Разъяснение того, что возведение мечетей над могилами является запретным во всех четырех мазхабах



Основываясь на запретность, на которую указали достоверные хадисы, ученые всех четырех мазхабов единогласно пришли к тому, что строительство мечетей над могилами является запретным. 

Мнение ханифитов

Имам Мухаммад аш-Шейбани, один из учеников Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Мы не считаем правильным добавлять к откопанной (из могилы) земли другую землю. И запрещаем покрывать могилу гипсом, или покрывать ее глиной или возводить около нее мечеть» (См. «аль-Асар», стр. 45).

 

Мнение маликитов

Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Возведение мечетей над могилами, совершение в них намазов, построение над могилами каких-либо строений и прочие деяния, на что пришел в Сунне запрет, являются не дозволенными» После чего Имам аль-Куртуби, процитировав хадисы, которые указывают на это, сказал: «Ученые сказали: «Является запретным для мусульман превращать могилы пророков и ученых в мечети (в места для поклонения).

Имамы передали от Абу Марсада аль-Ганауи (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Не совершайте молитву, обратившись лицом к могиле, и не садитесь на нее». То есть не превращайте ее в къиблу, совершая намаз в ее сторону или обратившись лицом к ней, как делают это иудеи и христиане. Ибо это приведет к поклонению тем, кто находится в могилах, как стало это причиной идолопоявления поклонства» (См. «Аль-Джами’ ли Ахкамиль-Къур’ан», 10\388-389).    

Мнение шафиитов

Выше не раз приводилось мнение имама аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах) относительно этого вопроса, но мы, с дозволения Аллаха, еще добавим его высказывание относительно этой темы.

Имам аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я запрещаю возводить над могилами мечеть» (См. «Умм», 1\246).

Имам ан-Наууаи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Тексты имама аш-Шафи’и и его соратников единогласно сошлись на запретности возведения мечети над могилой, независимо от того, был ли известен покойный своей праведностью или нет,исходя из обобщенных хадисов» (См. «аль-Маджму’», 5\289).

Мнение ханбалитов

Мнение ханбалитов неоднократно приводилось выше, особенно мнение Ибн Таймии (да смилуется над ним Аллах). Но мы, с соизволения Аллаха, еще подкрепим это мнение словами ибн Къудамы (да смилуется над ним Аллах), не смотря на то, что его мнение относительно этого вопроса мы уже цитировали выше.

Ибн Къудама (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не дозволено возводить мечети над могилами… Поскольку Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Проклятие Аллаха на иудеев и христиан, так как они превратили могилы своих пророков в мечети», - предостерегая нас от их подобного поступка. Так как выделять могилы для совершения около них намазов похоже на возвеличивание идолов, совершая для них земные поклоны и приближаясь к ним. А ведь было нам передано, что идолопоклонство и возвеличивание мертвых началось по причине того, что воздвигли им статуи, обтирались об них и совершали намаз около них» (См. «аль-Мугъни», 3\441).

Разъяснение того, что запрет возведения мечетей над могилами является единогласным мнением всех ученых

 

По милости Аллаха, нам стало ясно, что все четыре известные мазхабы сошлись на том, что запрещено возводить мечети над могилами. Относительно этого вопроса среди ученых не было разногласий, как об этом передал шейхуль-Ислам Ибн Таймия, который лучше всех людей знает о единогласии и разногласии ученых, как сказал об этом шейх Альбани (да смилуется над ним Аллах) в «Тахзир Ас-Саджид», стр. 60.   

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Ученые единогласны в том, что совершение намаза и ду’а в мечетях, которые не построены над могилами лучше, чем в мечетях, которые возведены над могилами. Более того, в таких мечетях совершать намаз и ду’а запрещено по единогласному мнению ученых» (См. «Икътида ас-Сырат аль-Мустакъим», стр. 339).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «По единогласному мнению ученых, является обязательным снести мечети, которые построены над могилами. Если же мечеть была сооружена до (внесения в нее) могилы, то необходимо сровнять могилу и устранить ее след, или вернуть мечеть в прежнее ее состояние (т е. в состояние, когда в ней отсутствовала могила). А если мечеть была построена над могилой, то разрушают эту мечеть и устраняют ее, как разрушили мечеть, которую построили для нанесения вреда (мусульманам) (Масджид дирор), о которой Всевышний Аллах сказал: «Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами» (Тауба, 107)» (См. «Фи Фаркъ байна ма амараЛлаху би уа Росулуху миналь-Ихлас ад-Дин лиЛлях уа Шари’атихи уа байна ма наха ‘анху миналь-Ишрак уаль-Бида’а», стр. 41).

