надежду на лучший мир, в котором не будет страданий. Примем ли мы в этом участие – решать нам. Каждый сам решает, что он поставит во главу угла в своей жизни: благовестие или благоденствие.

 

Поэтому Павел призывает читателей не унывать при его скорбях – это его выбор, это их слава.

Коротко рассмотрев три вещи, о которых он молится, Павел продолжает свою молитву. Теперь он на коленях просит о том, чтобы Отец дал читателям Павла 1) чтобы Христос вселился в их внутреннего человека, 2) чтобы они укоренились и 3) утвердились в любви, поскольку без этого невозможно постичь любовь Христа и исполниться всей полнотой Божьей. Осознавал он это или нет, но то, о чем молится Павел, имеет прямое отношение к Притче о сеятеле, с одной стороны, и книгой Откровение, с другой.

Во-первых, Павел просит, чтобы Христос мог вселиться в сердца его читателей. То есть, чтобы они не остались придорожной почвой, где семя не попадает внутрь. Во-вторых, Павел молится о том, чтобы его читатели укоренились. Явная параллель с посеянным на камне, которое не имело корня. В-третьих, Павел молится о том, чтобы его читатели могли утвердиться. Параллель с тернистой почвой не так очевидна, но она есть. Утвердиться – значит иметь твердость цели, чего явно не хватает тем, кого представляет тернистая почва.

С книгой Откровение эта молитва Павла связана двояко. Павел молится о том, чтобы его читатели могли познать любовь Христову, чтобы исполниться всей полнотой Божьей. То есть, познание Христовой любви и исполнение полнотой Божьей для Павла неразрывно связаны друг с другом. Слова «исполниться полнотою» (греч. «плэроо», «плэрома») встречаются в книге Откровение дважды. Первый раз в послании ангелу Сардисской церкви. Господь говорит: «Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (Откр. 3:2). Слово переведенное как «совершенны» - это греческое «плероо». То есть, текст должен звучать как «Я не нахожу, чтобы дела твои были наполнены пред Богом Моим». Дела есть, но нет в них содержания. Они пусты. Чего же в них не хватает? В послании Римлянам 13:10: «Любовь есть исполнение закона». Этот перевод тоже не совсем точен. «Исполнение» - глагол. То есть смысл в действии. Любить значит исполнять закон. Простите, но исполнять закон можно и без любви. Повиноваться закону можно из страха или из выгоды. Текст говорит как раз обратное. Слово переведенное как «исполнение» - греческое «плэрома» - это отглагольное существительное. Текст должен звучать как «любовь есть полнота закона». И это подтверждается контекстом. Любовь включает в себя закон. Но закон – это еще не любовь. Итак, в послании ангелу Сардисской церкви речь явно идет о недостатке любви. Его дела не наполнены любовью.

Второй раз слово полнота встречается в книге Откровение при описании Пятой печати: «И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:11). Когда кровь мучеников вопиет к Богу об отмщении, то им даются белые одежды и говорится о братьях их и сотрудниках, которые тоже будут убиты. Эти самые братья, как сказано, должны дополнить число. Так вот, слова «число» там нет и в помине, а вот слово «наполниться» есть. То есть, текст звучит как «пока сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, наполнятся (или придут к полноте)». Бог не ждет количества, Он ждет качества. Он долготерпит, ожидая, когда Его народ придет к полноте, о чем и молится Павел в послании Ефесянам.

В молитве Павла есть еще один интересный момент. Он говорит, что Бог может сделать много больше того о чем мы просим или даже думаем через ту силу, которая действует в нас. Речь явно о Божьей любви, проявляемой Святым Духом (Рим. 5:5) во время страданий народа Божьего. Именно в Божьей любви Павел видит главный инструмент для преобразования мира, в котором мы живем.

Заканчивается молитва мыслью о том, что Церковь и Христос являются прославлением Бога. То есть жертва, принесенная Богом для спасения грешников и ее результат – это то, в чем открывается характер Божий, достойный прославления.

