Ожидаемые результаты реализации программы



Воспитательные результаты внеурочной деятельности под­ростков в сфере художественного творчества распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний о ситуации межличностного взаимо­действия, её структуре, пространстве взаимодействия, спосо­бах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о само презентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в раз­личных ситуациях, способов типизации взаимодействия, ин­струментов воздействия, понимания партнёра.

79 |


Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеют проведение новогоднего праздника для сверстни­ков и для младших классов (разработка дизайн-проекта оформления зала для праздника), попытка осознать парамет­ры заказа со стороны сверстников и малышей, разработка ху­дожественного замысла под основные параметры заказа. Здесь важную роль может сыграть дизайнерский проект «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн), призванный по­радовать представителей школьного сообщества.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организа­ционных и финансовых возможностей для реализации проек­та в сфере художественного творчества. Для этого подросток владеет инструментами межличностного взаимодействия (ве­дение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, ис­пользование различных способов информирования). Здесь ос­ваиваются умение представить заказчикам или зрителям, экс­пертам собственные разработки.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьника с социальными субъек­тами за пределами школы, в открытой общественной среде. Например, разработка дизайнерского проекта «Сквер родно­го города (села)», любительский спектакль для жителей окру­ги, открытый общественный показ документальных видеопро­ектов.

2.7. Трудовая (производственная) деятельность

Под традиционное определение труда как осознанной, энергозатратной, общепризнанной целесообразной деятель­ности, требующей от человека приложения усилий и осуще­ствления работы, попадает и учебная деятельность. Однако справедливо возвышающий учение принцип «хорошая учёба — это настоящий труд» в последнее время стал использоваться, к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих, неучеб­ных форм трудовой активности детей из школьной жизни. Именно поэтому, говоря о трудовой деятельности школьни­ков, мы вводим уточнение — «производственная». То есть ни­же пойдёт речь о труде, в котором мальчишки и девчонки по


меньшей мере производят продукт (вещь, услугу, информа­цию и т. п.), причём значимый не только для них, но и для других людей. Почему «по меньшей мере»? Да потому, что у производственного труда, помимо продуктивности, есть дру­гие свойства, очень важные для развития и воспитания детей. Но об этом — в своё время.

По меткому замечанию Ю.В. Крупнова, в привычности словосочетания «трудовое воспитание» пропадает главное в проблеме труда: какой именно труд, какого уровня, типа и степени совершенства. Воспитывает и образовывает не любой труд, точнее, не любая активность или работа, встро­енная в систему социально-экономических отношений. А.С. Макаренко подчёркивал, что в воспитании важен не сам по себе трудовой процесс — то есть не определённая после­довательность действий, ведущая к определённому результату (это «труд-работа»), и не овладение необходимыми для рабо­ты знаниями и навыками (это «труд-учёба», обучение труду). Воспитывающий труд — это, по словам А.С. Макаренко, «труд-забота» о себе и других, ближних и дальних. Только если труд организован этим особым, «заботливым» образом, если в нём складываются особые, взаимно заинтересованные, сотруднические отношения между работающими, он стано­вится трудом духовно преобразующим.

По нашему мнению, восхождение школы к «труду-заботе» требует последовательного достижения в трудовой деятельнос­ти школьников воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней. И каждому уровню результата соответ­ствует свой тип образовательной формы.

Достижение в трудовой деятельности школьников воспита­тельных результатов первого уровня (приобретение школь­никами социальных знаний, первичного понимания социаль­ной реальности и повседневной жизни) возможно в рамках таких хорошо известных образовательных форм, как кружко­вые занятия техническим творчеством (авиамоделированием, судомоделированием, радиоделом и т. д.), домашними ремёс­лами, народными промыслами. Именно здесь закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отноше­ний, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых.

Для современных младших школьников оказываются уди­вительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструкторами «Лего». Начиная со свободной игры с конструктором, дети постепенно переходят к индиви­дуальной и групповой сборке всё более сложных моделей по инструкциям, а затем — к групповым творческим техничес­ким проектам. Работа над проектом может разворачиваться в следующей логике:


• школьники продумывают модель, которую они хотели бы создать, обсуждают друг с другом технические характерис­тики и функции машины;

• группа собирает модель (по ходу сборки может проис­ходить корректировка первоначального замысла);

• группа «оживляет» модель (дети придумывают историю происходившую с их творением, обдумывают «место житель­ства» модели, её социальное, экономическое техническое окружение);

• школьники изготавливают макет среды, окружающей модель, для представления модели «в жизни» (например строят макет строительной площадки, где будет работать сконструированный ими экскаватор);

• школьники защищают проект (рассказывают о техничес­ких возможностях своих машин, об их назначении и о том каким образом они могут использоваться в той местности ку­да они сами их поместили; отвечают на вопросы слушателей)

На достижение в трудовой деятельности воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общест­ва и к социальной реальности в целом) нацелены такие фор­мы, как коллективная трудовая игра, детская производ­ственная бригада под руководством взрослого. Здесь воспитывающим фактором, помимо продуктивности стано­вится особое производственное общение.