Был спрошен Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах): «Дозволено ли совершение намаза в мечети, в которой имеется могила, и в которой люди собираются для совершения групповых намазов и джум’а, или это не дозволено? Что нужно сделать в таком случае: выровнять могилу, или же установить перед ней ограду или стену?»

Ответ:«Вся хвала принадлежит только одному Аллаху! Имамы сошлись на том, что запрещено сооружать мечеть над могилой, поскольку Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Поистине, те, кто были до вас, превращали могилы своих пророков и праведников в мечети. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это».

Поистине, не дозволено хоронить усопшего в мечети. Посему, если мечеть существовала до погребения (в ней кого-либо), то могилу ровняют (с землей) или же, если ее занесли в мечеть недавно, то откапывают (удаляют ее из мечети). Но если мечеть была построена после того, как (здесь) похоронили усопшего, то в таком случае разрушают мечеть, или же ликвидируют внешние атрибуты могилы. Ибо в мечети, которая была возведена над могилой, не совершают ни обязательных намазов, ни добровольных молитв, так как это является запрещенным» (См. «Маджму’ аль-Фатауа», 22\194-195). 

Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) так же сказал: «Является запретным зажигать светильники над могилами и возводить над ним мечети. И для каждого является обязательным ликвидировать их, и я не знаю разногласий в этом между известными учеными» (См. «Аль-Ихтийарат аль-‘Ильмийа» стр.52).

Шейх Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Таким образом, мы видим, что все ученые сошлись на том, на что указали пророческие хадисы о запретности возведения мечетей над могилами. Поэтому мы предостерегаем верующих от противоречия им и отклонения от их пути, опасаясь того, что они могут попасть под угрозу слов Всевышнего Аллаха: «Того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 115).

Также Всевышний сказал: «Воистину, в этом заключается напоминание для тех, кто у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом» (Къаф, 37)» (См. «Тахзир Ас-Саджид», стр. 62).

Ответ тем, кто заявляет, что мечеть Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)была возведена над могилами

Со слов Айши и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что они рассказывали: «Когда Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) находился в предсмертной агонии, он натянул на лицо свою рубаху, а когда это стало мучить его, он снял ее от своего лица. После чего, находясь в таком тяжелом состоянии, сказал: «Проклятие Аллаха на иудеев и христиан, поскольку они превратили могилы своих пророков в мечети». Он предостерегал нас от того, что они делали. Если бы не его слова, то его похоронили бы на открытом месте. Однако этого не случилось, поскольку существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть» (Бухари, 436 и Муслим, 531).

Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «В этом хадисе есть разъяснение того сомнения, которое не перестает иметь место у некоторых людей, которые говорят, что мечеть Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) была сооружена над могилами, что и является, по их утверждению, доводом на дозволенность возведения каких-либо построек над могилами.

Отвечая на это, мы говорим: «Воистину, Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) не был похоронен в мечети. Его похоронили в его доме, которой расположен вне мечети. Мудрость этого состоит в том, о чем упомянула мать правоверных (Айша), что существовала опасность того, что могилу Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) превратят в мечеть. Дом (Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)) в то время примыкал к мечети (но не находился в ней). Однако люди внесли дом в мечеть после времен праведных халифов, во время правления Уалида ибн ‘Абдуль-Малика. Когда он пожелал расширить мечеть, то сделал повсеместное ее расширение с восточной стороны, вследствие чего комната Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) осталась внутри (мечети). И это не было сделано на основании совета ученых, а халиф решил это сам, не советуясь с учеными. Однако, не смотря на это, дом Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) не перестает быть в прежнем его состоянии и находится на прежнем своей территории, так же как мечеть находится на своем месте, и вся хвала принадлежит только одному Аллаху!

