Очерк 6. Austrvegr (Восточный путь)



- Норманны – викинги - варяги.

- Ладога в эпоху варягов.

- На пути «из варяг в арабы».

- Культура приладожских курганов.

- Колбяги. Шведская Русь.

 

Норманны – викинги - варяги.

Норманны (северные люди) - под таким названием были известны народы Скандинавии в Западной Европе в период их широкой экспансии в VIII-XI вв. В самой Скандинавии они носили название викингов, а на Руси были известны как варяги. Их экспансия в соседние и далёкие страны принимала различные формы: от простых грабительских нападений и больших военных походов до поисков новых земель и переселений; пиратства, торговых поездок и службы наёмниками у византийских императоров. Причиной экспансии норманнов, если следовать теории Л.Н. Гумилёва, было образование очага повышенной пассионарности в Южной Скандинавии, а вследствие этого усиление активности воинственной знати, которая искала добычи и славы, а также переселение бондов (свободных общинников) на новые земли.[1]

Эпоха норманнов началась в 793 году нападением на монастырь св. Куберта, расположенного на о. Линдисфарн у берегов Англии и завершилась битвами при Стемфордбридже и Гастингсе (Англия) в 1066 году. Хотя основная экспансия норманнов выплеснулась в сторону Западной Европы, Восточный путь - Austrvegr - занимал достаточно большое место в истории норманнов (варягов).

С конца VIII и весь IX век интересы викингов-варягов устремлены на восток - к Византии и Халифату. Восточный путь (Austrvegr), получивший начало в Балтийском море, превращается в широко известный путь из варяг в греки, пролегавший от Ладоги через Волхов и Днепр в Чёрное море к Царьграду (Константинополю). Этот путь отмечен русскими летописями. По многочисленным археологическим и нумизматическим находкам прослеживается другая ветвь Austrvegr (Восточного пути) от Ладоги и Новгорода по небольшим рекам в Верхнюю Волгу и далее по реке через города Булгар и Итиль в Каспийское море и в Арабский Халифат. Оба пути, путь Волхов-Днепр и, в меньшей степени, Волжский путь были связаны с процессом зарождения древнерусского государства.

История варягов и история возникновения государства на Руси взаимно переплелись и тем самым затеняли друг друга.[2] Историки и археологи, сторонники норманнской теории образования древнерусского государства, отводили варягам исключительно важную роль в становлении русской государственности, их противники видели в варягах лишь своеобразных первооткрывателей, землепроходцев, воинов, купцов или даже просто грабителей не оставивших заметного следа в русской истории. Исключение одних аспектов и выпячивание других лишало возможности русских и советских историков вскрыть объективную развёрнутую картину образования первоначально Верхней Руси с центром в Ладоге, а затем и древнерусского государства - Киевской Руси.

 

Ладога в эпоху варягов.

Викинги (варяги) при движении из Скандинавии по Балтийскому морю на восток (Austr) попадали на Восточные земли (Austrlong) и продвигаясь вдоль них Восточным путём (Austrvegr) прибывали в Ладогу (Aldeigjuborg). Расположенная в низовьях р. Волхов, на главной водной магистрали Северо-Запада, она была одним из важнейших центров Верхней Руси в VIII-X вв. Первоначально Ладога была открытым торгово-ремесленным поселением. С самого основания она отличалась сложным этническим составом. Археологическими раскопками выявлены славянские, протокарельские, балтийские, скандинавские, саамские древности. Находки свидетельствуют, что скандинавы вошли в состав постоянного населения Ладоги с момента её основания около 750 года и играли существенную роль в её жизни вплоть до XII века.

Несмотря на то, что Ладога входила в состав своеобразного Балтийского культурного сообщества, отличавшегося особым социально-экономическим порядком и сложным этническим составом населения, её роль как одного из главных славянских центров Верхней Руси не должна подвергаться сомнению.

Славянское население Ладоги относилось к словенам ильменским, основные племенные центры, которых находились у оз. Ильмень. Здесь у истока Волхова возник Новгород, здесь же в Перыни находилось главное святилище старшего бога словен - Перуна. Близ устья Волхова на Ладоге больше поклонялись Велесу - покровителю мира мёртвых, леса, зверя, скота, богатства и торговли. Место поклонения находилось на северной окраине Ладоги на возвышенности Велеша, рядом были возведены сопки, в том числе и знаменитая “Олегова могила”.

