Археологические памятники веси
Материальные памятники веси, подтверждающие скромные письменные источники, археологи сравнительно долго не могли обнаружить не только на территории Тихвинского края, но и по всему Межозерью – на широком земном пространстве между Ладожским, Онежским и Белым озёрами. Безуспешно искал курганы и могилы веси в 20-х гг. XIX века по северу России З.Д. Ходаковский, в том числе и на реке Колпь. Неудачи сопровождали в 70-х гг. XIX века финляндского археолога и лингвиста Д.Е. Европеуса, производившего раскопки в долинах рек Чагодоща, Молога, Оять, Свирь и Олонка. Исследователь ошибался, относя раскопанные им курганы к археологическим памятникам веси.
С 80-х гг. XIX в. постепенно успех приходит к археологам. Н.Е. Бранденбург, А.А. Спицын, Н.И. Репников, А.И. Колмогоров ещё в дореволюционный период в разных частях Тихвинского уезда смогли найти и произвести раскопки археологических памятников веси. В 20-х – 30-х гг. ХХ века весские памятники изучались В.И. Равдоникасом и Г.П. Гроздиловым. В послевоенный период, вплоть до конца ХХ века археологические исследования памятников веси на территории Тихвинского края производили С.И. Кочкуркина, В.А. Назаренко, В.А. Петренко, Г.С. Лебедев, В.А. Кольчатов, И.П. Крупейченко, Е.А. Рябинин, А.Н. Башенькин. Ими вскрыты сотни археологических памятников. Только А.И. Колмогоров в 1906-1916 гг. выявил по берегам Тихвинки, Паши, Сяси и Лиди 178 курганов, из которых 85 насыпей раскопал.
|
|
Постепенно выяснилось, что грунтовые могильники, относящиеся к самому раннему этапу формирования весских племён, довольно редки и найдены в основном в Белозерье. В юго-восточном Приладожье, и, следовательно, в Тихвинском крае, археологические памятники веси представлены в основном курганами. Своеобразие весских курганов, а они перешли к курганному обряду под влиянием славян и скандинавов, заключается в том, что это, в основном, сравнительно невысокие земляные насыпи, имеющие в основании зольно-пепельный слой, своеобразный инвентарь с наличием зооморфных женских украшений и преимущественно южную ориентировку трупоположений.
При этом определить точную принадлежность тех или иных курганов Тихвинского края к веси довольно затруднительно, так как в юго-восточном Приладожье в IX-XI вв. происходили активные этнические контакты и влияние на весские племена славян и скандинавов было значительным. Смешанные браки были частыми, похоронный обряд значительно быстро претерпел глубокие изменения, а с XII века существенную роль в последнем стала играть христианская обрядность. Трупосожжения ушли в прошлое, южная ориентировка трупоположений сменилась на западную, курганы с ярусными захоронениями сменились захоронениями в подкурганных могильных ямах, а затем жальничными и грунтовыми погребениями.
|
|
Наибольшее количество исследованных курганов, имевших полную или частичную весскую принадлежность, находится в западной части Тихвинского края, вдоль рек Паши, Капши, Сяси и Тихвинки. Несомненно также весские памятники вскрыты на востоке края в местах нынешнего расселения вепсов, потомков веси. Курганы, раскопанные А.И. Колмогоровым на оз. Вялгозере, оз. Кургальском, у д. Татаровой в нынешней Радогощинской волости Бокситогорского района характеризовались преобладанием южной ориентировки, при положении покойных на спине, с вытянутыми вдоль туловища руками. Вещевой инвентарь не так богат, как в курганах у дд. Ильино и Галично на р. Тихвинке и близлежащей д. Горелухе, где в изобилии были обнаружены различные женские украшения: уточки прорезные и полые, олени, всадница на змее, игольники, копоушки и ложечки, ключи и нагрудные пряжки.
Богатый вещевой, хозяйственный и бытовой инвентарь был обнаружен при раскопках в 1991 году экспедицией под руководством археолога А.Н. Башенькина курганных захоронений Чайгино-I и Чайгино-II Радогощинской волости Бокситогорского района, в местах современного проживания вепсов. Наряду с изобилием глиняной посуды, железными ножами, топором, фитилями, остатками кожаного ремня были найдены бронзовая игла, пряжки, застёжки, кольца, серебренная монета (обрубок) и серебренный нательный крест. Сооружение курганов в д. Чайгино относится к XI-XIII вв. и находка крестика среди вещевого инвентаря свидетельствует о принятии христианства весью.
|
|
Поселения веси, в отличие от курганных захоронений в Тихвинском крае, не исследованы. Немногочисленные раскопки поселений в Белозерье обогатили представления о хозяйстве и быте весских племён. Поселения веси на р. Шексне в Х в. являлись не только военно-административными, но и ремесленно-торговыми центрами (Крутик, Белоозеро). В Тихвинском крае подобных центров не обнаружено, среди наиболее крупного поселения в крае, каким являлось Городище на р. Сяси, весь могла присутствовать, но была там в явном меньшинстве и ассимилирована скандинавами, славянами, приладожской чудью.