 

ПОСЛАНИЕ

Дальше с первого текста четвертой главы начинается собственно текст послания. Нужно отметить, что все сказанное Павлом до сих пор было либо прославлением Бога, либо молитвой. До сих пор не было никаких призывов к каким бы то ни было действиям. Благодать, мир, благовестие – все это совершает Бог. Теперь же Павел переходит к практическим следствиям того, о чем говорил до этого.

Последствия благодати

Свое обращение к читателям Павел начинает с рассмотрения последствий принятия благодати (прощения, купленного ценой крови Христа, и Духа Святого, запечатлевшего нас). Это самый обширный отрывок во всем послании (Еф. 4:1-5:21). И наименее упорядоченный, надо сказать. Хотя, как будет видно далее, определенный порядок все же просматривается.

В первом приближении, этот отрывок можно разделить на две части (4:1-16 и 4:17-5:21). Павел призывает читателей поступать достойно (по любви) и стараться сохранить единство. Затем он развивает тему единства. После длинного перечисления всего, что существует в единственном числе, Павел, что называется, делает ход конем и говорит, что дары различны. Все одно, но дары у нас разные. Причем, он однозначно увязывает это с благодатью. Дар апостольства, пророчества и другие, по словам Павла, даны для «совершенствования святых на дело служения». Одна запятая в этом предложении явно лишняя. То есть, цель существования даров заключается в том, чтобы приготовить Церковь к служению в этом мире, а не в том, чтобы жить-поживать из субботы в субботу. Иными словами, Павел утверждает, что Бог поставил перед своим народом цель, которая заключается в том, чтобы приготовиться к служению благовестия. Для этого Он дал дары. Поэтому пасторы, учители, пророки и т.д. – это все временные явления. Эти дары даются для приготовления Церкви к служению.

Далее Павел рассматривает рост. Он говорит, что духовный рост – это единственный путь для Церкви, потому что в этом мире есть люди лукавые, искусные в обольщении, которые распространяют ложные учения. Павел говорит, по сути: «Не надо верить всему, что слышишь или читаешь, как маленький ребенок». Это значит, что способность отличать истину от заблуждения необходимо развивать. Далее Павел объясняет, как этого добиться: «Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». К сожалению, перевод этих слов не совсем адекватен. Буквально, Павел говорит следующее: «Говоря друг другу истину в любви мы будем все вместе возрастать в Него, Который есть Глава, из Которого все тело, составляемое и соединяемое через связи взаимной поддержки, при действии в свою меру каждого члена, совершает свой рост для устроения себя в любви». Кстати, дорасти, по словам Павла, Церкви нужно «до меры возраста полноты Христа». О полноте уже шла речь выше. Что касается роста, то в этих словах Павла есть несколько условий роста. Во-первых, растет все Тело. Павел уже использовал этот образ Церкви в послании. Для него нет роста отдельно от Церкви. Рост – это не что-то индивидуальное. Духовный рост – это явление коллективное в отличие от спасения. Вне сообщества верующих людей духовного роста нет. Во-вторых, рост возможен только когда мы будем говорить друг другу истину и делать это в любви. Лицемерие, ложь и равнодушие, с одной стороны, и фанатичное критиканство, с другой – это главные препятствия духовного роста. Без здоровой обратной связи духовного роста быть не может. Мы нужны друг другу как зеркало. А значит, нужно быть готовым слышать и говорить. В-третьих, необходима поддержка. Павел использует именно это слово. Он говорит, что каждому члену Церкви нужна поддержка. Невозможно быть близким со всеми. В теле человека такую привилегию имеют только два органа: кровь и мозг. Но каждому человеку нужны хотя бы несколько людей, с которыми он мог бы быть близок. Мог бы быть открытым, но не отвергнутым. Без этого не может быть не только роста, но и тела вообще. В-четвертых, необходимо действие каждого члена тела. От каждого требуется определённый вклад. От каждого ожидается верность в том, что ему вверено. Верность требуется и в том, чтобы услышать истину о себе и сказать ее о другом, в том, чтобы принять кого-то без упреков. Без этих четырех условий апостол Павел не видел духовного роста к полноте, которой Бог ожидает от нас.