В середине IX века Ладога стала столицей Верхней Руси, после событий 859-862 годов, закончившихся призванием варяжских князей. Первоначальное “изгнание варягов за море” обернулось племенной междоусобицей в начинающейся складываться конфедерации славянских и финно-угорских племён - словен, кривичей, чуди, мери и веси. Призвание словенской знатью во главе с Гостомыслом для помощи князя “из-за моря” с варяжской дружиной привело к тому, что прибывший с войском Рюрик захватывает первоначально власть в Ладоге и затем распространяет её на всю Верхнюю Русь. “...и пришед стареишиною Рюрик седе в Новегороди, а Синеус, брат Рюриков, на Белиозере, а Трувор вы Избрьске; и начаша воевати всюды.”- отмечено в Новгородской Четвёртой летописи.[3]

Князь Олег, прозванный Вещим, сосредоточив в своих руках военную мощь Верхней Руси, в 882 году двинулся по пути “из варяг в греки” на завоевание Киева. Его походы, вплоть до Царьграда (Константинополя), обеспечили объединение древнерусского государства - Киевской Руси. Вероятно, что ещё до похода на юг, князь Олег повелел построить каменную крепость в Ладоге, а варягам назначил дань (откуп) в 300 гривен, которая выплачивалась им до смерти Ярослава Мудрого в 1054 году. Северная летописная традиция связывает смерть Олега в 912 году с Ладогой (сопка “Олегова могила”).

В IX веке Ладога становится крупным торгово-ремесленным центром на сходящихся путях из Скандинавии в Византию - из варяг в греки -и Халифат -из варяг в арабы. На реках Приладожья (Паше, Сяси, Воложбе, Тихвинке) появляются скандинавские переселенцы. Они становятся посредниками в пушной торговле с финно-уграми, обзаводятся своим хозяйством, вступают в более тесные контакты с местным населением и частично ассимилируют их. Из этого смешанного населения в помощь варягам формируется вспомогательный воинский контингент (колбяги).

Скандинавское влияние в Ладоге особенно усиливается в начале XI века. Князь Ярослав Мудрый в 1020 году берёт в жёны Ингигерд-Ирину из шведского королевского рода и даёт ей во владение Ладогу и прилегающие земли. Управляющим (наместником) в Ладоге становится родич Ингигерд, ярл Рёгнвальд. После смерти последнего, его сын Эйлив становится наместником Ладоги. Другой сын Рёнгвальда, Стейнкиль в 1056 году становится шведским королём. К концу XI века претензии шведов на Ладогу и Приладожье усиливаются, но встревоженные новгородцы добиваются полного подчинения Ладоги своей власти. В XII-XIII веках роль Ладоги изменилась, она перестала быть важным транзитным пунктом Восточного пути (Austrvegr), а перешла на обслуживание торговли Новгорода с Ганзейскими городами. С годами возросло и оборонительное назначение Ладоги как передового рубежа Великого Новгорода на северо-западных границах Руси.

 

На пути «из варяг в арабы».

Волжский торговый путь в IX веке имел для Северной Европы важное значение. Этим путём с конца VIII века восточное серебро поступало в западную часть Балтики и в Скандинавию. Многочисленные клады мусульманских серебряных монет (куфические монеты) известны на Балтийском побережье и в Восточной Европе. Интенсивность выпадения первых кладов куфических монет на территории Восточной и Западной Европы приходится на 810-820 годы - время открытия мусульманскими купцами европейского Севера и освоения Волжского пути.

Вместе со становлением Багдадского халифата развивается его экономика, растёт торговля. Мусульманская знать чрезвычайно ценит драгоценную пушнину и белокожих рабынь, изделия из мамонтовой кости и клыков моржей, из которых хорезмийские резчики изготавливали великолепные шкатулки и гребни. Первоначально обмен вели по принципу “товар на товар”. Северные племена также ценили серебро в вещах и в монетах, клады которых находят вплоть до берегов Северного Ледовитого океана.

