Тихвинский Введенский женский монастырь



В Смутное время Тихвинский Введенский монастырь был полностью разорен. Восстановление его связывают с царицей-старицей Дарьей (Анной Колтовской). Конечно, судьба монастыря, в котором царица-старица провела несколько лет, не могла её не волновать, к тому же она, по всей видимости, стремилась вернуться в Тихвин. Возвращение состоялось в январе 1624 года после десятилетнего проживания в Устюжне-Железнопольской и в её окрестностях.

Для достойного содержания бывшей царицы 26 августа 1614 году царем Михаилом Федоровичем в Устюженском уезде была выделена вотчина в составе села Микифорова и 21 окрестной деревни. Права царицы-старицы Дарьи на данную вотчину без права передачи кому-либо до её кончины были подтверждены царскими грамотами в марте 1616 и в июле 1621 гг. На Устюженский посад с 1614 по 1624 гг. была возложена уплата натурального и денежного оброка старице Дарье. Так, только в 1618 году из устюженских городских доходов ей было выплачено 30 рублей и предоставлены столовые запасы - 5 гривенок перцу, 10 пудов меду, 16 осетров длинных, 2 бочки щученины, 1 бочку сельдей немецких, 2 пуда икры, 86 четвертей различной муки, 14 четвертей круп, гороха, пшена и толокна, 15 четвертей солоду и 3 четверти конопли. В 1623 г. старице была выплачена из таможенных и кабацких доходов значительная сумма - 167 руб. 44 коп[11].

Авторитет царицы-старицы Дарьи, её финансовые возможности позволили ускорить строительные работы в монастыре. Постепенно были восстановлены сохранившиеся и возведены новые строения. Инокиня Дарья скончалась в монастыре 5 апреля 1626 года. Тело её погребено в паперти соборной церкви Тихвинского Введенского монастыря. Вскоре после её смерти игуменья Агафья и старицы Леванида и Александра (дочери князя Григория Гагарина и племянницы Анны Колтовской) били государю челом и положили «изусную память», письменно оформленную духовником старицы Дарьи – черным попом Феогностом. В ней излагалась последняя воля усопшей: «свою вотчину село Микифорово с деревнями … дати в свое обещание в монастырь».

В ответ на челобитную 29 июня 1626 года царь Михаил Федорович и патриарх Филарет пожаловали Тихвинскому Введенскому женскому монастырю вотчину в Устюженском крае. Царская жалованная грамота освобождала монастырь и крестьян от большей части податей и повинностей и предоставляла ряд административных и судебных льгот. Центром монастырской вотчины было село Микифорово. Вокруг него компактно располагались 16 деревень и их хозяйственные угодья. В Смутное время вотчина изрядно запустела. В 1628 году в ней за монастырем было 49 дворов зависимого населения, в которых числилось 60 тяглецов[12].

За Введенским монастырем были также вотчины в Тихвинском крае. Одна из них находилась в Пречистенском Тихвинском погосте и включала деревню Бурково, другая в Дымском погосте в составе деревень Падихино, Осаево и других на реке Тихвинке. В 1646 году за монастырем числилось 69 душ взрослого мужского населения проживающих в деревнях и обеспечивающих, кроме собственной, запашку монастырских земель и ведение его хозяйства. По переписи 1678 года Введенский женский монастырь имел 61 зависимого человека мужского пола в монастырских вотчинах Обонежской пятины[13].

Введенский женский монастырь относился к числу средних монастырей. Кроме земельных вотчин с деревнями он располагал небольшим посадом (слободой), в котором проживали «монастырские бобыли» занимающиеся торговлей и ремеслом. В XVII веке в монастыре имелись три каменных здания: ранее возведенный Введенский собор, и трапезная с церковью Рождества Богородицы и трехъярусная колокольня. Последние были построены около 1645 года при помощи игумена соседнего Тихвинского Успенского монастыря Сергия. Остальные здания были деревянными.

Старицы Введенского женского монастыря проявляли постоянную заботу о поддержании монастыря в образцовом состоянии и привлечении в него богомольцев. Приобретались книги и церковная утварь. В иконостасе Введенского собора были представлены иконы древнего письма. Колокольня пополнялась новыми колоколами. Один из колоколов, позднее оказавшийся на звоннице Софийского собора в Новгороде, был лит в 1637 году в Тихвинский Введенский монастырь. Его изготовили по вкладу Ксении Федоровны, жены купца Ивана Юдина, для поминовения сына и родителей.[14] Из колоколов Введенского монастыря известны также 80-ти пудовый колокол, имеющий дату литья в 1652 году и 25-ти пудовый с надписью по латыни, что отлит в 1635 году.

Введенский монастырь часто находился не только в конкуренции, но и в конфронтации со своим патроном и могущественным соседом - Тихвинским Успенским мужским монастырем. Земельные споры между монастырями, приведшие к разбирательству жалоб новгородским воеводой князем Ю.М. Одоевским, были решены в пользу Успенского монастыря. Спор на этом не кончился, и в январе 1680 года тяжбенное дело рассматривалось царем Федором Алексеевичем. Это привело к созданию обширной документации, включающей планы Тихвинского посада. В 1678 году план спорных земель был составлен И.Д. Зелениным и П. Евстафьевым. Его несколько измененную копию в 1679 году сделал тихвинский иконописец И.А Квасников[15].

Власти Успенского монастыря, идя навстречу своим посадским людям, в тот же период запрещают торговым людям подмонастырской слободки Введенского женского монастыря не только нанимать речные суда в Тихвинском посаде, но и передвигаться на них по реке Тихвинке. Все это заставило игуменью Введенского женского монастыря Параскеву подать 13 сентября 1680 года царю Федору Алексеевичу новую челобитную с жалобой на действия властей Успенского монастыря. На этом дело не окончилось, и до конца XVII в. старицы Введенского женского монастыря продолжат подавать жалобы на утеснения их «бобыльков» властями Успенского монастыря.[16]

Несмотря на определенную самостоятельность, позволяющую разрешать конфликты с помощью третейских лиц, Введенский женский монастырь был все же зависим от Успенского мужского монастыря и по некоторым вопросам церковной жизни находился в его ведении. Власти Монастырского приказа, направляя в 1670 г. участницу разинского восстания вдову Стефаниду "на вечное житье" в Введенский девичий монастырь, указывают архимандриту Тихвинского Успенского монастыря Ионе с братиею, а не введенской игуменье «…как к вам ся наша, великого государя, грамота придет, а пристав Ивашко Комаров с тою вдовою к вам приедет, и вы б тое вдову Стефанидку велели у него принять и отдать ее в девичь монастырь. И пищу велели ей давать против ее сестер…»[17]. И в дальнейшем в благонадёжности Тихвинского Введенского женского монастыря руководители церкви и государства не сомневаются, и он становится местом заточения важных персон женского пола.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 467; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!