Замечательные коллективные трудовые игры «Почта» и «Фабрика» описаны И.П. Ивановым в его книге «Энцикло­педия коллективных творческих дел»1.

Участники игры «Почта» предварительно знакомятся с ра­ботой почтового отделения (посещение почты, беседы с со­трудниками, наблюдение за их трудом), затем на общем сбо­ре-старте придумывают название для своего почтамта расп­ределяют участки работы (отделы, операции), решают 'кого и когда будут обслуживать, договариваются об оформлении сво­его учреждения и своих отличительных знаках.

На почтамте могут действовать такие, например, отделы приема писем и открыток, приема телеграмм, приёма банде­ролей и посылок, доставки корреспонденции (почтальоны)

Поскольку работа такого почтамта заключает в себе много разных видов деятельности (и простых, и более сложных) соз­дается отличная возможность объединения старших и млад­ших ребят, руководимых взрослыми (в качестве инструкторов консультантов и т. д.). Например, младшие могут быть поч­тальонами, сортировщиками, упаковщиками, помощниками

Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- Новосибирск, 2003. - С. 84-86, 94-97.

82


телеграфистов, заведующих отделами и других старших со­трудников.

Игра проводится обычно в канун праздника (в течение од­ного или нескольких дней) или во время праздника — в шко­ле, у шефов, в микрорайоне, в летнем лагере и др. В школе, например, сотрудники почты могут обслуживать младших ре­бят своей школы и учителей, гостей или весь школьный кол­лектив.

Приходящие на почту клиенты могут написать и оформить письмо, нарисовать и заполнить открытку, составить теле­грамму, бандеролью отправить свои рисунки или книжку, по­сылкой — самоделки и т.д. Адресатами ребят-клиентов могут быть их товарищи по классу, по дому, родители, младшие и старшие братья и сестры, учителя, вожатые. Адресатами взрослых — их дети, ученики, товарищи по работе.

Сотрудники почты (прежде всего старшие ребята и взрос­лые) учат неопытных клиентов всем «таинствам» почтовых операций: как правильно подписать конверт, составить теле­грамму.

В работу почты нужно вносить больше игровых, творчес­ких моментов. В частности, можно придумать интересные формы оплаты почтовых услуг: оплата заказного письма — ответ на загадку, телеграммы — сочинение небольшого рас­сказа из тех слов, которые содержатся в телеграмме.

Почтальоны (лучше, если они действуют небольшими бригадами из 2—3 человек) доставляют корреспонденцию ад­ресатам в самой школе или по домашнему адресу (в микро­районе школы), при этом, как положено, телеграммы достав­ляются в первую очередь.

Игру можно проводить не только в связи с праздниками, но и постоянно. Почтальоны разносят письма и телеграммы, собирают письма, открытки с мнениями и предложениями классных коллективов, ребят и учителей, например после вы­хода в свет газеты-«молнии» или в период коллективного пла­нирования.

«Фабрика» — коллективная трудовая игра, участники ко­торой (ребята разного возраста и их старшие друзья), подра­жая организации настоящего производства, создают разнооб­разные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далёким людям.

Возможные виды изделий (продукции):

• наглядные пособия (материал для счёта, гербарии, при­боры) для первоклассников и старших учащихся своей и дру­гих школ;

• сувениры-игрушки из природного материала, модели, макеты, вышивки и др.;

• новогодние украшения и ёлочные игрушки;

• материал, оборудование для познавательных, подвиж-


ных, спортивных игр — в школьную игротеку, детскому саду, детской площадке и другим подшефным;

• экспонаты (диорамы, макеты, витрины) для выставок в школе и в клубе, для памятных залов и музеев;

• кормушки, домики для птиц;

• куклы, бутафория, декорации для кукольного театра;

• оформление для праздников — утренников, вечеров, де­монстраций, игр.

