Задание – вспомнить, что означает каждый термин и с каким(и) философом(ами) соотносится



 

+ Горелов А.А. «Основы философии» Часть 2. Глава 13

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ - прочитать

А 11.Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления.

Формально-логический метод

Основа – логика Аристотеля. 4 закона логики (вспомните). Мысль восходит от конкретного восходит к абстрактному.

Диалектический метод

Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии. Противостоит формально-логическому. Заложили основы – Гераклит, Сократ. Наиболее полно представлен в философии Гегеля, Маркса. Диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…». Тезис – антитезис - синтез. Диалектика претендует на гносеологический синтез конкретного и всеобщего. От индивидуального через изучение связи между индивидуальным и закономерным к закономерному и от него опять к индивидуальному — таков метод исследования, отвечающий диалектике.

Прагматический метод

(от греческого «прагма» — действие, практика). Он исходит из того, что синтез познания и преобразования составляет характерную черту философствования. (Вспомните, кто так считал?). Все выводы проверяются экстраполяцией их на человека.

Системный метод

 

Задачи адекватного воспроизведения в знании сложных социальных и

биологических объектов впервые были поставлены К. Марксом и Ч. Дарвином.«Капитал» Маркса послужил образцомсистемного исследования общества как целого и различных сфер общественной жизни.

Основные черты СМ:

-восхождение от абстрактного к конкретному, -единство анализаи синтеза,

логического и исторического, -выявление в объекте различных связей и ихвзаимодействия и т.д.

Получил широкое распространение в науке 20 века.

Строение философии:

 

 

А12.Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

(от греч. on, ontos - сущее + logos - учение) 

Бытие можно определить как предельно общее понятие о реальности.

Сущее есть совокупность многообразных вещей и явлений окружающего мира. Можно сказать, что сущее есть конкретное проявление бытия, возникающее и гибнущее.

Как самостоятельное понятие ≪бытие≫ возникает в античности,

в учении древнегреческого философа-элеата Парменида

Античность: Б - то, что находится за миром чувственных вещей.

В Средневековье бытие рассматривается с религиозных позиций. Единственным истиннымбытием объявляется бог.

В Новое время, т.е. с развитием научного знания, бытие стало отождествляться с предметным миром, вещественной реальностью, противостоящей человеку. (Бытие=сущее).

В конце X IX в. многие философы уже призывали отказаться от понятия бытия как лишнего для науки.

В XXв. философ-экзистенциалист М. Хайдеггер предпринимает попытку реабилитации категории бытия, требуя поворота от ≪только сущего≫ к ≪самому бытию≫. Бытие мира может раскрыться только через бытие человека: никакая безличнаянаука не способна привести к этому.

 

Можно говорить о различных формах бытия.

Английский философ Карл Поппер (1902—1994) выделил три формы (которые он называет мирами):

мир физических явлений - атомы, поля, тела (материальные

предметы);

мир психических явлений - различные состояния сознания;

мир объективного содержания мышления — модели, проекты,

проблемы, научные теории и гипотезы; знания в виде механизмов, зданий, книг, произведений искусства.

Или

Первый мир (материальный)

Второй мир (субъективного сознания)

≪ Третий мир≫ (продуктов человеческого духа). Важнейшее свойство ≪третьего мира≫ — его автономность, независимость от сознания

 

Помимо трех обозначенных миров часто выделяют человеческое бытие (как точку пересечения физического и психического миров) и социальное бытие (мир социальных отношении).

Знания о бытии даны человеку в виде понятий. Фундаментальные понятия,

отражающие наиболее существенные отношения и связи в той или иной науке, называютсякатегориями.

 

В современной философии наиболее часто используются следующие категории: сущность и явление, единичное и общее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, случайность и необходимость, действительность и возможность.

Материалистический подход к бытию:

В науке выделяют два вида материи: вещество и поле, которые тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Веществопрерывно, т.е. внутренне расчленено и обладает массой покоя.

Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы материи и отвечает за их взаимодействие.

Выделяются также уровни материи, которые различаются по сферам - неживая природа, живая природа, общество

Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению.

 

Альберт Эйнштейн (1879—1955) – автор теории относительности:

пространство и время несамостоятельны и суть формы бытия материи. В таком случае время и пространство можно определить как формы существования материи, выражающие соответственно длительностькак последовательность смены состояний (время) и трехмерность как способсосуществования вещей (пространство).

