Эволюционизм. Герберт Спенсер



А1. Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Философия в буквальном переводе с греческого означает «любовь к мудрости» («филиа» — любовь, «софиа» — мудрость). Это слово ввел в употребление древнегреческий ученый Пифагор (580 — 500 до н.э.). Филиа означает прежде всего «дружеское влечение». Это духовное стремление к высшему и совершенному, преодолевающее индивидуальную ограниченность физического существования. Мудрость же, как писал другой выдающийся греческий философ — Аристотель, «занимается первыми причинами и началами», из которых все выводится, но которые нельзя вывести из каких-то других, более общих положений. Мудрыми «не бывают, ими стремятся стать» (отмечал философ 20 века Г. Марсель). Итак, мудрость ориентирована на целостное бытие и смысл жизни. Философию можно рассматривать: 1) как форму теоретического мировоззрения и 2) как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления.   Философия, согласно немецкому философу 18 века Иммануилу Канту, должна помочь найти решение трех кардинальныхвопросов человеческого бытия: что я могу знать? Что я должен делать?На что я могу надеяться?   Немецкий философ Фридрих Энгельс   ( 19 век) полагал, что философия есть наука о наиболее общих законах.   Французский философ Жиль Делёз (20 век) усматривает в философии творчество концептов, т.е. новых идей и смыслов. Выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.   Мифология (от греч. mythos — сказание, предание) — древнейшее мировоззрение, основанное на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. Очеловечивание природы являлось основным способом такого объяснения. Слитность человека и природы.   Религия (от «благочестие, святость») – форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное. Для религии также характерна хорошо разработанная моральнаясистема с четкими заповедями, предписаниями, запрещениями.   Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия.   Философия является наивысшим типом мировоззрения. Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии. Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Пример – диалого Платона «Пир». Что включает в себя рациональность? Ее можно выразить формулой Р = П + Л + Д, где Р — рациональность, П — понятийность, Л — логичность, Д — дискурсивность. Понятийность означает умение мыслить с помощью понятий, т.е. слов и терминов, определенных по соответствующим правилам : существенность определения всеобщность определения положительность определения однозначность определения Логичность, т.е. мышление в соответствии с законами формальной логики. Основные законы формальной логики - это законы тождества(А=А),непротиворечивости (два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными), исключения третьего (требование к мыслительному процессу, согласно с которым если в одном из двух выражений что-либо о предмете утверждается, а во втором отрицается – одно из них обязательно истинно) и закон достаточного основания (всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным; должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным). Разработка первых трех принадлежит Аристотелю, последнего – Лейбницу (18 век). Автором первой системы формальной логики считается Аристотель. Дискурсия (дискурсивность) характеризует способность обосновывать выдвигаемые суждения. В философии имеет место и иррационализм, но он возможен именно на фоне общей рациональной основы философии. Разницу между рациональным и иррациональным хорошо выражает сравнение между геометрической теоремой и сном. В доказательстве теоремы каждое последующее положение вытекает из предыдущего, и в результате получаем цепочку логичных ходов мысли. Совсем не то сон, где каждый образ бывает порой нагромождением вещей, никогда не могущих оказаться вместе в реальности, и потом вдруг сменяется совершенно другим, никак не следующим из предыдущего. А2. Предмет и определение философии.  См. А1.   В истории представлены различные варианты понимания того, что есть философия. Приведем самые известные из них: - Любовь к мудрости. Пифагор (V I- V вв. до н.э.). -Стремление к совершенству. Платон (427-347 до н.э.). - Наука об отношении всякого знания к последним целям человеческого разума. Иммануил Кант (1724—1804). -Эпоха, схваченная в мысли. Георг Гегель ( 1770-1831). - Наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Фридрих Энгельс (1820— 1885). - Дисциплина, состоящая в творении концептов. Жиль Делёз (1925-1995). Философом впервые назвал себя древнегреческий математик и мыслитель Пифагор.   Современные исследователи под философией понимают исследование оснований самых общих и фундаментальных вопросов о сущности природы, человека и общества.  Философия подразумевает самостоятельное, творческое, критическое мышление, когда человек в решении глобальных вопросов опирается не на традиции, авторитеты и досужие мнения, а на свой собственный

Разум.

 

Предмет философии.

В Древней Греции до Сократа – этокосмос = природа = мир, первоначала.