Материальная культура веси.
По материалам раскопок археологических памятников можно сделать определённые выводы о занятиях веси. Фактов, говорящих о земледелии у весских племён, имеется достаточное количество. Среди них серп, обнаруженный археологом Н.Е. Бранденбургом, остатки соломы, раскопанные А.М. Линевским в юго-восточном Приладожье.
|
|
В настоящее время археологи по вопросу о земледельческой деятельности веси в основном сходятся к тому, что в Х – начале XI в. весь знала подсечное земледелие. Пашенное земледелие, перенятое от славян, распространилось позднее, причём подсека надолго оставалась главной в хозяйстве веси, а пережитки её сохранялись у вепсов вплоть до 30-х годов ХХ века. К XIII – XIV вв. весь освоила пашенное земледелие и стала в конце своего существования народом по преимуществу земледельческим. Вместе с этими главными хозяйственными нововведениями началось и формирование из веси нынешних вепсов.
Среди других отраслей производственной деятельности существенную роль играло разведение скота, о чём свидетельствуют обнаруженные кости крупного и мелкого рогатого скота, лошади, свиньи. Множество обнаруженных костей овец свидетельствует о существенной доли её в домашнем хозяйстве весских семей, носившем натуральный характер. Овца удовлетворяла потребности в шерсти, кожах и частично в мясе. Остатки найденных местных шерстяных тканей показывают, что весь разводила груборунную породу местных овец, способную большую часть года содержаться на подножном корме.
Наряду с разведением домашнего скота, важную роль в хозяйстве веси играли рыболовство и охота. Преобладание найденных в некоторых поселениях веси в бассейне рек Колпи, Чагодощи, Суды и во всём пограничном с Тихвинским краем юго-западном Белозерье костей бобра, предполагает ориентацию хозяйственной деятельности многих весских семей и родов на пушную охоту. Имеются свидетельства, что и в юго-восточном Приладожье весское население было втянуто в пушной промысел и торговлю. Широко известны свидетельства восточных авторов о меновой торговле веси с волжскими булгарами.
Археологические находки свидетельствуют, что весские охотники добывали самых различных животных. Фрагменты изделий из оленьего и лосиного рога, когтей медведя, кости бобра и других животных служат тому подтверждением. А обилие изображений утки в прикладном искусстве веси, главным образом женских подвесок, образно позволяет считать древнюю весь птичьим народом. Скорее всего среди предков веси в период широкого распространения тотемических верований различные водоплавающие были их тотемами. Конечно, это не могло быть случайностью для родовых коллективов, обитающих среди болот и озёр Севера Европейской равнины.
Рыболовство, собирательство, кое-где бортничество, существенно дополняло пищевой рацион веси. Важное значение в их хозяйстве имели различные ремёсла и домашние промыслы. Почти всё необходимое в хозяйстве и быту каждая весская семья изготовляла сама, а сами домашние промыслы чётко подразделялись на мужские и женские.
Археологически лучше представлены женские промыслы, а среди них обработка растительных волокон (льна) и шерсти. Кроме прядения и ткачества женщины занимались шитьём и изготовлением глиняной посуды. Последняя вырабатывалась женщинами от руки. Но уже к середине XI века лепные плоскодонные баночной формы сосуды сменяются тонкими, более изящными, изготовленными на гончарном кругу. Её изготовление стало уделом мужчин, причём мастер производил её для широкой округи в целях обмена.
Мужским промыслом была разнообразная обработка дерева и бересты. Среди курганного мужского инвентаря обнаружено много ножей, топоров, а также скобелей и кочедыков. Последние использовались для плетения лаптей и различного рода кошелей и разнообразнейших берестяных сосудов, которые могли даже держать воду длительное время. К мужским домашним промыслам веси необходимо также добавить выделку шкурок пушных зверей, а также овчин и кож.