 

А13. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания

(от греч. gnosis —знание + logos — учение). Традиционно она понимаетсякак раздел философии, изучающий возможности познания, его формыи методы, условия его истинности. Синоним – эпистемология.

В целом под познанием понимают творческую деятельность человека, направленную на получение достоверных знаний о мире.

Категории ≪субъект≫ и ≪объект≫ - во многом ключевые понятия для понимания теории и истории гносеологии. Под субъектом в философии понимается источник активности, действующее лицо.

Объектом в противоположность субъекту называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность.

Для философа таким объектом является бытие в целом или соотношение этого целого со своими частями (языком, обществом, природой). Если объектом познания являетсяприрода, познание считается естественно-научным, если человек - гуманитарным, если общество - социальным.

Теория познания окончательно оформляется лишь во время эпистемологического поворота эпохи Нового времени, когда мир человека и природы был разделен на материальную природу и жизнь сознания.

В гносеологии выделяют два основных уровня сознаниячувственный (эмпирический) и рациональный:

Чувственный включает :

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета.

Восприятие отображает уже не отдельные свойства, а их систему, целостность.

Представление- чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета.

Рациональный включает:

Понятие -  мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме.

Суждение - отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий.

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие.

Помимо уровней в гносеологии иногда выделяют и виды познания:

Обыденно-практическое познаниеосновано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте.

Религиозное познание представляет собой мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми.

Научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования.

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах.

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Ф мыслит концептами – «понятиями-образами».

Исходным для теории познания является вопрос

≪Познаваем ли мир?≫ В зависимости от ответа на этот вопросвыделяют две философские позиции –пессимистическуюи оптимистическую.

Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый) – более сильный вариант пессимизма — течение, которое отрицает познаваемость объективного мира. С обоснованием этой позициив середине X V III в. выступил английский философ Дэвид Юм .

Сенсуалисты (или эмпирики) полагают, что новое знание можно получить только на основе чувственного опыта, разум же замкнут в сфере уже известного.

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Традиционно истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности.

Данная концепция истины называется классической и восходит к идеям греческих философов Платона и Аристотеля.

 

Современная наука придерживается классической трактовки

истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины ≪вообще≫, вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития).

Относительная истина — это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность. Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о действительности,которое нельзя опровергнуть.

Подходы, согласно которым истина только относительна,ведут к релятивизму, если же считается, что она только абсолютна,— к догматизму.

Методология научного познания – см. учебник Сычев «Основы философии» параграф 6.5. с 134.

 

А14. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

 

Этика понимается как философская наука о морали.

Моральявляется предметом изучения этики; это принятая в обществе система норм, идеалов, предписаний.

Нравственность — выражение этих норм и идеалов в реальной жизни людей.

Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть.

оценочные слова — ≪добро≫, ≪зло≫, ≪хороший≫, ≪плохой≫, ≪морально≫ и т.д.

нормативные слова — ≪должен≫, ≪не должен≫, ≪позволено≫, ≪рекомендуется» и т.д.

Дескриптивная (описательная ) этика:

Вопрос о происхождении морали

Натуралистическиеконцепции (Ч. Дарвин, П.А. Кропоткин) выводят мораль из природно-биологических закономерностей

Супернатуралистическиеконцепции связывают мораль с каким-либо сверхприродным началом.

 

Социологические концепции (Э . Дюркгейм, М. Вебер) понимают мораль как способ общественной регуляции и упорядочения всей системы человеческих взаимоотношений

 

Система норм, иерархия ценностей и особый стиль жизни в совокупности

называются этосом.

 

В глобальном историческом плане можно выделить три основных этоса: родовой (соответствующий первобытному обществу), сословный (охватывающий период развитиядревних цивилизаций, а также европейское Средневековье) и индустриальный(сформировавшийся в Новое время).

 

 

Нормативная этика

На ранних этапах моральное нормотворчество тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех.

 

Помимо конкретных моральных норм, существуют и универсальные моральные принципы:

-Правило талиона. Он определял степень возмездия, при котором наказание

строго соответствует причиненному вреду. В Ветхом Завете формула талиона выражена так: ≪око за око, зуб за зуб≫. В родовом обществе талион осуществлялся в виде кровной мести.