Поворот от космоса к человеку совершил древнегреческий философ Сократ, сделавший проблему человека фокусом философии. Тем самым на первый план выдвигались темы познания и истины, справедливости, мужества и других нравственных добродетелей, смысла человеческого существования, жизни и смерти.

 

Итак, предмет философии - природный и общественный мир, а также человек в их

сложном взаимодействии. (природа, человек и общество).

Первую попытку выделить философию как особую область теоретического знания предпринял древнегреческий философ Аристотель.

Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько своим предметом, сколько способом его осмысления,степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. (это теоретическое мироззрение).

 

Разделы философии, согласно проблемам.

 

Один из основных вопросов философии – что первично -материя или сознание?. Соответственно есть материалисты и идеалисты.  Третья точка зрения – дуализм (это 2 независимые сферы).

 

Основные функций философии:

1.мировоззренческая - служит теоретическим основанием мировоззрения,

т.е. предлагает человеку целостную и широкую картину

мира;

2.гуманистическая — рассматривает мир через призму человека и

его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы;

3.аксиологическая — дает оценку миру и человеку, обосновывает

значимость духовных ценностей (истины, добра, красоты и т. д.);

3.общекультурная — знакомит человека с высшими достижениями

мировой интеллектуальной культуры, является показателем

уровня образованности и культуры человека;

4.методологическая- вырабатывает общие принципы и способы

теоретического и практического освоения действительности;

5.прогностическая — прогнозирует тенденции развития научного

знания и социальных изменений;

6.интегрирующая - систематизирует и обобщает данные всех наук,т.е. выступает как наиболее общая ≪наука наук≫;

7.критическая — подвергает критике устаревшие взгляды, нормы,

учения; формирует свободное, недогматическое мышление.

Основные из них – мировоззренческая и методологическая

 

А3. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия)

 

 

Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом.

 

Философия Древнего Китая

Основные понятия. Конфуцианство. Даосизм

Поворотной эпохой в развитии Древнего Китая стало первое тысячелетие до новой эры. Символы китайской мифологии, переосмысленные в философские понятия:

ли - ритуал, порядок, вежливость;

жень — человечность;

инь—ян — противоположные начала, находящиеся в единстве;

дао - путь, судьба

 

Основатель конфуцианства Кун Фу-цзы (в европейской традиции

- Конфуций. В детстве был пастухом. К 30 годам он стал широко известен как непревзойденныйзнаток наук и ритуалов; у молодого ученого появились ученики ипочитатели. Через 20 лет он был приглашен как советник к правителю

царства Лу, однако интриги вынудили его покинуть службу. Многие годы

Кун Фу-цзы провел в странствиях, пока не вернулся на родину, где умер в

окружении верных учеников.

 

Ученики Кун Фу-цзы, записав мысли, изречения и воспоминания

философа, составили книгу ≪Лунь-юй≫ (≪Беседы и суждения

), ставшую основным философским сочинением Китая;

 

В этой работе изложены следующие основные идеи:

- человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточается.

Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того

чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспитание;;

- древность – это идеальная эпохаблагородных людей, а настоящее - упадок. Поэтомуправильным будет воспитание в духе древних традиций;

- традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек

будет строго соблюдать все предписания, то в его поведении

не окажется места для конфликтов и зла. Поэтому важнейший

принцип поведения — ли;

-обращенность к прошлому связана с тем, что человек должен

учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно,

благовоспитанность связана с почитанием предков;

-живым воплощением традиций являются родители и старшие

люди. Послушание и уважительное отношение к их точке зрения

опираются на принцип сыновней почтительности;

- важно ≪не делать другим, чего не желаешь

себе≫. В поведении необходимы взаимность и любовь к

другим — жень

- исполнение всех требований, изложенных выше, ведет человека по пути совершенствования. Цель этого пути — превращение человека в средоточие всех добродетелей — благородного мужа.

Основная направленность – нравственность.

 

Основателем даосизма (≪школы пути≫) считается Лао-цзы,

старший современник Кун Фу-цзы. Основная работа ≪Дао дэ цзин≫ (≪Книга о пути и силе≫). Известно, что Лао-цзы был хранителем государственного

архива при династии Чжоу и чрезвычайно образованным человеком. В знак протеста против интриг, смут и войн в государстве он покинул страну.

Центральное понятие даосизма — дао, которое понимается как естественный ход вещей, судьба всего в мире. Это изменения, вечное движение. Судьба — переход всего в свою противоположность, чередование темных и светлых полос, инь и ян. Без тьмы нет света, без света нет тьмы.