Фабрика может выпускать однотипную продукцию, напри­мер новогодние украшения или сувениры, но может иметь и широкий профиль, изготовляя предметы различного назначе­ния, а также производить ремонт наглядных пособий, игру­шек для детского сада, переплетать книги для школьной и районной библиотек и т. д. В этом случае фабрика превраща­ется в целый комбинат.

В состав фабрики (комбината) могут входить следующие отделы и цехи: дирекция; конструкторское или проектное бю­ро; отдел снабжения сырьём и инструментом; отдел приемки продукции или отдел технического контроля — ОТК; отдел сбыта (передачи, отправки) продукции; цехи — макетный, модельный, швейный, кукольный, переплётный и др. (в за­висимости от профиля фабрики).

Фабрика может действовать в течение одного дня (напри­мер, во время игры-праздника «Город мастеров»), нескольких дней или недель, что зависит от характера и объёма продук­ции, желания и возможностей участников.

Участниками трудовой игры могут быть ребята одного воз­раста и их старшие друзья, но лучше, если фабрику создаст союз двух (или нескольких) старших и младших коллективов или сводная группа всех желающих — из разных классов. Тог­да станет возможным разделение труда между старшими и младшими и объединение их как сотрудников, товарищей в общем жизненно важном деле. Старшие ребята могут быть членами дирекции, сотрудниками конструкторского бюро, на­чальниками цехов и отделов, мастерами, могут действовать на самых сложных производственных участках, составляя или возглавляя бригады. Младшие ребята также могут составлять отдельные бригады, действующие на подсобных и менее сложных (хотя не менее ответственных) операциях, могут трудиться в качестве учеников, помощников мастеров и т. д. Взрослые являются инструкторами, советниками директора фабрики, начальников цехов.

Примерные варианты организации фабрики (комбината): 1. Каждый цех полностью изготавливает один или несколь­ко видов продукции (например, в швейном цехе делаются куклы для театра, в столярном — скворечники и т.п.). В це­хи и отделы ребята записываются по желанию, образуя свод­ные коллективы. Состав цехов в основном не меняется в те-


чение всего времени работы фабрики, а переход из одного цеха в другой происходит лишь с согласия дирекции.

2. Каждый цех выполняет одну или несколько операций в процессе изготовления общей продукции (например, фаб­рика создаёт макеты, а в разных цехах делаются основания этих макетов, домики, фигурки людей; в этом случае в со­ставе фабрики обычно имеется сборочный цех).

3. Постоянный штаб цехов состоит из сравнительно не­большого числа сотрудников — инструкторов, мастеров и т. п. В цехи приходят все желающие и работают под их руко­водством столько времени, сколько хотят. Изготовленную продукцию берут с собой (для себя или близких) или остав­ляют персоналу фабрики для последующей передачи другим (например, детскому саду).

4. На фабрике трудятся постоянные микроколлективы и их союзы, причём каждый такой коллектив или союз проходит по очереди через все цехи, работая в каждом один опреде­лённый период (неделю, две недели и т. п.). Тогда фабрика (комбинат) действует в течение нескольких периодов. При этом какие-то виды продукции могут полностью изготавли­ваться за один период (допустим, в игрушечном цехе — ук­рашения для ёлки), а другие могут постепенно создаваться в течение всех периодов, передаваясь, как эстафета, от одно­го коллектива к другому (к примеру, так может делаться сложный макет в макетном цехе). Достоинством этого вари­анта является возможность провести каждого участника игры вместе с его постоянным коллективом через различные виды трудовой деятельности.

Создание фабрики начинается с общего сбора-старта участников или по крайней мере тех, кто первым захотел принять участие в этой трудовой игре. Здесь сообща решают, какую продукцию будет выпускать фабрика и для кого, при­думывают название фабрики и значок-эмблему. Выбирается вариант организации работы, намечаются отделы и цехи, из­бираются дирекция, начальники отделов и цехов, определяет­ся время начала работы и продолжительность действия фаб­рики. Запись желающих по отделам и цехам производится и на самом сборе, и после него.

Дирекция ведёт подготовку к открытию, договаривается о помещении, распределяет рабочие места между отделами и цехами, составляет производственный план, дает задание конструкторскому (проектному) бюро и отделу снабжения, разрабатывает график-календарь работы.

Коллективы цехов собираются на предварительное совеща­ние, обсуждают проекты изделий, полученные от конструктор­ского бюро, сообща разрабатывают технологический про­цесс, распределяются по участкам, операциям, выбирают мастеров.