- Золотое правило нравственности : ≪(Н е) поступай по отношению к другим

т а к , как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе≫

- Заповедь любви становится основным универсальным принципом в христианстве. В Новом Завете Христос выражал этот принцип так:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. С и я есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнеготвоего, как самого себя.

- Принцип золотой середины представлен в работах Аристотеля и гласит: избегай крайностей и соблюдай меру

- Категорический императив в качестве универсальной формулы морали предложил Иммануил Кант. Он гласит: поступай т а к , чтобы основания твоего поступка могли с т а т ь всеобщимзаконом, т.е. не делай для себя исключений из закона. Всегда относись к человеку как к цели, а не только как к средству

- Принцип наибольшего счастьяв качестве универсального предложили философы-утилитаристы Иеремия Бентам (1748-1832) и Джон Стюарт Милль (1806-1873). Он гласит, чтокаждый должен вести себя так, чтобы обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей

- Американский философ Джон Ролз (1921 —2002) – универсальные принципы справедливости: у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, совести и т.п.) и равный доступ к положениям (в школы, университеты, рабочие места и т.д.).

 

Пункт – «Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель» вспоминаем стоиков, эпикурейцев и философию Китая и Индии.

 

Пункт – «Насилие и активное непротивление злу» - философия Льва Толстого. (Главными принципами являются: всепрощение, непротивление злу насилием, отказ от вражды с любым народом («любите врагов ваших»), провозглашенные Христом в Нагорной проповеди, а также «любовь к ближнему», нравственное самоусовершенствование)

+ НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ нравственное требование, непосредственно выраженное в Христовой заповеди

“Не противься злому” (Мф. 5:39) и сформировавшееся в процессе перехода от талиона к золотому

правилунравственности.

Позиция Конфуция в этом плане быладругой: на вопрос “Правильно ли отвечать добром на зло?” он указывал, что

добром отвечают на добро, назло же отвечают справедливостью (“Лунь Юй”); такой ответ мог предполагать

непротивление злу, ноне непременно. В римском стоицизме, в частности у Сенеки, высказывается

идея, вполне созвучнаязолотому правилу: инициативным отношением к другому задается стандарт

человеческих отношенийвообще.

 

Прикладная этика

Прикладная этика — это раздел этики, рассматривающий общезначимые моральные дилеммы современности в различных областях науки и общественной жизни.

Моральной дилеммой называют проблему, не имеющую простого и однозначного решения.

В дисциплинарное поле современной прикладной этики входят экологическая этика, биоэтика, политическая этика, этика права, этика образования и др. Наиболее разработаны две первые дисциплины

Экологическая этика - это дисциплина, изучающая этические проблемы охраны окружающей среды. Ее цель – обеспечение этического обоснования и моральной мотивации дляглобальной защиты природного окружения.

Центральный вопрос для теории экологической этики — вопрос о внутренней ценности, т.е. ценности, не зависящей от той выгоды, которую можно из нее извлечь.

Одни исследователи приписывают внутреннюю ценность только человеку (антропоцентризм,), другие - всем живым существам (биоцентризм), третьи - экосистемам (экоцентризм), четвертые— всем чувствующим существам (эту позицию поддерживаютзащитники животных).

Истоки антропоцентризма могут быть отнесены к христианской традиции.

Биоцентризм имеет более древнюю историю. Уважение к жизни встречается во многих религиозных традициях мира (например, в джайнизме и даосизме). Как собственно философское учение он был представлен в начале X X в. А. Швейцером«благоговение перед жизнью».

Экоцентризм развивал Ольдо Леопольд. (нач. 20 в. Главное – стабильность экосистемы)

 

Движение в защиту животных получило свое оправдание и работах Питера Сингера (р. 1946).

 

Биоэтика — дисциплина, изучающая моральные проблемы медицины и биологических наук.

Основные принципы биоэтики:

 Уважение человеческого достоинства.

 Принцип блага и непричинения вреда.

 Уважение автономии человека.

 Информированное согласие,

 Уважение целостности человеческой личности,

 Неприкосновенность частной жизни.

 Равенство, справедливость и равноправие,

 Уважение культурного разнообразия и плюрализм,

 Защита будущих поколений,

 Защита окружающей среды и биоразнообразия.

Таким образом, принципы биоэтики рассматривают каждого человека как автономного и способного самостоятельно сделать выбор. Любые действия специалиста (например, операция) предполагают информированное согласие, когда человек должен получить всю необходимую информацию о возможных осложнениях и имеет право отказаться от операции. Все факты личной жизни должны остаться конфиденциальными. Наконец, чрезвычайно важно уважение

достоинства человека.