А что касается того, что совершают невежественные люди, то это происходит в мечети Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), а не около его могилы, поскольку могила находится далеко от них, защищенная от них и они, при этом, не видят ее. Поэтому, когда Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) обратился с мольбой к Аллаху, сказав: «О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому будут поклоняться», - Аллах ответил на его мольбу и оберег его в его же доме (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). По этой причине выдающийся ученый ибн Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Господь миров ответил на его мольбу, окружив его тремя стенами». То есть, могила находится за стенами, по причине чего никто не сможет увидеть могилу Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). И это оберегает его от чрезмерного почитания (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)» (См. «И’анатуль-Мустафид»1\389).

Шейх Альбани (да смилуется над ним Аллах) отвечая на вопрос, что могила Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) находится в мечети, и если это было бы запрещено, то его не похоронили бы в ней, сказал: «Поистине, даже если это и видится таковым сегодня, то не было этого во времена сподвижников (да будет доволен им Аллах). Ибо они, когда скончался Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), захоронили его в его комнате, которая расположена в стороне от мечети (или рядом с мечетью). И между ними была разделяющая (их) стена, в которой имелась дверь, через которую Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) выходил в мечеть. И это общеизвестно среди ученых, и нет каких-либо разногласий между ними относительно этого. Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) тогда похоронили Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в его комнате. А поступили они именно таким образом, чтобы не смог кто-либо после них превратить его могилу в мечеть, как это разъяснялось выше в хадисе Айшы и в других хадисах. Однако то, что присоединили могилу в мечеть, произошло уже после них, что не предусматривалось ими! Это было осуществлено по приказу Уалида ибн ‘Абдуль-Малика, который велел в 88 году хиджры разрушить Мечеть Пророка и присоединить комнаты жен Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в мечеть. После чего внесли в нее комнату (где похоронено тело) Пророка – комнату Айшы. По этой причине могила и оказалось в мечети.[12] И не было в то время в Медине ни одного сподвижника, в отличие от того, как ошибочно полагают некоторые люди.[13]

Выдающийся ученый Мухаммад ибн ‘Абдуль-Хади в «аль-Сарим аль-Мунки», стр. 136 сказал: «Поистине, ввели комнату Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в мечеть во время правления Уалида ибн ‘Абдуллаха, когда покинули мир все сподвижники, которые жили в Медине. И последним из них скончался Джабир ибн ‘АбдуЛлах, а было это в 78 году хиджры. Уалид же стал правителем в 86 году хиджры, а скончался в 96 г.х. И между этими периодами заново возвели мечеть и ввели комнату Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в нее»» (См. «Тахзир Ас-Саджид», стр. 79-78).

Шейх Альбани (да смилуется над ним Аллах) так же сказал: «Стало ясно нам из того, что мы привели, что могилу Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) ввели в его мечеть, когда не было уже в Медине ни одного сподвижника, и что это сделали вопреки их желанию, к которому они стремились, когда захоронили его в его комнате (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). В связи с этим не дозволено мусульманину после того, как он узнал эту истину, приводить как довод то, что произошло после сподвижников. Поскольку это противоречит достоверным хадисам, пониманию сподвижников и имамов, как было разъяснено выше. Более того это противоречит так же поступкам ‘Умара и ‘Усмана, когда они расширяли мечеть и не ввели могилу в нее.

Поэтому мы категорически утверждаем, что поступок Уалида ибн ‘Абдуллаха, да простит его Аллах, был ошибочным. Даже если он был вынужден расширить мечеть, то ему по возможности надо было бы расширять с других сторон, не подвергая комнату Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) изменениям. И на ошибочность этого (действия)  указал ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) когда расширял мечеть с других сторон, не подвергая комнату Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Напротив, он сказал: «Поистине нет пути к ней», - указав на опасность, которая ожидает вследствие разрушения ее и присоединения ее к мечети» (См. «Тахзир Ас-Саджид», стр. 86-87).

