Примерная внеурочная программа художественного творчества подростков (извлечения)
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества подростков обусловлена необходимостью разрешения
1 При написании раздела использованы материалы Б.В. Куприянова.
реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Возникшая в XX в. и построенная на принципах коммерциализации, тиражирования, стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдаёт высшие образцы культурной деятельности человечества за свои. Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдаётся за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение.
У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.
В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к воспитаннику. Эта парадигма почти не учитывает внутренние культурные условия и потенции саморазвития современного подростка, сложный социокультурный контекст его существования. Игнорирует она и особенности современного этапа в развитии искусства — такие его черты, как склонность к художественным провокациям, самоиронии, самопародии, размытость эстетических категорий и этических границ.
|
|
Реальная альтернатива данной парадигме — воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.
Примерная программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природосо-образности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу
|
|
3 Внеурочная деятельность школьников.
65 |
и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере искусства, в окружающем его мире.
Трактовка принципа коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрос-лых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
|
|
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование художественных ценностей.
Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
|
|
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для старших школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности
предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, — главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал то, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может программировать свои шаги, может составлять план исполнения, но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются художественные, социальные и экзистенциальные проекты подростков.
Художественные проекты школьников реализуются в обстановке, близкой к музыкальному или драматическому театру, оркестру, ансамблю, объединениям художников, и могут быть поняты благодаря следующим ценностным аспектам: эстетизм, ориентированность на область художественной деятельности людей; приоритет чувственного восприятия окружающего мира; нравственная доминанта — соответствие нравственным началам добра, справедливости, милосердия; креативность, значимость порождения чего-то качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью (своеобразием, незаурядностью) и общественно-исторической уникальностью.
Социальные проекты преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
• коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
• предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, спо-
собность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
• самостоятельность — независимость, свобода от внешних
влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возмож
ность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограни
чений и стеснения;
• организационная и управленческая компетентность —
знания, опыт по образованию социальной структуры, привле
чению ресурсов, координации действий отдельных элементов
системы, достижение взаимного соответствия функциониро
вания её частей в процессе решения какой-либо задачи;
• конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
• законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
Экзистенциальные проекты — проекты самовоспитания, ценностно-смыслового самоопределения, выбора варианта жизни (В.Н. Дружинин). Для экзистенциальных проектов принципиален опыт мышления относительно смысла жизни отдельного человека и человечества в целом, организованный в рамках стратегии самооценивания и стратегии избирательности и судьбоносности по отношению к внешним событиям.
Принцип диалога культур в программе внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества предполагает:
• понимание основных сюжетов культурных текстов как основы для диалога культур о своей судьбе, своей жизни, о своём счастье в мире людей;
• рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;
• рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;
• рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества как полилога между авторами и исполнителями культурных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в художественном творчестве — процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности. Предпосылками формирования способности эстетического самоопределения у подростка служат обострённость (на фоне
пубертата) восприятия эстетического и возрастная сенситив-ность к самоопределению. Приобретение подростком опыта самоопределения происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создания художественных текстов и реальности как художественного текста.
Основная идея примерной программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом — на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества (игра на музыкальных инструментах, актёрское мастерство, особые инструментальные компетенции рисования, черчения и т. д.). Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества.
Синтетические виды художественного творчества — любительский театр, любительское видеотворчество, дизайн и т. п. — позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счёт таких инструментов как сценирование, философия и технология дизайна, режиссура социальных игр.
Любительские театр и видеотворчество, занятия школьников дизайном позволяют осуществить испытания любого предположения при помощи опытной проверки, подтверждающей очевидность фактов. В театре и видеопроектах средством проверки является сценирование или этюд, мыслительный эксперимент или аналогия. Под сценированием в данном случае понимается «сборка круга предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач её участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определёнными средствами, доступными персонажам истории» (А.В. Гребёнкин). Старшеклассники, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в исследуемой ситуации и проверить на своём жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации. •
Ещё одним способом управления социокультурным пространством существования человека являются философия и технология современного дизайна. Сегодня дизайн не ограничивается опредмечиванием материальных человеческих потребностей, он обеспечивает «овеществление» духовных ценностей, реализует в дизайнерской форме сущностное содержания эпохи.