Инь ян

женское             мужское

отрицательное положительное

Луна солнце

тьма свет

влажность сухость

левое правое

тепло огонь

и т.д. и т.д.

 

Вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя манипулировать высшими законами природы (принцип у-вей);

Цель человека — гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим

миром, приносящее удовлетворение и покой;

Развитие общества и цивилизации ведет человека к замене естественного

искусственным, к дисгармонии с миром. Следствие разрыва связей с природой - хаос, бунты и войны. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе.

 

Философия Древней Индии

Фундаментом во многом являются ≪Веды≫ (в переводе с санскрита - ≪знания≫) - сборники древних

религиозных текстов, складывавшихся начиная с I I I тысячелетия до н.э. Философская часть ≪Вед≫ называется ≪Упанишады≫ (санскр. — ≪сидеть у ног учителя≫).

Основные понятия :

сансара — учение о переселении души из тела в тело, колесо реинкарнаций;

карма - закон воздаяния;

ахимса — непричинение вреда живому

Представление о том, жизнь – это страдание. Цель философии – поиск пути избавления. Конечнойцелью каждой философской теории.древнеиндийские философские школы обычно подразделяютна две группы в зависимости от их отношения к ≪Ведам≫.

 

Школы веданта, йога, вайшешика, признающие авторитет

≪Вед≫, называют ортодоксальными. Оригинальные учения локаята, джайнизм, буддизм, отступающие от традиций ≪Вед≫, считаются соответственно неортодоксальными.

Буддизм — наиболее развитое в философском отношении учение

Древней Индии — видит освобождение души от страданий

в просветлении и достижении нирваны (нирвана (в переводе с

санскрита ≪угасание≫) — блаженное небытие, идеальное состояние, вечный покой; избавление от сансары и вечных страданий).

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, названный Буддой (т.е. достигшим просветления).

 

Будда предложил ≪восьмеричный путь≫. У этого пути несколько этапов:

1.праведное знание есть знание ≪четырех истин≫: I ) жизнь — страдание;

2) причина страданий — наши желания; 3) прекращение

страданий есть подавление желаний; 4) страдания уменьшаются, если следовать ≪восьмеричному пути≫;

2. праведное отношение есть понимание того, что нужно отрешиться

от мира и следовать путем Будды

3. праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных

слов;

4. праведное поведение есть подчинение заповедям ≪не убивать≫,

≪не прелюбодействовать≫, ≪не лгать≫, ≪не употреблять алкоголя и наркотиков≫;

5. праведное занятие — эго образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом;

6. праведное усилие есть борьба с соблазнами;

7.праведное сознание есть осознание бренности окружающего

мира и тщетности желаний;

8.праведное сосредоточение есть духовное самопогружение

А4. Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель

 

Основные понятия:

Физис — природа, натура;

Архе - первоначало, первопричина;

Космос — Вселенная, порядок, украшение;

Логос — слово, учение, закон.

Первые философы – физики.

 

 

Апейрон (по-гречески — беспредельное) — особое вещество, в котором материальные элементы — вода, воздух, огонь — смешаны воедино

 

Вторая половина V в. до н.э. — поворот философии от природы к человеку. Впервые вопрос о человеке возник у софистов, учившими искусству побеждать в спорах. Основной тезис софистов высказал софист Протагор - ≪Человек есть мера всех вещей - существующих, если они существуют, и несуществующих, если они не существуют≫.

Сократ – критика такого релятивизма.

Сократ (ок. 470-399 до н.э.) родился и прожил всю жизнь в Афинах. Он не

писал книг, а высказывал свои идеи лишь в многочисленных диалогах с

различными собеседниками — политиками, философами, софистами.

Девизом жизни и философииСократа была фраза ≪Познай самого себя≫

путь к самопознанию — разум

истина существует, и лучший путь ее поиска — честный спор

(диалектика)

В споре истина рождается, и ее необходимо правильно принять.

Умение принимать истину Сократ фигурально называетмайевтикой (по-гречески - искусство принимать роды)

Сократ в споре постоянно использует иронию

важным элементом философии является сомнение. Сократ подчеркивал это в своих знаменитых словах: ≪Я знаю, что я ничего не знаю≫.

Совершил антропологический поворот.

 

Знаменитый философ Платон был учеником Сократа.

Большая часть его произведений представляет собой отредактированную

запись диалогов Сократа с различными собеседниками.