Норманны (варяги) продвигаясь по Восточному пути вышли на пути меновой торговли булгарских купцов с финно-угорскими племенами и постарались взять эту торговлю в свои руки. Ими были созданы опорные пункты в Белоозере (“Старый город” у истока Шексны), на Шексне (поселение Крутик), в Ярославском Поволжье (Тимерево, Сарское городище), что подтверждается наличием вещей скандинавского происхождения в раскопанных поселениях и выпадением кладов куфических монет.[4] Варяги наложили дань на местные племена, что известно из летописных источников, и добавили к пушному товару живой товар для арабских купцов.

При всём многообразии путей с Балтики на Волгу несомненным остаётся то, что самый короткий из них проходит по Тихвинскому краю. Один из вариантов Волжско-Балтийского пути или как его называют по аналогии с летописным путём “из варяг в греки” - из варяг в арабы, был отмечен археологом В.И. Равдоникасом. Скандинавы, направляясь в г. Булгар на Волге, начинали своё движение на малых судах с Ладоги. Поднявшись вверх по р. Сяси, они р. Воложбой плыли до водораздела и затем волоком перебирались в р. Чагоду, принадлежащую волжскому бассейну. По рекам Чагодоще и Мологе они спускались в Волгу к г. Булгар, где их и встретил в 921 году знаменитый арабский путешественник Ибн Фадлан под именем русов, ибо к этому времени “призвание варягов” и создание “государства Русь” уже состоялось.

Отмеченный Ибн Фадланом обряд похорон богатого русского купца, путём сожжения в ладье - это типично скандинавский обряд, аналоги которого встречены в курганах Тихвинского края, раскопанных Н.Е. Бранденбургом и В.И. Равдоникасом. По-видимому, варяги этого времени уже предпочитали на пределах Восточной Европы называть себя русью, или купец нашедший смерть в волжском городе Булгар был родом из Приладожья или Ладоги.

Доказательством существования волока между р. Воложбой и р. Чагодой является наличие зафиксированного в писцовой книге Обонежской пятины 1496 года в данной местности погоста Волок Готслав (Хотъславль). Варяги начали пользоваться данным волоком до прихода словен ильменских в Тихвинский край. Одним из их опорных пунктов на Воложбе был населённый пункт Колбеки, само название которого чётко соотносится с колбягами, связь которых с варягами подтверждена “Русской правдой”.

В X веке словене ильменские обосновались на транзитных путях Волжско-Балтийского пути, о чём свидетельствуют сопки в Озерёво на р. Чагоде, на Волоку у оз. Боровое (Фомкинское) и в Стругах, на р. Сяси, но это походам варягов на Волгу не мешало. Вероятно, что словене на первом этапе подключались к походам варягов и с целью торговли, и с целью грабежа финно-угорского населения, и лишь после, по мере освоения новгородцами новых земель, перешли к взиманию дани.

С конца Х века Волжско-Балтийский путь прекращает функционирование. Прежние торговые связи нарушаются в связи с взятием князем Святославом в 966 году городов Булгара и Итиля на Волге и разрушением Хазарского каганата, главного посредника в арабской торговле. Поток куфических монет по Волге в Северную Европу иссякает, торговые пути меняют своё направление.

Путь по Сяси - Воложбе - Чагоде ещё продолжает действовать некоторое время в силу взаимоотношений скандинавских переселенцев, осевших в Приладожье и их собратьев осевших в районе Тимирева и Сарского городища в Ярославском Поволжье.

С усилением новгородского влияния во всей Верхней Руси, славянской колонизацией части финно-угорских племён и скандинавских переселенцев, направление торговых путей продолжает меняться. Через Тихвинский край с XII века идёт “нагорная” (сухопутная) дорога в Заонежье, Заволочье и Двинскую землю. Новгородские пути на Волгу проходят южнее Тихвинского края и о существовании прямого пути с Ладоги на Волгу, через некоторое время, лишь напоминали местные топонимические данные (Воложба, Волоченька, Волок, Струги, Буян, Судомля и другие).

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 502; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!