Племена фатьяновской культуры
В первой половине II тысячелетия до н.э. в Волго-Окском междуречье и соседних с ним областях широко распространяются новые племена, которые резко отличаются от старого неолитического населения лесной зоны Восточной Европы. Культуру этих племён принято называть фатьяновской по названию дер. Фатьяново близ Ярославля, где был открыт первый могильник данной культуры. Племена фатьяновской культуры занимали громадную территорию. На западе границы распространения фатьяновских памятников доходят до Десны и верховьев Днепра, на востоке фатьяновцы доходили до Вятки и Камы. Северные и южные границы менее определены. Южные, по-видимому, не уходили далеко за реку Оку в лесостепь, а северные границы доходили до нашего края, о чём свидетельствуют находки своеобразной керамики фатьяновцев.
Ближайшие к Тихвинскому краю памятники фатьяновской культуры расположены на востоке – в бассейне реки Мологи, а на западе они расположились вдоль реки Волхов близ Великого Новгорода (Бронницы), Новой Ладоги (д. Вельсы) и гор. Волхов. Археолог В.И. Равдоникас ещё в начале ХХ века предполагал наличие памятников фатьяновской культуры в Тихвинском крае.[3]
Племена фатьяновской культуры отличались от соседнего населения ярко выраженными особенностями. Основные сведения о материальной культуре фатьяновцев собраны по материалам раскопок многочисленных могильников, так как их поселения найти трудно, и они встречаются археологам крайне редко. Особенностью фатьяновских могильников является обряд захоронения покойников в скорченном положении на боку. Изредка встречаются парные погребения мужчины с женщиной или коллективные могилы нескольких человек.
|
|
В фатьяновских могильниках археологи находят много вещей: шаровидных, богато украшенных своеобразным орнаментом сосудов шнуровой керамики; плоских каменных шлифованных клиновидных топоров, долот, кремнёвых ножей и наконечников стрел; и, главное, разнообразных боевых сверлёных ладьевидных топоров-молотов, часто покрытых рельефными узорами. Находки незаконченных обработкой топоров свидетельствуют о том, что крупнейший в Европе центр распространения этого оружия находился на территории фатьяновской культуры. Именно в основном по типам данного оружия вся территория, занимаемая племенами фатьяновской культуры, была разделена археологами на несколько районов данной культуры: ярославско-тверской, московский, чувашский и днепро-деснинский. Необходимо также отметить, что с запада к территории занимаемой фатьяновцами примыкала культура боевых топоров и шнуровой керамики Прибалтики.
|
|
Фатьяновские могильники богаты и металлическими изделиями. Среди них бронзовые проушные вислообушные топоры, близкие по форме к волго-камским и степным катакомбно-кавказким топорам конца III - начала II тыс. до н.э.. Кроме топоров распространены также бронзовые копья, шилья и различные украшения, с орнаментом подобным выполненных на сосудах, что доказывает местную обработку бронзы.
Фатьяновскую культуру на земле оставили скотоводческие племена, разводившие овец, коз, свиней, коров и лошадей. Достоверных фактов о развитии земледелия у фатьяновцев нет, хотя в небольших масштабах оно несомненно было, о чём свидетельствуют встреченные среди фатьяновских древностей каменные зернотёрки.
Жизнь фатьяновцев в окружении обычно враждебно настроенных неолитических племён была беспокойной и полной опасностей. Приходилось с оружием в руках отстаивать выпасы и охранять стада. Может быть, по этому и хоронили фатьяновцы своих мужчин-воинов с оружием, подчёркивая, что они прежде всего были воинами, охраной племени, а не мирными скотоводами. Фатьяновцы хорошо владели верховым конём, что подтверждается тем, что у носителей культуры боевых топоров широко использовался каменный топор-молот. Как оружие пешего боя он совершенно нерационален, а как оружие всадника каменный топор-булава весьма эффективен. Недаром подобное оружие дожило в конных войсках до XYIII века в виде булав и «топоров с поворозою»(темляком).
|
|
Не исключено, что фатьяновские племена сами были настоящими разбойниками для местных племён, и совершали далёкие походы с грабительскими целями. При этом завоеватели могли нести и серьёзные потери. Об этом также свидетельствуют археологические находки. На стоянке Николо-Перевоз на реке Дубне найдены погребения девяти человек, при которых были типичные фатьяновские вещи, а вот наконечники стрел, которыми они были убиты, местные. Находки такого типа не единичны и расположены по всей периферии обитания фатьяновских племён.
Вероятно во время одного из походов, какая-то родоплеменная группа фатьяновцев дошла до нашего края, продвигаясь вдоль притоков Волги - Мологи и Чагодощи. На определённое время они обосновались на поселении Забелье на Вожанском озере, обитаемом со времён мезолита и неолита. Здесь при проведении раскопок неолитического поселения и нашёл следы обитания фатьяновцев в нашем крае летом 1989 года археолог Ю.Н. Урбан. Фатьяновские племена были индоевропейцами, появились они на территории Волго-окского междуречья и близлежащих территориях ранее заселённых предками угро-финских племён около 1800 г до н.э. и через 300 лет следы их на данной территории исчезают.
|
|
Возможно, фатьяновцы были поглощены основной массой населения лесной зоны и ассимилированы. По другой версии, они переместились в лесостепную зону вместе со своими стадами скота и слились там с другими формирующимися племенами. Так неудачно завершилась первая попытка части индоевропейцев, представляющих предков германцев, балтов и славян, вернуться на историческую родину своих мезолитических предков. Последовавшее через тысячу лет после фатьяновцев новое продвижение индоевропейцев (теперь уже славян) увенчается успешным освоением ими новых территорий Восточной Европы, в том числе и нашего края.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 605; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!