Среди его произведений известны такие диалоги, как

≪Государство≫, ≪Пир≫, ≪Федон≫, ≪Федр≫ и др.

Платон (427-347 до н.э.), настоящее имя Аристокл. Прозвище ≪Платон≫

по-гречески значит ≪широкоплечий≫. После смерти

Сократа Платон много путешествовал, посещал Италию и Сицилию.

В путешествиях он попал в рабство и был выкуплен из него. Возвратившись

с новыми идеями и впечатлениями в Афины, он основал свою школу

- Академию, которая просуществовала около 900 лет.

 

Исходный пункт размышлений Платона:

≪Может ли быть совершенным мир,

где столько зла и горя, где убивают мудрецов и возвышают обманщиков?

Если творец всемогущ и идеален, то как он мог создать

столь несовершенный мир?≫

Вывод :

Наш мир не является истинным — он только искаженная тень, отражение

настоящего мира в подобии кривого зеркала. Истинное

бытие, которое Платон называет миром идей, недоступно чувствам.

Все, что мы видим в нашем мире теней, - лишь копии,несовершенные слепки с идей.

Истинное бытие — это и есть неизменные,тождественные самим себе идеи. Видимые же вещи — непостоянные тени, возникающие и гибнущие.

Миф о пещере:

Представим,что все мы сидим в пещере, скованные цепями, не можем обернутьсяк входу и видим лишь мелькание теней па стене. Если бы кто-то сумел

выбраться из пещеры, а по возвращении рассказать, что он видел, ему

не поверили бы, говоря, что тени - это и есть истинная реальность, а то,

что кроме пещеры существует что-либо еще, - глупая выдумка.

 

Душа принадлежит обоим мирам — миру теней и

миру идей. До рождения человека она пребывала в идеальном

мире, созерцая его красоту,однако, воплотившись в теле, она забывает обо всем. Понять, познать — значит вспомнить

Но вспомнить, согласно Платону, способнынемногие, и именно таких людей он называет философами

Душа, согласно Платону, состоит из

трех частей. Высшая часть — разумная, которая и содержит истинное

знание. Две остальные части — страстная и вожделеющая

— низшие В диалоге ≪Государство≫ он пишет об идеальном

общественном устройстве. В идеальном полисе — три сословия (повторяющие деление души на части): правители-философы, воины и торговцы.

 

Аристотель, ученик Платона, завершает ряд классических

философов.

Аристотель(384—322) родился в Стагирах во Фракии (поэтому его иногда

называют Стагирит). В 18-летнем возрасте он переехал в Афины и стал

слушателем Академии Платона. После смерти учителя Аристотель был

приглашен ко двору царя Филиппа в качестве воспитателя юного Александра

Македонского. Затем он возвращается вАфины и посвящает остаток

жизни написанию многочисленных книги преподаванию в собственной

школе-Ликее (или Лицее).

Список работ :

≪Физика≫, ≪Метафизика≫, ≪Политика≫, ≪Этика≫ (в 3 книгах), ≪Риторика≫, ≪Поэтика≫, трактат ≪О душе≫, работы по логике, объединяемые подназванием ≪Органон≫, и т.д.

Платонмне друг, но истина дороже≫. Аристотель выступает против теории учителя о двух мирах: мир един и сущность предмета находится не в запредельном мире идей, а в самой вещи.

Что делает предмет конкретным?

По мнению Аристотеля, это форма. Материя без формы —

только нереализованная возможность. Помимо формы Аристотель выделяет три основаниявещей —материю, причину и цель. Аристотель отдает

предпочтение цели — все в мире стремится к реализации

своих возможностей. Высшая целя всех вещей – Благо.

 

 

Этика Аристотеля

Политика тесно связана с этикой: правитель должен придерживаться

правил морали.

 

Поскольку идеала достичь не всегда реально, Аристотель

поддерживал демократию, считая ее ≪лучшим выбором из худшего≫.

Аристотель полагал, что все в мире устроено целесообразно, а кратчайший

путь человека к цели (благу) состоит в избегании крайностей

и излишеств.

 

Философия Др. Греции после Аристотеля – эллинистическая философия.

См. Учебник Основы философии Сычев § 2.5. Послеклассическийпериод

Вантичнойфилософии.