Третий инструмент управления социокультурным пространством существования человека — режиссура социальных игр. Согласно этой идее существуют базовые игры людей,
т. е. фиксированные установки, определяющие их социальное и коммуникативное поведение. Режиссура социальных игр утверждает, что, во-первых, если определить базовые типы людей, участвующих в некотором социальном взаимодействии, это взаимодействие можно существенно оптимизировать. И, во-вторых, что сам индивид способен изменять свою базовую игру, хотя бы в результате прохождения специального тренинга.
Использование этих синтетических видов самодеятельного творчества позволяет обеспечить многофункциональность участия школьников в коллективной деятельности (роли актёров, художников, режиссёров, операторов, осветителей, организаторов).
Цель примерной внеурочной программы художественного творчества подростков — формирование у них в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи программы:
• расширение общего и художественного кругозора учащихся подростковых классов, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;
• формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;
• развитие диапазона управления своим поведением в си- jтуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.
Формы и режим занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседа, лекция), художественные образовательные события.
Репетиционные занятия (от лат. repetitio — повторение) — основная форма подготовки (под руководством или с участием педагога) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путём многократных повторений (целиком и частями).
Постановочные занятия — творческий процесс создания эстрадного представления, который осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером.
Информационное занятие предполагает беседы и лекции. Фронтальная беседа — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Лекция — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекций состо-
70
ит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Художественное образовательное событие — акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен встречей с читателем (зрителем), с отношением последнего к авторскому произведению.
Тематическое планировие и содержание деятельности
Содержание деятельности
Любительские занятия театром.Роль театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства. Любительский театр как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим пространством.
Театральная миниатюра.Актёрский этюд. Наблюдения актёра. Лаборатория актёра и режиссёра. Учебные театральные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения. Театральный капустник.
Пьеса-сказка.Просмотр профессионального театрального спектакля. Драматургический замысел. Репетиции пьесы-сказки. Представление пьесы — новогодней сказки.
Современная драма.Рождение замысла пьесы. Сверхзадача театрального искусства. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Просмотр профессионального театрального спектакля. Репетиция пьесы — современной драмы. Премьера пьесы (драматического произведения).
Современная комедия.Жанровые особенности комедии. Разновидности комедии. Природа смешного. Премьера пьесы-комедии.
Водевиль.Знакомство с особенностями водевиля. Репетиции водевиля. Просмотр профессионального театрального спектакля. Представление водевиля.
Театральное ярмарочное представление.Разработка и репетиции новогоднего ярмарочного представления. Новогоднее ярмарочное представление как художественно-эстетическое образовательное событие.
Классическая драма.Рождение замысла пьесы. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Репетиция пьесы — классической драмы. Премьера пьесы (классического драматического произведения).
Бенефис.Разработка идеи и сценария бенефиса класса как художественно-эстетического образовательного события. Сверхзадача спектакля. Репетиции бенефиса. Премьера прощального бенефиса.
Содержание деятельности
Любительское видеотворчество.Особенности любительского видеотворчества в контексте любительских занятий художественным творчеством. Специфика технических средств в видеотворчестве.
Сценарий как особая форма драматургии.Сценарий и монтаж. Понятие кинокадра. Крупности планов и их смысловое значение в раскрытии драматургии. Монтажная фраза, сцена, эпизод. Понятце движения в фильме. Движение в пространстве и во времени. Время и пространство и их условность в кино. Время реальное, замедленное, ускоренное.