Развитие ремесла у веси, в какой-то степени тормозилось малым наличием крупных поселений и городов. Основная масса весского населения проживала в небольших сельских населённых пунктах, состоящих из одного-трёх хозяйственных комплексов. Весское жилище того времени, вероятно, представляло собой низкую деревянную хижину, возведённую над вырытым убежищем. Крыша была односкатной, и часто покрывалась дёрном для сохранения тепла внутри строения долгою зимою. Очаг сооружался из грубого камня и не имел дымохода. Подобные строения были переняты весью от населения дьяковской культуры. Позднее в X-XII вв. весь переняла от славян северорусский тип жилища, слегка изменив и приспособив его для своего хозяйственного уклада.
Весские ремесленные изделия отличались от староладожских и новгородских некоторой грубоватостью обработки. Однако местная металлургия достигла сравнительно высокого уровня, о чём говорят находки железных орудий труда, предметов домашнего обихода, оружия, шлако-доменных отходов. Специально технику древней металлургии веси никто не изучал и трудно говорить о приёмах добычи руды и выделения из неё металла. Обилие в Межозерье болотных железных руд, наличие небольших месторождений медной руды, наподобие известных её проявлений у оз. Юксовского в Подпорожском районе Ленинградской области свидетельствует не только о том , что весь не испытывала недостатка в рудах, но и умела перерабатывать их, удовлетворяя свою потребность в металлах.
Обилие женских украшений из археологических памятников веси изготовленных из бронзы и железа, изредка из серебра и других сплавов, ещё одно доказательство обработки металла весскими ремесленниками. Отделив изделия западного (в основном скандинавского) импорта, вещи восточных (волго-окских и пермских) племён, славянского происхождения, археологи получили обилие местных изделий, включающих различные подвески, височные кольца, перстни, шейные гривны, различные пряжки и застёжки, составляющие сложный и богатый набор украшений женщин весских племён.
Наборы женских украшений из разных мест Межозерья слегка отличаются друг от друга. Для территории Тихвинского края особо характерны для Х – начала ХI в. подвески-«уточки» и подвески-«олени», прорезные изображения водоплавающей птицы, бронзовые флаконовидные бусы. В XI-XIII вв. этот набор дополняется полыми птицевидными подвесками с двумя лапками, горизонтальными игольниками, литыми копоушками и миниатюрными ключами-амулетами.[3] Широко распространёнными были также ложечки, шумящие привески, цепочки, которые прикреплялись к нагрудной пряжке и свисали вдоль груди. За небольшим исключением данные бронзовые украшения являлись продукцией местных весских мастеров.
В целом хозяйство веси являлось комплексным. В его основе было подсечное земледелие и животноводство, существенную роль играли охота, рыболовство и собирательство, были развиты домашние промыслы и некоторые виды ремесла, что в целом соответствовало типу хозяйства, свойственному переходному периоду эволюционного формирования из весских племён, средневековой народности – вепсов.
Топонимика веси.
Известно, что местные географические названия веси (топонимика), отражают этнические процессы на изучаемой территории. В Межозерье достаточно широко распространены географические наименования, созвучные этническому названию Весь. Населённые пункты Весь Большая и Малая находятся в низовьях реки Паши, Весь на р. Воронежке, впадающей в Ладожское озеро недалеко от устья Сяси, Весь на р. Златыньке притоке Волхова. Большое количество топонимов на Весь находится в Белозерье, а изучение писцовых книг XV-XVI вв. показало широкое распространение местных названий содержащих этноним Весь (Вепсь) во всём Межозерье и даже за его пределами. Однако часть данных топонимов, возможно, не имеет никакого отношения к древней веси и ведёт своё происхождение от древнерусского слова весь – «деревня», а также и от финно-язычного vesi – вода.[4]
Другое этническое имя Чудь имеет широкое бытование в письменной и устной традиции. Чудью славяне называли разные племена северных финно-угров вообще, в том числе и весь, о чём свидетельствует также этноним чухари, которым в Тихвинском крае называли вепсов и с которым южные вепсы ещё недавно отождествляли себя.[5] Топонимы с основой чудь – Чудцы, Чудская, Чудова, Чудокса, Чудовской сохранились до наших дней в бассейнах рек Явосьма, Тихвинка, Рапля, Шомушка и других. В писцовой книге Обонежской пятины (1496 г.) упомянуты «деревни в Чудцком конце» Озерского Михайловского погоста, расположенного в верховьях р. Тихвинки. До наших дней от Чудского конца сохранилось лишь название Конец, которым местные жители ныне называют бывшую часть деревни Григоркино Самойловской волости Бокситогорского района. Расположенная южнее дер. Чудцы не только сохранила своё название, но и в начале ХХ в. передала его на сооружённую неподалёку железнодорожную станцию Чудцы.
