Тихвинские монастыри в XVII веке



Тихвинские монастыри, подобно большинству монастырей России, сравнительно быстро оправились от последствий Смутного времени, начали энергично восстанавливать хозяйство, переселять на свои земли крестьян и бобылей. На протяжении почти всего XVII века они непрерывно приумножали свои земельные богатства, все более крепли и все глубже врастали в экономическую жизнь страны. В Обонежской пятине, центр которой занимал Тихвинский край, рост монастырского землевладения шел опережающими темпами, и в его сферу к 1678 году попало 47,5 % от общего числа дворов зависимого населения. Вместе с усилением роли монастырей в экономической жизни края на протяжении XVII века постоянно росла духовная составляющая их существования. Повышение авторитета тихвинских святынь, развитие культа иконы Тихвинской Богоматери, создание художественных ценностей, привлечение многочисленных богомольцев и вкладчиков способствовало небывалому расцвету тихвинских монастырей и в, первую очередь, главного из них Тихвинского Богородицкого Успенского мужского монастыря.

 

Тихвинский Успенский мужской монастырь.

Восстановление Тихвинского Богородицкого Успенского мужского монастыря после Смутного времени, предпринятое при игумене Макарии, сопровождалось щедрыми царскими пожалованиями. В 1614 году царь Михаил Федорович подтвердил прежние земельные пожалования и право монастыря владеть «…в Тихвинском рядку таможною и замытною и померною пошлиною…», а налоги и «…всякою пошлиною велел сбирати в дом Пресвятыя Богородицы…». В 1613 году монастырь получает «…за многое разорение и за осадное сидение в вотчину…» Никольский Шунский погост в Заонежье, владение которым подтверждено грамотами царя Михаила Федоровича в 1616 и 1622 гг.[5] В этот же период монастырь получает земли в соседнем Антоньевском Дымском погосте по реке Рядани в составе 18 пустошей. Это была вотчина небольшого новгородского Никольского Мостищского монастыря, пришедшего в упадок и запустение. Впоследствии сам данный монастырь был дважды приписан к Тихвинскому монастырю (с 1663 по 1711 гг. и с 1720 по 1764 г.)[6]. В течение XVII века, в разное время, приписными к монастырю были также Николо-Беседный монастырь (в 1607 – 1663 гг.), Троицкая Рекомская пустынь (1685 г.), Николаевская Боровинская, Троицкая Реконьская и Пятницкая Лепрудская пустыни.

Последней грамотой в царствование Михаила Федоровича монастырю была жалованная грамота 1644 года на 5 пустошей в Воскресенском Лученском погосте на месте бывшей деревни Батьков Конец. В дальнейшем при вступлении на престол царей из дома Романовых Тихвинский Успенский монастырь получал подтвердительные жалованные грамоты на все земельные владения вместе с проживающими на них крестьянами. Число зависимого населения непрерывно росло. В 1646 году он имел в Обонежской пятине без монастырских работников и посадских торговых и ремесленных людей – 305 человек зависимого населения, в 1678 году, после возвращения в монастырь в 1673 году заонежской Шунской волости, Тихвинский Успенский монастырь имел 3818 человек зависимого населения[7].

В 1623 году при игумене Александре в монастыре произошел пожар, сопровождавшийся взрывом хранящегося крепостного пороха, уничтоживший все деревянные постройки и частично разрушив каменные. Восстановительные работы заняли несколько лет и потребовали выделения значительных средств, полученных от государственных льгот, пожертвований населения и доходов монастыря.

К середине XVII века экономическое могущество монастыря возрастает во многом благодаря расцвету Тихвинского посада, принадлежащего монастырю, и ставшего важным центром ремесла и торговли на Северо-Западе России. Растет авторитет тихвинских игуменов, что обеспечивает им дальнейшее продвижение по службе. Макарий I в 1618 году хиротонисан в архиепископа Вологодского и Белозерского, а в 1620 году в митрополита Новгородского; Герасим (Кремлев) в 1640 году становится архиепископом Симбирским и Тобольским. Отдельной статьей (глава X, статья 60) Соборного Уложения 1649 года было указано, что за «бесчестье» должностных лиц Тихвинского монастыря виновный выплачивал «игумену – 25 руб, келарю – 20 руб., казначею – 10 руб.». Важным обстоятельством в жизни монастыря стал ежегодный обычай торжественного «поезда» с чудотворной иконой из Тихвинского Успенского монастыря в Москву, сохранявшийся до 1676 года.[8] Игумен Пимен в 1651 году был произведен в архимандриты, а в дальнейшем архимандриты Тихвинского монастыря при богослужении пользовались преимуществами, присвоенными епископскому служению.