Биоэтика ситуативна: как правило, она опирается на анализ ситуаций, связанных с моральными дилеммами или проблемами.

 

А15 Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности

Социальная структура общества — это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними.

Ее условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества.

Социальный состав общества — это совокупность взаимодей­ствующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, обра­зующих конкретное общество.

Институциональная структура общества — это совокупностьвзаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устой­чивые формы организации и управления обществом.

Социальная общность — это большая или малая группа людей, об­ладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями).

Социальная стратификация — это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархиче­ском ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. stratum слой, пласт) — социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели.

Для определения социального положения конкретного индивида или социальной группы в эмпирических ис­следованиях используют интегральный показатель социальной пози­ции (интегральный статус), который определяется по совокупности всех измерений.

Перемещения людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называются социальной мобильностью.

Различают следующие виды социальной мобильности:

вертикальная восходящая и нисходящая мобильность.

горизонтальная мобильность

индивидуальная мобильность

групповая мобильность

Назовем распространенные в научной литературе основания, выбранные для классификации:

§ эволюционное (первобытное, античное, аграрное, индустриальное, информационное общества);

§ цивилизационное (дикость, варварство, цивилизация);

§ формационное — по способу производства и обмена (первобытное, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое);

§ открытые и закрытые общества;

§ по наличию или отсутствию письменности (бесписьменные, письменные общества);

§ по особенностям властных структур (догосударственные и государственные общества);

§ по степени стабильности (равновесные и неравновесные).

В истории развития общества выделяют первобытное общество (или первобытную общественно-экономическую формацию), сельскохозяйственное (традиционное аграрное) общество и промышленное (индустриальное) общество

Ненаправленная динамика

Данная концепция развития общества обоснована в трудах П.А. Сорокина, который считал, что любое общество представляет собой целостность.

В средние века на Западе этим принципом был Бог, вездесущий, всемогущий, всеведущий, справедливый, прекрасный. Такую унифицированную систему культуры, основанную на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности, Сорокин назвал идеациональной. К этому же типу относится культура брахманской Индии, буддистская, даосская культуры, греческая культура с VIII по конец VI в. до н. э.
Второй тип культуры, по Сорокину, – культура чувственная основной принцип которой заключается в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны, а вне чувственной реальности ничего нет. Такова современная западная культура.
Наконец, третий тип культуры представляет собой культуру, объективная реальность в которой частично сверхчувственна и частично чувственна. Такая культура содержит в себе сверхчувственный, сверхрациональный, рациональный и сенсорный аспекты, образуя их единство. Данный тип культуры Сорокин назвал идеалистическим и отнес к нему культуру Западной Европы XII–XIV вв. и греческую культуру V–IV вв. до н. э. Типы культуры сменяют друг друга.

Современный кризис западной культуры Сорокин объясняет переходом от чувственного типа к иному, складывающемуся в настоящее время.

Изменения не являются жестко предопределенными и повторяющимися, они могут менять свое направление. В этом суть представления о ненаправленной динамике. Заранее предопределенную, направленную динамику, характерную, скажем, для марксизма, Сорокин отрицал, как и возможность проследить ее в течение достаточно большого промежутка времени, т. е. он отрицал направленность в универсальном смысле.

Цикличное развитие

Соглашаясь с определением современного состояния западного общества как кризисного, О. Шпенглер объяснял кризис иначе, исходя из представления о цикличном характере развития каждой культуры. Впервые концепция цикличного развития культуры и общества сформулирована в Новое время итальянским мыслителем Д. Вико, но наибольшее распространение получила после выхода книги О. Шпенглера «Закат Европы». Шпенглер считал, что каждая культура проходит свой цикл развития от рождения до гибели, подобно живому организму, и на этом пути она достигает расцвета и последующего упадка и крушения.

Два типа общества стали предметом особого внимания и сравнения – античный и современный западный. Но свои выводы Шпенглер распространил на все типы обществ.