«Чудскую» основу носят названия деревень Чурилово, Чурилова Гора и т.п. К данным топонимам, расположенным в верховьях р. Чагоды, можно добавить упомянутые в грамоте XVII века Тихвинского Введенского женского монастыря деревни «Чурило Падихино тож» и «Чурило Осаево тож» на реке Тихвинке.[6]
Местоположение топонимов с «чудской» основой в большей степени на юге Тихвинского края, даёт ещё одно подтверждение расселения славян в нашем крае с южных направлений, со стороны Помостья. При этом, очевидно, в местах активного славянского освоения продолжали сохраняться островки самобытного местного населения на которых и распространялся сам термин «чудь». Для живущих рядом славян чудь не только обозначала нерусское население, но и чужаков, чудаков – людей со странностями, из-за непонятых славянами тех или других обычаев представителей местных весских племён.
С другой стороны некоторые исследователи отвергают исконное родство термина чудь и слов с корнем чуж- и выводят происхождение данного названия от готского языка, где оно значило просто «народ».[7]
Интересно, что новгородцы (словене ильменские), более других находящиеся в контакте с весью, в своих летописях никогда не упоминают слово весь, для них это была чудь, а вот для кривичей, другого северного племенного союза вступившего в контакт с весскими племенами ранее словен ильменских, древние финно-угорские племена Межозерья были весью.
Обилие топонимов с «чудской» основой в южной и юго-западной частях Тихвинского края свидетельствует о прежнем расселении весских племён по всему Тихвинскому краю, а не только их пребыванию на северо-востоке в местах проживания вепсов в XIX-XX вв., когда учёными была доказана принадлежность вепсов к древней летописной веси. Возможно, что на юге и юго-западе Тихвинского края в бассейнах рек Паши, Сяси, Тихвинки, Воложбы, Чагоды проживало этнически сходное, но всё же отличное от веси население, но уловить это различие данными топонимики невероятно сложно.
Что же касается местных названий происходящих из вепсского языка, то они повсеместно встречаются в Тихвинском крае, а не только в местах проживания современных вепсов. Гидронимы (водные объекты) особенно хранят дошедшие из глубины веков названия. Очень многие названия рек Тихвинского края имеет происхождение от весского и других финно-угорских языков. Река Паша звучит, как Широкая, Сясь – Комариная, Шомушка – Красивая, Тихвинка – Тихая вода, Пинега – Малая река, Сарка – Ветвистая, Сапа – Вертлявая и т.д.
Некоторые топонимы происходящие из весского языка почти полностью сохранили свою весскую модель, как например Кайвакса от вепсского kaivaksi – колодец, другие же получили русское окончание – ово, - ино (Равдино – rauta – железо, Тендрово – tedren – тетерев).
Многие топонимические объекты, ранее носившие финно-угорские имена, при освоении славянами территории Тихвинского края получали новые славянские названия соответвующие точному переводу с древневепсского языка. Так, Сяргозеро становилось озером Плотичным, Кузозеро – Еловым, Линдозеро – Птичьим. Подтверждением данного процесса может служить название оз. Журавлиного расположенного среди Карголовского болота в Анисимовской волости Бокситогорского района. В XV веке эта местность называлась Волоком Хотославль, о чём точно известно из писцовых книг, и являлась одной из первых в Тихвинском крае территорий полностью заселённых русскими. Освоив окрестные земли, русские дали им свои названия, переименовали они и озеро Кургино (kurg-журавль) в Журавлиное, а вот название лежащего вокруг болота осталось прежним и лишь на протяжении веков трансформировалось из Кургальского в Карголовское, но и это название уже забывается и существует лишь на старых топографических картах. Ныне местные жители озеро и болото предпочитают называть Журавлиными.
Количество топонимов этимологизирующихся из вепсского языка можно увеличить во много раз больше, чем приведено выше. Важно то, что данные топонимики свидетельствуют о том, что на территория всего Межозерья, а следовательно и всего Тихвинского края, во-первых, была заселена весским или очень близкими к ним племенами; во-вторых, древняя Весь должна была говорить на языке из которого сформировался современный вепсский язык; в третьих, подтверждается генетическое родство современных вепсов с древней Весью.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 467; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!