85


Итак, мы только что познакомились с интереснейшими описаниями двух коллективных трудовых игр. Но не оставля­ет в покое мысль: игра и труд — а не слишком ли они раз­личны, чтобы объединять их вместе? Думаем, что различия не столь велики, как кажется на первый взгляд. А.С. Мака­ренко, разрабатывая идею «труда-заботы», увидел, что образ­цовый, передовой труд всегда несёт в себе оттенок экзистен­циальной игры (игры с будущим, ибо всё, что соприкасает­ся с будущим, приобретает вероятностность, а значит, опре­делённую «игривость»). Он писал об этом: «У нас был завод с первоклассным оборудованием. Делали фотоаппараты «Лей­ка» с точностью до одного микрона, и всё-таки это была иг­ра»1.

Коллективная трудовая игра может стать источником соз­дания детской производственной бригады под руководством взрослого. Опыт таких бригад хорошо известен в нашей стра­не. Сегодня их, к сожалению, становится всё меньше, да и распространены они главным образом в сельских школах. Но мы уверены, что они ещё вернутся — в виде детско-взрос-лой дизайнерской группы, отвечающей за эстетику школьных интерьеров и ландшафта; мини-типографии, обслуживающей школьные нужды в области печати; школьной фотовидео­студии, сопровождающей все события и дела коллектива; детско-взрослой службы компьютерной поддержки и т. д.

А от этих форм рукой подать и до полноценного детско-взрослого образовательного производства. Это передовое наукоёмкое и прибыльное (рентабельное) производство, в ко­тором детский коллектив в образовательных целях занимает ведущие управленческие и исполнительские должности, что позволяет детям непосредственно участвовать в организации образцового труда и деятельности, а также в их описании, проектировании и перепроектировании. Для выполнения же наиболее сложных и ответственных работ и консультацион­ных функций приглашаются взрослые профессионалы.

Детско-взрослое образовательное производство обязательно выходит на экономический рынок, начинает производить об­щественно-полезную продукцию. И именно благодаря этому оно является той образовательной формой, которая обеспечи­вает достижение в трудовой деятельности воспитательных результатов третьего уровня — получение детьми опыта самостоятельного общественного действия.

А.С. Макаренко настаивал, что воспитывать и образовы­вать может исключительно «образцовый труд», то есть такой, организация и содержание которого являются наивысшими

1 Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Собр. соч. В 7 т. Т.5.- М., 1958. -- С. 272.


на данный момент времени. Именно образцовость определя­ет социально-культурный и возвышающий уровень труда, что и делает его образовательным.

Образцовый труд должен быть передовым и самообеспечи­вающим, то есть отвечающим следующим критериям:

• наукоёмкость;

• высокая рентабельность;

• высокий уровень организации;

• высокая квалификация работников;

• труд, в качестве субъекта имеющий общность (сообще­ство);

• труд, создающий высокое качество жизни;

• труд, персонально организованный.

Всё вышеперечисленное и достигается в условиях детско-взрослого образовательного производства. И превращается фотовидеостудия в школьное фотовидеоателье, работающее с жителями микрорайона. Школьная мини-типография стано­вится детско-взрослым издательским центром, заказы в который поступают со всего города. А дизайнерская группа перерастает в школьную проектно-дизайнерскую фирму, кон­курирующую с заполонившими рынок дизайнерами-одиноч­ками.

Да, детско-взрослое образовательное производство обяза­тельно существует на рынке и зарабатывает деньги. И при этом замечательно воспитывает детей и взрослых. Воспиты­вает содержанием и характером делового, межличностного, межвозрастного общения в процессе производительного труда. Воспитывает тем, что необходимо субъекту принимать решения и брать на себя ответственность (непосредственно в производстве, в управлении). Воспитывает тем, что обще­ственной и личной значимостью и ценностью производимо­го продукта. Воспитывает необходимостью проектировать, планировать, сценировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность. Воспитывает эстетикой высокоорганизо­ванного и технологичного труда. Воспитывает трудовой дис­циплиной, понимаемой как добровольное самоограничение в процессе труда. Воспитывает, наконец, духом соработниче-ства в общем коллективном деле.

2.8. Спортивно-оздоровительная деятельность

На тему воспитательных возможностей внеурочной спор­тивно-оздоровительной деятельности нами подготовлена спе­циальная образовательная программа, в которой представле­ны воспитательные результаты и эффекты, культурные формы и содержание деятельности.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!