Общественный прогресс

Под общественным прогрессом можно понимать улучшение социальной структуры. Понятие общественного прогресса традиционно одно из основных в социологии. Сам «отец» социологии О. Конт выдвинул положение о законе эволюции, «заключающемся всегда, как для индивида, так и для рода, в беспрерывном поступательном движении»

Идея прогресса – детище Нового времени. Она была чужда древним философам. Конт рассматривал четыре вида прогресса: материальный – улучшение экономического положения; физический – улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни; интеллектуальный – продвижение умственное и научное (тенденция рационализации); моральный – распространение доброты и мужества.Дюркгеймвидел прогресс в общественном разделении труда, Спенсер– в усложнении общества, Маркс – в развитии производительных сил и т. д. В XX в. социологи к употреблению данного понятия стали относиться более осторожно.

В дополнение к сходству между индивидуальным развитием и социальным прогрессом можно говорить о необходимости различать общественный прогресс и прогресс личности и об опасности отождествления общественного прогресса с научно-техническим и экономическим.

В последние годы наметилась тенденция использовать вместо понятия прогресса другие, более конкретные, такие, как устойчивость, здоровье.

+ § 8.4. Развитие общества в учебнике «Основы философии» Сычев. Обязательно прочитать!!! Стр. 175

К середине XX в. общество впервые осознало, что существование человечества и жизнь человека как биоло-гического вида чрезвычайно хрупки и уязвимы. Человек оказалсяв уникальной, абсолютно новой для себя ситуации. Научные обоснования этой уязвимости были представленыво второй половине 1960-х гг. Римским клубом— международной неправительственной организацией, объединившей философов,

экологов, экономистов, демографов и других ученых разных стран. Основатель Римского клуба — итальянский экономист Аурелио Печчеи

Именно в работах Клуба было конкретизировано понятие «глобальная проблема».

Именно в увеличивающемся разрыве между экономической деятельностью человека и равновесием среды его обитания и состоит, по мнению ученых, сущность важнейшей для современности экологической проблемы.

В 1980-х гг. ООН было предложено ключевое для современной экологии понятие «устойчивое развитие»развитие с учетом потребностей современников, но без угрозыдля удовлетворения нужд грядущих поколений.

Проблема предотвращения термоядерной войны.Название «научно-техническая революция» вошло в научный оборот в середине XX в., после создания атомной бомбы.

Еще одна глобальная проблема, также возникшая в эпоху НТР, — экологическая. Термин «экология» более 100 лет назад ввел Э. Геккель.

От понимания экологии как точки зрения следует отличать еще, по крайней мере, два значения этого термина. Первое из них характерно для современной науки, в которой под экологией традиционно понимается раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых существ с окружающей их средой (в русле понимания экологии, идущего от Геккеля). Второе значение термина «экология» чаще встречается в трудах философов, географов и представителей других профессий, интересующихся соответствующей проблематикой. В этом случае имеют в виду некое синтетическое научное направление или совокупность существующих направлений, изучающих проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания и называемых чаще всего экологией человека, социальной экологией, глобальной экологией и даже современной экологией в отличие от традиционной экологии

Философское поле анализа данной проблемы простирается от человека, взятого во всей его целостности, до природы в трех ее основных значениях: 1) Универсума; 2) соотносящейся с обществом части Универсума; 3) внутренней основы человека

Экология есть нечто переходное между конкретными науками и философией в предметном плане, так же как общая методология является переходной от конкретных наук к философии в гносеологическом плане.

А16 Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии

Еще Аристотель поставил задачу формирования философии как науки. Но задачу «онаучивания» философии со всей ясностью поставил Гегель (хотя известны его слова, что если философия расходится с данными эмпирической науки, то тем хуже для последней).

Современная наука - это совокупность дисциплин, дающих рационально-эмпирическийответ на частные проблемы бытия и существования человека. Философия имеет дело с миром в целом, включая сюда не только эмпирическое, но также духовное и нравственное и не забывая о том, что начальным и конечным пунктами философского исследования является индивидуальное. Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки (в отличие от философских утверждений).

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука — продукт, созданный человеком (К. Ясперс), и наука — продукт бытия, открываемый через человека (М. Хайдеггер).

Сциентизм – представление о науке (особенно естествознании) как о  высшей ценности.

Антисциентизмисходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем и оценивает науку как опасную силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру.

Именно отсутствием окончательных ответов на вечные вопросы о смысле жизни и человеческого существования отличается философия от науки, с одной стороны, и от религии — с другой.