Шейх Альбани (да смилуется над ним Аллах)сказал: «А что касается слов без знания, о которых пишут в некоторых книгах относительно этого вопроса, якобы «комната Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) была внесена в мечеть во время расширения ‘Усмана (да будет доволен им Аллах), тогда как она не была ее частью, вследствие чего могилу оградили тремя стенами, и никто из предшественников (саляфов) не порицал этого», то такое утверждение изошло от них из-за их невежества, которому нет предела! И я не хочу сказать, что это изошло от них из-за возведения ими лжи. Поистине, никто из ученых не говорил, что могилу внесли в мечеть во времена (правления) ‘Усмана (да будет доволен им Аллах), напротив они единогласны в том, что это произошло во времена правления Уалида ибн ‘Абдуль-Малика, как говорилось выше. То есть, это произошло после ‘Усмана примерно в середине века. Однако они наговаривают то, чего не знают!

Это потому, что ‘Усман (да будет доволен им Аллах) когда расширял Мечеть Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) поступил противоположно тому, что они ему приписывают, остерегаясь впасть в противоречие хадисам. Он не расширил мечеть со стороны комнат жен Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и не внес их в нее» (См. «Тахзир Ас-Саджид», стр. 81).

А что касается тех, которые говорят, что в то время никто из предшественников не порицал внесения могилы Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в мечеть, то это утверждение является ложным. Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) после того, как привел историю о внесении могилы Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в мечеть, сказал: «Передают, что Са’ид ибн аль-Мусаийб порицал внесение комнаты Айшы в мечеть, как будто опасался того, что могилу превратят в мечеть (т.е. в место для поклонения)» (См. Ибн Касир «Тарих», 9\75).

Шейх Альбани же говорил «что такое заявление, что никто из предшественников не порицал внесения могилы Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в мечеть, в действительности несет в себе явное поношение в адрес всех предшественников (саляфов), поскольку внесение могилу в мечеть, является очевидно порицаемым в глазах каждого, кто знает выше приведенные хадисы и обладает знанием об их смысле. Поэтому невозможно, чтобы мы приписывали всем предшественникам, что они об этом не знали, ведь они знали это убежденным знанием. Поэтому если дело состоит именно так, то необходимо сказать, что они это порицали, даже если до нас не дошло это, так как история не сохранила для нас абсолютно все то, что было прежде. Как же теперь они смеют утверждать, что предшественники не порицали это?!» (См. «Тахзир Ас-Саджид», стр. 83).

Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если кто-нибудь спросит: «Мы сегодня столкнулись с проблемой относительно могилы Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), так как она находится в центре мечети, какой же ответ этому?», - то мы, ответим на это следующим образом: «Ответ на этот вопрос будет с нескольких позиций:

Первая: Поистине, Мечеть (Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)) не была построена над его могилой, напротив ее построили при жизни Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям).

Вторая: Воистину, Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) не был захоронен в мечети, чтобы говорить, что это является одним видов захоронений праведников в мечети. Напротив, его похоронили в его доме.

Третья: Поистине, присоединение комнат Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и среди них комнаты Айшы к (его) мечети не было единогласным решением сподвижников. Напротив, это произошло после того, как большая часть сподвижников скончалась, и не осталось из них никого, кроме небольшого их количества. И это произошло приблизительно в 94 году хиджры. Поэтому это не является тем, что дозволили или сошлись на этом сподвижники. (Это имело место) не смотря на то, что некоторые из них не согласились с этим. Также одним из тех, кто не согласился с этим, был таби’ин Са’ид ибн аль-Мусаийаб, так как он не был доволен этим делом.

Четвертая: «Воистину, могила (Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)) не находится в мечети, даже после присоединения ее к мечети, поскольку комната отдельна от мечети, а мечеть не возведена над ней. Поэтому и оберегли это место и окружили его тремя стенами. Сделали стену треугольной, угол которой направили в северную сторону, так что человек даже не сможет обратиться к нему лицом, когда будет совершать намаз, поскольку оно отклонено от къиблы.

Посредством всего этого устраняется сомнение, которое в качестве довода приводят приверженцы могил, говоря, что это уже существует со времен таби’инов и до сегодняшнего дня, и мусульмане приняли это и не порицали. Мы же  говорим им, что поистине, это порицалось даже во времена таби’инов, и это не было единогласным решением. Но даже если предположить, что это было единогласным решением, то стало ясно различие этого (с внесением могил в мечети) с четырех позиций, о которых мы упомянули выше» (См. «Къаулюль-Муфид», стр. 238).

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!