Научная картина мира и языковая картина мира



 

Ценность ЯКМ[37] в том, что она отражает спонтанное, по выражению академика Б.В.Раушенбаха[38], целостное восприятие мира человеком, а не только его логическое знание о нём, как это делает НКМ[39]. В одном из интервью профессор Московского физико-технического института Б.В.Раушенбах, представитель самой что ни на есть «научной части человечества», сказал следующее: «Внелогическое знание старше логического. Его невозможно постичь, основываясь на рациональной логике. Механизма его действия мы не знаем. Оно приобретается как бы помимо науки… Логическое знание занимается частностями, оно ограниченное, хотя и является мощным инструментом. А мир в целом воспринимает внелогическая часть человеческого духа. Поэтому следует развивать в себе и тот и другой способ познания. Восприятие мира должно быть целостным»[40].

Если НКМ отражает точное, логическое знание о мире, то ЯКМ отражает именно то самое целостное представление о мире, включающее и наивное первичное знание[41], и логическое осмысление мира, и знания, не поддающиеся логическому объяснению, и явные заблуждения. Человечество давно узнало, что Земля вращается вокруг солнца, но никто не перестал говорить: солнце встаёт, солнце садится. По-прежнему во всех языках продолжают использовать слово сердце как символ средоточия наших чувств и переживаний, а не только как название органа, обеспечивающего кровоток в организме, хотя требование соответствия НКМ предполагало бы именно такое ограничение словоупотребления.

НКМ и ЯКМ – принципиально отличные друг от друга построения. Общее у них лишь одно – объект отражения, т.е. реальный материальный мир. Но даже это утверждение требует уточнения: реальный материальный мир целиком покрывает весь план содержания НКМ, а в ЯКМ он составляет лишь часть плана содержания, поскольку языковое сознание порождает огромное количество мифических объектов и субъективных характеристик, не существующих в реальном мире.

 

По О.А.Корнилову

Вопросы

 

1. В чём состоит ценность языковой картины мира? Проиллюстрируйте ответ примерами.

2. Как вы понимаете основное отличие языковой картины мира от научной картины мира?

3. Как соотносятся НКМ и ЯКМ с реальным миром?

 

 

Тема 5.

Семиотика. Измерения семиотики.

 

Семиотика – наука о знаковых системах. Каковы бы ни были такие системы – действуют ли они в обществе, природе или человеке (его организме, мышлении и психике), - они предмет семиотики. Цель семиотики – создание общей теории знаков во всех их формах и проявлениях: как у человека, так и у животных, как в норме, так и в патологии, как в языке, так и вне его, как в индивиде, так и в обществе.

Для того, чтобы представить себе, как «работают» знаковые системы, а потом, возможно, использовать эти знания в своих собственных исследованиях, необходимо разобраться в основных понятиях и терминах семиотики. Важнейшие из них: знак, знаковая система, семиозис.

 

ЗНАК – в лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру[42] знаком называется двусторонняя сущность, отношение означающего (форма, план выражения) и означаемого (содержание, план содержания, значение).

 

означаемое (план содержания)
означающее (форма, план выражения)

 

ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА – совокупность знаков (чаще всего однотипных), обладающая внутренней структурой и служащая для осуществления коммуникации; все элементы знаковой системы – знаки – соединены различными связями и вступают в различные отношения. Классификация знаковых систем осуществляется по типам составляющих их знаков (вербальные, жестовые, графические, образные и пр.). Наиболее фундаментальной и универсальной знаковой системой являетсяестественный язык.

 

СЕМИОЗИС – процесс, в котором нечто функционирует как знак. Семиозис рассматривается как процесс, в котором знак (то, что выступает как знак; знаковое средство), вызывает в интерпретаторе предрасположенность к определенной реакции (интерпретанта) на определенный вид объекта (значение) при определенных условиях (контекст).

Ч.У.Моррис[43] приводит такой пример. Нашедшая нектар пчела, возвращаясь в улей, совершает танец и таким образом направляет других пчёл к источнику пищи. В этом случае «танец» есть знак; другие пчёлы, испытывающие влияние танца, - интерпретаторы; предрасположенность этих пчёл реагировать определенным образом под влиянием танца – интерпретанта; тип объектов, по отношению к которым пчелы предрасположены к определенной реакции – значение (сигнификация знака); а местонахождения улья – часть контекста.

Или можно привести другой пример: вы находитесь на пустынной улице, навстречу вам выходит собака, она настроена агрессивно и рычит. Здесь отправитель знака – собака, вы – интерпретатор, рычание – знак, нападение – десигнат (значение), ваша подготовительная реакция – интерпретанта, пустынная улица – контекст.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!