Научные положения имеют конкретные следствия, которые могут быть проверены непосредственно или с помощью соответствующей аппаратуры. Философские положения не имеют проверяемых следствий

Но в отличие от религии философские построения основываются на научных данных, тогда как для религии основным является Откровение

Философия является связующим звеном между наукой и религией.

Философия основывается на духе, который не может измениться в своих чертах, пока существует человечество как вид. Наука же в качестве высшего критерия имеетопыт, и сочетание опыта и рационального мышления может увести ее от реальности человеческого духа.

Философские положения недоказуемы, как научные доказуемы обращением к опыту или как логические теоремы — обращением к разуму, но в этом нет необходимости

В философии большое значение приобретает интуиция.

Индивидуальный характер философских систем и оснований для них сообщает то отличие философии от науки (сближая ее с искусством), что философией может заниматься каждый при достаточной глубине его мышления, даже не овладев категориальным аппаратом и содержанием дисциплины.

Истинный философ с известной долей скептицизма относится ко всему. Принятие в полном объеме достижений науки в философскую систему не что иное, как перекрашивание фасада. Философ же хочет построить новое здание и поэтому вынужден переосмыслить современную ему науку. Критическая функция философии по отношению к науке остается одной из ее традиционных задач.

Философия и искусство

Произведение искусства в отличие от науки имеет преимущественно бессознательную природу (философия сочетает в себе сознательное и бессознательное), а символы искусства более личностны, чем научные (философия здесь занимает промежуточное положение). Искусство остается уникальным, и символы его более сложны, больше требуют привлечения глубин бессознательного духа, чем абстрактных обобщений науки. Искусство позволяет проникнуть в индивидуальный духовный мир, тогда как наука занимается родовым в природе и человеке. В этом плане наука и искусство дополняют друг друга.

Тогда как Гегель стремился привести философию к виду науки, Шеллинг считал, что органом философии является искусство как творческая сила, основанная на эстетическом акте воображения. Не просто объяснять, но и не изменять мир (это практическая задача, которую философ выполняет не в своем качестве), а созидать в идеальной форме новый мир через интеллектуальное созерцание старого мира вот задача философии

Искусство — это творение нового духовного мира (в отличие от технического), а философия — определение и творение смысла его

Искусство философично, когда создаваемый им новый живой мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами.

Философия и религия

Философия рождается из противоречия между жизнью и смертью и разрешает его нахождением вечности, в форме вечной истины

Подлинная философия начинается с осознания фундаментальной слабости человека. Даже самого сильного в этом убеждает неизбежность смерти. Пока человек будет ощущать фундаментальную слабость, он будет философствовать. В той мере, в которой философия обращается к проблеме бессмертия, она религиозна. Экзистенциалисты возникновение и развитие философии и религии объясняют «абсурдом существования», который привел к центральной проблеме религии и философии, к эсхатологии.

От религии философия отличается тем, что сомнение играет большую роль в ней перманентно, хотя в философию идут для того, чтобы обрести твердую почву под ногами.

Между философией и религией то общее, что философские истины столь же интуитивны, как догматы веры, но первые рациональнообоснованы, вторые — нет. Философ обязан обосновать с логической непротиворечивостью (но не доказать — это невозможно) то, во что он верит, и подкрепить веру разумом.

И в философии, и в религии присутствуют рассуждения о Боге. Но «в споре нет смиренномудрия», говорили оптинские старцы. А философия не обходится без спора. Иноческое оружие — молитва, философское — логичный аргумент

Религия обращается ко всем людям, но несет одну истину как единственно верную. Философия не претендует на истинность какой-либо одной системы, и в этом ее терпимость и общечеловечность

Философия и идеология

Главное достижение философии — развитие представления об идее. Но когда от идеи как таковой переходят к конкретным идеям, которые пытаются внушить всем, — это идеология

«Философия не является идеологией, потому что ее положения должны быть рационально и фактически обоснованы. Идеология же, напротив, всегда выступает как выражение эффективных потребностей определенных общественных групп» - югославский философ М. Маркович

Цель идеологии — надеть на всех одинаковую «жуткую маску» (по выражению Ницше). Философия призвана спасти от опасности унификации.

Философия обращается ко всем и несет общечеловеческие ценности вне различия классов и наций. Идеология обращается к определенным слоям населения и защищает их

Истинная философия критически относится ко всем мифам, в том числе идеологическим, и разъясняет ложность их принципов


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1536; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!