Вторая часть отрывка (4:17-5:21) говорит уже не столько о Церкви в целом, сколько о личном благочестии. Павел коротко описывает состояние прочих народов. Суть характеристики, которую он им дает, заключается в том, что они помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией и, как следствие, дошли до бесчувствия и «ненасытимости», предавшись страстям. Павел отмечает то, чем заканчивается угождение прихоти. Невоздержанность всегда приводит к опустошению, как морская вода к еще большей жажде. Чем больше человек потакает своей страсти, тем меньше радости ему это приносит и тем больше ему хочется. Путь к настоящей радости лежит в самоограничении. Самый вкусный хлеб едят не короли, а те, кто какое-то время голодали. Таким образом, Павел характеризует безбожие как состояние, в котором человек тщетно пытается удовлетворить жажду Бога погоней за чувственными удовольствиями.

Затем Павел говорит о том, что истина – во Христе. То есть, жизнь Христа являет собой подлинный образец для подражания. Суть в том, чтобы обновиться духом ума и облечься в нового человека. Он явно призывает читателей жить как Христос, поскольку только такой образ жизни вечен. Все, что Павел будет писать дальше в этом отрывке, по сути, представляет собой разъяснение того, что это значит.

Достаточно условно, но все же можно выделить в этом разъяснении три основных акцента. Во-первых, Павел призывает говорить истину (4:25-32). Отвергнуть ложь для Павла означало отвергнуть гнев, воровство, гнилые слова и ярость. Все эти перечисленные Павлом действия по сути своей лживы, поэтому они не приемлемы. Интересно, что гнев он повторяет дважды. Во-вторых, обновиться умом значит подражать Богу как дети (5:1-9). Подражание Богу Павел видит как подражание Его жертвенной любви, с одной стороны, и отказ от блуда, нечистоты и накопительства, которое Павел приравнивает к идолослужению, с другой. Он особо акцентирует то, что те, кто ведет распущенную жизнь, ест все подряд и стремится всеми силами к накопительству, в Царство Небесное не войдут. Вместо этого он призывает подражать Богу как дети. Плод же Духа, по его словам, состоит в благости, праведности и истине. В-третьих, говорит о необходимости познавать, что есть воля Божья (5:10-21). Эта последняя часть отрывка написана не инклюзивно (одно и то же повторяется вначале и в конце), а в форме прямой параллели:

· Призыв исследовать, что угодно Богу.

▪ Чего делать не надо.

· Что делать нужно.

· Призыв познавать волю Божью

▪ Чего делать не надо.

· Что делать нужно.

Под бесплодными делами тьмы, таким образом, Павел понимал пьянство и распутство, от которых и призывал воздерживаться. Вместо этого он призывал дорожить временем. Что, в свою очередь, он понимал как исполнение Духом через назидание самих себя псалмами и славословиями. Имел ли в виду Павел исполнение Святым Духом. Не факт. Буквально, он говорит: «Наполняйтесь в духе». А вначале он призывал читателей «обновиться духом ума вашего» (4:23). Разум и дух – это слова синонимы. Скорей всего, он имеет в виду, что необходимо занимать свой разум чем-то полезным в противоположность пьянству и распутству как следствию праздности. Привязать же механически наполнение Святым Духом к пению псалмов и славословий вряд ли получится, поскольку оно больше ассоциируется в Новом Завете с молитвой и наставлением в вере.