К середине XVII века монастырь накопил значительные богатства. Сотни крестьян обрабатывали принадлежащие монастырю десятки тысяч десятин земли. Увеличивались доходы от Тихвинского посада. Росли многочисленные вклады верующих за поминовение их в церковных службах или за место захоронения в пределах монастыря. В тяжелые для России годы к монастырской казне обращалось государство. Во время войны с Польшей в 1655 году царь Алексей Михайлович послал грамоту в Тихвинский монастырь: «Ведомо нам учинилось, что у вас в монастыре есть деньги многие, и мы указали взять у вас на жалование ратным людям 10000 рублей; а в оскорбление себе вы б того не ставили: как служба минется, мы те деньги велим вам отдать»[9].

Война с Польшей затянулась до 1667 года, чередуясь с новой войной со Швецией, и Тихвинский Успенский монастырь с разрешения властей приступил к каменному строительству за свой счет. Начатое в 1668 году каменное строительство крепостных укреплений и монастырских сооружений, закончилось к концу XVII века созданием великолепного архитектурного ансамбля Тихвинского Успенского монастыря.

Власти Тихвинского Успенского монастыря постоянно проводили политику укрепления своего феодального иммунитета. Они удержали за собой, превратившийся в средневековый город, Тихвинский посад. Добивались от правительства необходимых для его развития льгот и постановлений, как например освобождение от содержания отставных стрельцов в 1684 году, или разрешении торговли иностранным купцам на посаде в 1680 году. Для успешного ведения монастырских дел в Новгороде и Москве в условиях приказного аппарата управления XVII в. выделялись специальные люди – монахи московского и новгородского подворий и монастырские стряпчие. В соответствии с установленными обычаями большие расходы шли на «почести» - добровольные приношения всем приказным: от боярина - руководителя приказа до последнего переписчика бумаг. В качестве «почестей» выступали подношения икон, церковных книг, освященной воды, пасхальных яиц, вещей, различных продуктов и денег. Иногда почести стоили больших затрат. В 1684 году за монастырское дело в Новгородском приказе тихвинские монахи дали, не считая трат на оформление дела, думному дьяку Е.И. Украинцеву 30 руб. и стопу серебряную, подьячему И. Уланову – 20 руб., молодому подьячему Н. Ключареву – 10 руб.[10] Всё это заносилось в расходные книги и контролировалось монастырскими властями.

Во второй половине XVII века монастырь превращается в важный культурный центр и становится постоянным заказчиком различных произведений искусства, собирая у себя лучшие художественные силы посада. В монастыре получает распространение книгописание. Одним из самых выдающихся местных иконописцев - Иродионом Сергиевым – в 1658 году была исполнена лицевая пространная редакция «Сказания о чудесах иконы Тихвинской Богоматери». Местные иконописцы получили известность далеко за пределами Тихвинского посада. Их приглашали для работы в Москву, в Великий Новгород, во многие монастыри. Выполненные ими настенные росписи сохранились до нашего времени на фасадах и в галереях Успенского собора монастыря.

Успешному развитию монастыря в данный период успешно содействовали его руководители: архимандриты Иосиф (1661-1666 гг.) - позднее с 1674 года митрополит Рязанский и Муромский; Корнилий (1666-1668 гг.) - с 1673 года митрополит Казанский, а с 1674 года митрополит Новгородский; Иона Баранов (1668-1674 гг.) - архиепископ Вятский и Великопермский; архимандрит Макарий - трижды руководивший монастырем в 1675-1697 гг. и дважды возвращаемый к руководству им по просьбе «братии» Успенского монастыря.

Несмотря на то, что к концу XVII века Тихвинский край был охвачен расколом, старообрядческие идеи не получили поддержки у руководства и большинства монашествующих Тихвинского Успенского монастыря. Он считался одним из самых благонадежных монастырей и постепенно стал использоваться и как место ссылки и заключения государственных преступников.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!