А5. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика

После подчинения Греции Риму во II в. до н. э. на древнеримскую почву переходят учения, которые появились в Древней Греции в эпоху крушения афинского государства, — эпикурейство, стоицизм, скептицизм (см. параграф 2.5). Римляне в отличие от греков были очень деятельны, и им претил созерцательный характер греческой философии. «Ведь вся заслуга доблести состоит в деятельности».

А) Эпикуреизм

Ближайший по времени к Римской империи греческий философ Эпикур приобрел известностьв Древнем Риме, последователь – Лукреций Кар. Поэма «О природе вещей». Ничто не может возникнуть из ничего по воле богов. Все происходит из чего-то и превращается во что-то в силу естественных причин. Все изменения происходят в мире от движения атомов, имеющего случайный, механический характер и незаметного для людей. Душа и дух также материальны и смертны. Общественная жизнь людей — результат их первоначального свободного договора между собой. Боги не вмешиваются в жизнь людей, о чем свидетельствует существование зла и то, что наказание может постигнуть невиновного, а виновный останется цел

Те же, кто в жизни себе кормилом взял истинный разум,

Тот обладает всегда богатством умеренной жизни;

Дух безмятежен его, и живет он, довольствуясь малым - передает Лукреций суть учения Эпикура.

Б) Стоицизм

Известным римским пропагандистом стоицизма был Цицерон(106 — 43 до н.э.). Им разъяснены основные стоические понятия. «Но первая задача справедливости — в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконном» .

«Но первая задача справедливости — в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконном». Жить в согласии с природой означает «быть всегда в согласии с добродетелью, а все остальное, что соответствует природе, избирать только в том случае, если оно не противоречит добродетели».

Следующий известный стоик — Сенека (ок. 5 до н.э. —65 н.э.), пришел, когда республика уже погибла. Голос Сенеки трагичней и безнадежней, в нем нет иллюзий.

«Нравственные письма к Луцилию» - основной труд.

В творчестве Сенеки преобладает мотив страданий, а уверенность в возможности избавления от них гаснет, оставляя надежду только на себя. «Изменить... порядок вещей мы не в силах, зато в силах обрести величие духа, достойное мужа добра, и стойко переносить все превратности случая, не споря с природой».

Ищи опору в собственной душе, которая и есть бог в человеке.

Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, состраданием, жалостью, благоговейным отношением к другим людям, благожелательностью, незлобивостью. Против рабовладельческого строя.

Эпиктет (ок. 50 —ок. 140 н.э.) — первый из знаменитых философов, который был рабом.

Издевавшийся над ним хозяин сломал ему ногу, а затем отпустил — калеку. Вместе с другими философами он был впоследствии выслан из Рима и открыл свою школу в Никополисе (Эпир). Его учениками были и аристократы, и бедняки, и рабы. Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную слабость и бессилие

Если хочешь быть хорошим, сперва проникнись убеждением, что ты плохой

отбрасывание ложного знания

Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»).

Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай и воздерживайся».

Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твои — только разум и душа, но не тело.

Обнаруживаем мы у Эпиктета и «золотое правило этики»: «То положение, которое ты не терпишь, не создавай для других. Не желаешь быть рабом — не терпи рабства около себя»

Марк Аврелий (121 — 180 н.э.) — император. Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Важное место в философии Марка Аврелия занимает требование быть всегда одинаковым в ответ на воздействия внешних обстоятельств, что означает постоянную соразмерность, внутреннюю согласованность душевного склада и всей жизни. человек — часть мирового целого, без которого он не может существовать, как рука или нога отдельно от остального тела. Мысль о единстве всего во вселенной постоянно повторяется Марком Аврелием. Все подчинено мировому разуму.

Для стоиков источник счастья — разум, а основное понятие — добродетель.

В) Скептики.

Секст Эмпирик.

Секст дает исчерпывающую сводку скептических выводов и учений.

Парадокс  «я лжец» -  мышление в принципе не может быть строго логическим и избежать противоречий. «Я лжец», — заявляет человек. Если это так, то его утверждение не может быть истинным, т.е. он не лжец. Если же он не лжет, то его слова справедливы, и, стало быть, он лжец.

Парадокс «зерно и куча»: «Если одно зерно не составит кучи, и два не составят кучи, и три и т.д., то никогда не будет кучи». Секст доказывает, что если часть не обладает каким-либо свойством (буква не обозначает вещь), то не обладает этим свойством и целое (слово).

Недовольные рамками, в которых функционирует разум, обращались к религии. подрывая авторитет разума, скептики тем самым подготовили наступление христианства, для которого вера выше разума.