 

Последствия примирения

Второй отрывок (Еф. 5:22-6:9) раскрывает практические следствия того, что верующие обрели мир с Богом и друг другом. То есть, речь пойдет об отношениях. Этот отрывок четко делится на три части. Сначала Павел рассматривает отношения внутри супружества (Еф. 5:22-33). Обращаясь в первую очередь к женам, он призывает их к повиновению мужьям, сравнивая супружеский союз с единением Христа и Церкви. Как бы кто на это не реагировал, но Павел кристально ясно расставляет акценты. Жены должны повиноваться мужьям как Церковь Господу. Он вполне ясно дает понять, что неравенство, установленное между супругами еще со времен грехопадения (Быт. 3:16), все еще в силе. Нравится это кому-то или нет, но авторитет мужа Бог поставил выше. Однако, большая часть воззвания обращена к мужьям. Павел приводит, во-первых, любовь Христа к Церкви в пример того, как мужья должны относиться к женам. А во-вторых, отношение к собственному телу. В заключение, Павел снова обращается к женам с призывом убояться мужа. Нужно сказать, что страх, о котором говорит здесь Павел, нужно понимать как страх Божий, поскольку жены сравниваются с Церковью, а мужья со Христом. То есть, речь идет о благоговейном отношении, о почитании, а не просто о страхе. Думаю, что вместо выяснения отношений современным Евам и Адамам было бы неплохо перечитывать каждому свою часть этого обращения Павла. Потому что когда жены отвергают или подрывают авторитет мужей, они, по сути, восстают против Бога. А когда мужья поступают вопреки указанному примеру, они искажают образ Божий.

Далее Павел рассматривает отношения родителей и детей. Сначала он обращается к детям, говоря, что повиновения родителям требует справедливость. Он ссылается на пятую заповедь, явно не считая ее отмененной. Послушание приносит благо и долголетие. Отцов же он призывает не раздражать детей, но воспитывать их в учении и наставлении Господнем. Одно противопоставляется другому. То есть, чтобы не раздражать детей учить и наставлять их нужно так, как это делал Господь. Любимой манерой Господа учить были притчи, реальные истории из жизни и природы. По сути, Павел призывает отцов подражать манере Христа в учении.

В заключение отрывка, Павел рассматривает отношения рабов и их хозяев (6:5-9). Рабов он призывает видеть в своем труде служение Богу и совершать его от души. Он говорит, что будет воздаяние от Бога по мере того, что сделал человек. Господ же Павел призывает не забывать, что есть Бог и Он воздает. Однажды придется давать отчет в своих действиях. Для Бога не существует сословных различий.

В каждой из трех частей Павел призывает в первую очередь к послушанию и смирению. То, что мы теперь дети Божьи, свои Богу, не означает вседозволенности. Христиане призваны к послушанию, когда это только возможно. Противящийся же противится Божьему установлению.

 

Последствия надежды

Последний, третий, отрывок (Еф. 6:10-20) показывает следствия Божьего призвания и той надежды, которую оно дает. Нас ожидает борьба. Павел подчеркивает, что наша война не против плоти и крови – мы не с людьми воюем. А значит и орудия борьбы нужны иные. Павел приводит их: истина, праведность, готовность благовествовать, вера, надежда спасения, Слово Божье и молитва – это то, что составляет вооружение воина Христова.

· Истина говорит о том, что мы встретим заблуждения.

· Праведность указывает на то, что мы будем искушаемы отречься.

· Готовность благовествовать предупреждает о том, что будет соблазн сосредоточиться на чем-то другом.

· Вера свидетельствует о том, что будет опасность возгордиться достижениями и перестать уповать на заслуги крови Христовой.

· Надежда спасения показывает, что будет встреча с отчаяньем.

· Слово Божье возвещает, что будет соблазн основывать свою жизнь на чем-то другом.

· Молитва же говорит о том, что всегда есть опасность делать самому то, что может сделать только Бог.

Павел хорошо понимал, что чем больший дар человек имеет, тем больше ответственность, опасность и, соответственно, нужда в молитвенной поддержке. Поэтому он просит читателей молиться о нем. Но он просит молиться не о здоровье или проблемах. Он просит молиться о том, чтобы верно совершать вверенное ему служение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Заканчивается послание упоминанием о том, что был послан Тихик для того, чтобы лично засвидетельствовать о служении Павла. Главным всегда было личное общение, а не текст. Общение всегда больше, чем суть слов.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!