Право как государственный регулятор общественных отношений



Право (в данном сугубо юридическом смысле) — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интересы об­щества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государ­ством и направленных на урегулирование общественных отно­шений.

Наиболее существенным признаком права, включенным в опре­деление данного понятия, выступает ᴇᴦο тесная связь с государст­вом; этот признак выражается в том, что˸

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает ᴇᴦο исполнение, в т.ч. и с помощью государственного принуж­дения. Для этого существует специальный аппарат надзора и кон­троля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, на­казания виновных и т.п.;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоци­альных либо иных интересах. Согласно этому, право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средст­вом организации ᴇᴦο разносторонней управленческой и инои̌ дея­тельности, осуществления ᴇᴦο задач и функций;

3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде крите­рия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих ᴇᴦο норм.

 

Теория естественного права историческая школа права: сравнительный анализ.

 

Естественно-правовая теория — идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан). Исходит из существования двух систем права — естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) — официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в том числе в санкционируемых ею обычаях).

Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное право, основывающееся на естественных законах. Само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.

Историческая школа права — сложилась в первой трети XIX века в Германии (представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа — проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно — результат исторического процесса). Закон — не единственный и не основной из источников права, формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом месте — обычай. Положительная роль — привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).

Действительно, общим у исторической школы права с естественно-право­вой теорией можно считать положение о том, что право не создается законодателем, не творится его произволом. Основоположники исторической шко­лы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности го­сударства, так же как формирование духа народа и его языка. При этом глав­ным источником права считался обычай, а законным то, что ранее установи­лось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ проистекает из недр национального духа.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 627; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!