Эпохой Средневековья в истории называют тысячелетний период с V

но XV в. Однако средневековая философия начала складываться гораздо раньше — еще во I I в. Идеи христианства требовали системного и теоретического обоснования.

Основные принципы : Бог есть реальность, определяющая все сущее. Эта черта называетсятеоцентризмом

истинное бытие сверхъестественно и недоступно для ограниченного

человеческого познания. Однако бог открывает себя

через откровение: священные книги Ветхого и Нового Завета. – догматизм.

человек, как и весь мир, — творение бога- креационизм.

 

социальное расслоение понимается по аналогии с небесной

иерархией. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует

монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога. – иерархизм.

познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти

к богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна истине,

поскольку является творением бога и хранит в себе его отражение - психологизм.

Первый этап — патристика (от лат. pater — отец) охватывает I I—V III вв. и представляетсобой учение ≪отцов церкви≫ — первых христианских

мыслителей - философское обоснование догматов.

Патристика –в основе идеи Платона.

 

Второйэтап — схоластика (от лат. schola - школа) длится с X I в. до

конца средневековой эпохи  - формализм и догматизм, в основе логические и философские идеи Аристотеля.

 

Августин Аврелий (Блаженный) (354-430) родился  в Северной Африке, натерритории Западной Римской империи. В молодости Августин (как он пишет в своей ≪Исповеди≫) вел распутный образ жизни, однако со временем

начал задумываться о смысле своего существования. пришел к христианству.

«Исповедь»— первое известное произведение, где в основу сюжета положена не череда внешних событий, а развитие души.

 В работе ≪О граде божьем≫ Августин противопоставляет ≪град земной≫государство и ≪град божий≫церковь. Первый воплощает любовь к себе, второй — к богу.

Оправдание бога за зло называется проблемой теодицеи (от греч. theos - бог + dike — справедливость).

Августин сравнивает добро и зло со светом и тьмой. (тьма – побочный эффект). Зло есть отсутствие добра, небытие, оно никем не сотворено.

 

Философ и богослов Фома Аквинский (Аквинат) — наиболееизвестный представитель схоластики. Он использовал труды Аристотеля для того, чтобы систематизировать богословские идеи. Основные его работы — ≪Сумма теологии≫ и ≪Сумма против язычников≫ (или ≪Сумма философии≫). В фокусе исследований - проблема соотношения веры и разума. ≪Философия — служанка теологии≫.

 

Фоме принадлежат пять доказательств существования бога:

движение — все, что движется, имеет источник движения в чем-то другом, следовательно, должен быть перводвигатель, т.е. бог;

причина - все имеет причину, цепь причин не может уходить вбесконечность, следовательно, существует первопричина, т.е. бог;

 

необходимость— случайное зависит от необходимого, значит,

существует высшая, божественная необходимость, т.е. бог;

качество — все имеет разные степени качеств (хуже, лучше),

значит, должен быть эталон — высшее совершенство, т.е. бог;

 цель — все в мире имеет цель, следовательно, существует высшее

разумное начало, которое и направляет все в мире к цели,

т.е. бог.

 

Учение Фомы известно как томизм (по-латыни Фома —Thomas). Идеи Аквината популярны до сих пор, и современнаякатолическая философия известна как неотомизм.

Роджер Бэкон' (ок. 1214—1294) призывал отказаться от слепойверы в авторитеты и изучать мир при помощи наблюденийи экспериментов.

 

Уильям Оккам (ок. 1285 — ок. 1350) считал, чтовсе спекулятивные понятия, не самоочевидные или не поддающиесяпроверке опытом, следует удалить из науки: ≪Сущностине следует умножать без необходимости≫. Этот принцип,

согласно которому самое простое объяснение будет самымправильным, известен как ≪бритва Оккама≫. Эти идеи указывали на кризис схоластики и готовили переход кВозрождению.

 

А6. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

 

Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах и продолжается вплоть до начала X V II в. Основные черты философии Возрождения:

антропоцентризм — в центре мировоззрения стоит человек

гуманизм — обоснование самоценности человека, его прав и

свобод;

эстетизм — ведущая роль искусства;

свободомыслие — освобождение от догматического средневекового

мышления.  

 

Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса.

Предшественник итальянской натурфилософии Николай Кузанский (1401-1464) выдвигает идею пантеизма - отождествляет природу и бога. Душа

человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть

представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физической

Вселенной (макрокосм).

Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцентрическаямодель Солнечной системы (Земля вращается вокругСолнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращаетсявокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника

(1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564—1642), которые стоят у истоков европейской экспериментальной науки.

Скептицизм — это реакция на религиозную догматику и

форма проявления творческого свободомыслия. Голландский

философ Эразм Роттердамский (1469—1536) - книга

≪Похвала глупости≫ высмеивает фальшивую мораль

и ученость схоластов, предпочитая ей глупость ≪живой жизни≫.

 

Девиз французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592) ≪Точно известно, что ничего точно не известно≫. Основной труд – «Опыты».

 

Политическая философия Ренессанса.

Идеи Платона – Томас Мор «Утопия» - идеальное государство. где все основано на принципах равенства и справедливости - собственность является общей,

все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.

Никколо Макиавелли (1469—1527). Основной труд ≪Государь≫. При возникновении государственной необходимости правитель вправе пользоваться любыми средствами — вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств.

Однако подобная деспотическая власть не может быть использована

ради корыстных целей. Ее цель — укрепление государства,обеспечение его интересов и в конечном счете — народноеблаго. В позднейшее время термин ≪макиавеллизм≫ стал упрощенно пониматься как принцип, согласно которому в политике ≪цель оправдывает средства≫.

Философия Нового времени

(XVII-XVIII вв.)

Становление капитализма в экономике.

Основные направления:

эмпиризм — опора на опыт;

рационализм — опора на разум;

высокая роль науки — наука как способ улучшения жизни человека

и общества;

социальный оптимизм — вера в устройство общества на разумных

началах.

Фрэнсис Бэкон - у истоков эмпиризма Нового времени.

Наиболее значительными его произведениями являются ≪Новый

Органон≫ и ≪Новая Атлантида≫. Лозунг философа :≪Знание - сила≫. Наука получает знание на основе опыта и экспериментов.

Собирая и проверяя различные факты, она строит общие теории.

Этот метод обобщения (от частного к общему) называется индукцией.

Чтобы быть настоящим ученым, необходимо избавиться от

заблуждений. Бэкон выделяет четыре типа заблуждений, называя

их ≪идолы≫:

идолы рода — заблуждения всего человечества, которые заключаются

в наделении явлений природы человеческими чертами

(например, в мифе);

идолы пещеры - индивидуальные заблуждения, основанные на

личных предпочтениях, чувствах

идолы рынка — употребление слов, имеющих неопределенный

смысл. Наука должна мыслить строгими терминами;

идолы театра - слепая вера в авторитеты и догмы.

 

Развивали идеи – Локки Юм

 

Рене Декарт (Картезий), французский философ и математик,

стоит у истоков рационализма.

1. Во всем -явлениях, вещах, знаниях- можно сомневаться. То, чтоя

вижу или знаю, может быть сном, иллюзией, галлюцинацией или обманом.

2. Очевидно, что нельзя сомневаться в том, что я сомневаюсь. Поэтому

по крайней мере сомнение с необходимостью существует.

3. Нельзя сомневаться, не мысля. Если я сомневаюсь, то я тем самым

уже мыслю.

4. Окончательный вывод звучит так: ≪Мыслю, следовательно, существую≫.

Метод Декарта — это дедукция, движение от общего к частному.

В решении основного вопроса философии Декарт является дуалистом. Материя и сознание - равноправные и взаимосвязанныеначала. Главное свойство материальных вещей - протяженность (длина, ширина и т.д.), а идеальных вещей(души) - мышление.Человек - единственное существо, состоящее

из двух начал - материального и духовного.

Развивали идеи Декарта – Спиноза и Лейбниц.

 

Эпоха Просвещения

Концентрированное собрание знания эпохи  - французская ≪Энциклопедия≫, вдохновителем которойбыл Дени Дидро (1713— 1784). Ее появление показало, чтоведущей силой в обществе становится наука, а не религия.

В своем творчестве религиозные предрассудки с позицииразума критиковал Вольтер (1694-1778).

Вольтер обосновывает философскую позицию — деизм.

Согласно деизму, бог - только первопричина, творец сущего:в дальнейшем он не влияет на жизнь природы и человека.