Любительский видеопроект как явление самодеятельного художественного творчества.Просмотр и обсуждение профессионального авторского видеопроекта, кинофильма. Вечер авторского видео «Видеопробы». Показ и обсуждение видеопроектов учащихся.
Жанры любительского видеопроекта.Оперативные и постановочные съёмки. Реклама, художественный и документальный жанры, игровые программы, телефильмы. Разработка
75
и реализация авторского проекта «Реклама новогоднего празд- ' ника в школе». Сюжетные компоненты режиссёрского сценария: пролог, завязка, фабула, развязка, эпилог. Разработка и реализация видеопроекта «Сказка для младшего брата». Премьера видео проекта «Сказка для младшего брата». Документальное видео. Разработка и реализация проекта документального видео об истории школы, города (микрорайона), села. Вечер документального видео. Просмотр и обсуждение проектов учащихся. Жанр и особенности его монтажа. Комедия. Детектив. Фильм-повесть. Фильм-роман. Мелодрама. Репортаж. Документальная драма. Документальная повесть.
Звук.Изменения, которые принёс звук в кинематограф, в его зрительный ряд. Звуковой образ героя. Использование звука за кадром. Пауза как игровой компонент фильма. Шумовая фонограмма. Виды шумов: естественные, имитационные. Образ и драматургия шумов. Музыка в фильме и её разновидности (авторская, бытово-оправданная, синхронная и т. д.). Роль музыки в монтажном строе эпизода, сцены, фильма в целом. Социальная рекламакак жанр современного видеотворчества. Монтаж клипов и рекламных роликов. Особенности и достижения. Обновление выразительности монтажной формы. Монтаж телепередачи. Принципы, лежащие в его основе: выразительность, разнообразие, зрелищность. Разработка и реализация видеопроекта «Наша социальная реклама». Презентация видеопроекта «Наша социальная реклама».
Художественное видео.Выразительные средства видео творчества. Разработка и реализация видеопроектов учащихся «Ни слова о любви». Просмотр и обсуждение профессионального авторского видеопроекта, кинофильма. Премьера видеопроектов учащихся «Ни слова о любви».
Документальное видео.Разработка и реализация видеопроектов учащихся «Немного о себе». Разработка и реализация авторских видеопроектов учащихся.
Любительское видео как пространство художественного самовыражения.Встреча с профессиональным режиссёром, журналистом, актёром. Конкурс видеотворчества «Школьный Оскар», церемония награждения победителей.
Содержание деятельности
Знакомство с основами дизайна.Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование.
Основы организации пространства.Разработка и осуществление дизайн-проекта интерьера «Комната моей мечты».
Презентация выставки дизайн-проектов интерьера «Комната моей мечты». Философия новогоднего праздника. Разработка дизайнерских проектов организации пространства праздника (новогодний праздник). Конкурс дизайн-проектов организации пространства праздника (новогодний праздник). Реализация проекта — победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала.
Дизайн костюма.Материаловедение. История костюма. Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма». Защита исследовательских проектов «Дизайн исторического костюма».
Основы ландшафтного дизайна.Декоративная дендрология. Разработка и осуществление дизайн-проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн). Презентация дизайн-проекта «Школьная клумба».
Дизайн интерьеров и архитектурное проектирование.Разработка и осуществление дизайнерского проекта интерьера «Дизайн помещения классной комнаты». Презентация выставки дизайнерских проектов интерьера «Дизайн помещения классной комнаты».
Особенности web-дизайна.Разработка и реализация исследовательских проектов «Лучший современный сайт». Научная конференция учащихся «Современные тенденции web-дизайна».
Стиль в ландшафтном дизайне.Средства гармонизации композиции. Разработка проекта «Сквер родного города (села)». Защита проектов «Сквер родного города (села)».
Основы фотодизайна.Индивидуальность в дизайне. Разработка и осуществление проектов фотодизайна «Фотоальбом «Моя школьная жизнь». Презентация выставки проектов фотодизайна «Фотоальбом «Моя школьная жизнь».
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 535; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!