Жан Жак Руссо (1712—1778). Он поддерживал теорию общественного договора. люди первоначально существуют в ≪естественном состоянии≫ - без какой-либо внешней власти и насилия над собой (Руссо считал такое состояние

идеальным и призывал вернуться к нему). Для того, чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь, свободу и т.д., народ передает часть своих свобод группе людей, которые взамен обязуются охранять эти права. Этим соглашением объясняется возникновение государственной власти. Таким образом, власть дана не богом, а народом, следовательно, народ имеет право отобрать ее, если монарх не выполняет соглашения.

 

А7. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма

 

Иммануил Кант - основатель немецкой классической философии. Основные труды:

«Критика чистого разума» - гносеология

«Критика практического разума» - этика

«Критика способности суждения» - эстетика

2 периода – докритический (вопросы природы) и критический (философский -после 1770 г.).

Три вопроса: что я могу знать? - гносеология

Что я должен делать? - этика

 На что я могу надеяться? – находится на стыке философии и религии.

 

Гносеология: в теории познания - перенос акцента с познаваемой вещи на

познавательные способности самого человека. Существуют

два мира. Действительный мир (Кант называет его ноуменальным

или миром ≪вещей-в-себе≫) мы не можем познать. Мыпознаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальным или миром явлений). Ноуменальный и феноменальный миры.

≪Вещи-в-себе≫ (например, бог, душа) непознаваемы (Кант называет их трансцендентными, т.е. запредельными).Важное понятие — трансцендентальное единство апперцепции, благодаря которому на основе различных ощущений возникает целостный образ предмета. ; 

априорные формы (априори – «до опыта»)  рассудка накладываются на «вещь в себе», создавая явление.

Этика. Хотя действительный мир недоступен для познания, он открывается для практического разума в виде высшего нравственного закона, основанного на долге.

 Его Кант называет≪категорический императив≫:

«Поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь без внутреннего противоречия желать, чтобы оно стало всеобщим законом».

 

Религия. Бог — понятие трансцендентное, поэтому его существование не может быть логически доказано (Кант опровергает известные доказательства существования бога). Однакоморальное поведение подразумевает вознаграждение. Потомусправедливость требует того, чтобы бог существовал.

 

Развивали идеи - Фихте и Шеллинг(критика «вещи-в-себе», постулат того, что бытие = мышление)

 

Георг Гегель - крупный немецкий классический философ.

Основные труды: ≪Феноменология духа≫,

«Наука логики», ≪Энциклопедия философских наук≫

 

Основополагающее понятие — абсолютная идея (мировой дух), объединяющая все сущее. Понятие АИ схоже с понятием бога. Отлитие - АИ сама по себе не обладает сознанием, личностью, аобретает их только через человека. АИ творит из себя природу, затем человечество. Через деятельность человека (духовную культуру) АИ познает себя.

Духовная культура проявляется в трех формах:

субъективный дух - душа, сознание, личность;

объективный дух - право, мораль, нравственность;

абсолютный дух - искусство, религия, философия.

Высшая ступень духовной жизни человечества — философия, в которой идея возвращается к себе, познает саму себя.

Развитие мира и история человечества = развитие АИ. Движущая сила - противоречие.

Любое развитие проходит по определенной схеме:

1. утверждение (тезис)

2. отрицание этого утверждения (антитезис)

3. отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Синтез есть тезис на новом, более высоком уровне развития.

Гегель разрабатывает философскую основу для диалектики— учения о развитии и изменении.

При этом в диалектическом развитии вычленяется ряд законов:

1) закон перехода количественных изменений в качественные;

2) закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицания отрицания

 

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Работы :≪Капитал≫, ≪Экономическо-политические рукописи≫ К. Маркса

≪Анти-Дюринг≫, ≪Диалектика природы≫ Ф. Энгельса

Основа- диалектика Гегеля

Но считали, что философия должна не объяснять мир, а изменять его.

В основе природы человека - склонность к производительному труду.

На каждом этапе развития общества люди вступают в производственные отношения, в совокупности образующую экономическую систему. ЭС определяет образ жизни человека и общества. Все остальное (идеи, теории, мораль, право) —надстройканад экономическим фундаментом — базисом.

Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от них выделяются общественно-экономические формации:

 1) первобытно-общинный строй, 2) рабовладельческое общество, 3) феодализм,

4) капитализм, 5) коммунизм. Движение от формации к формации

является прогрессивным, диалектическим развитием общества.

( смена формаций - обострение классовой борьбы между угнетенными и угнетающими группами: рабов и рабовладельцев, феодалов и зависимых крестьян, рабочихи капиталистов).

Идеал - коммунистическое община, где не будет классов (т.е. угнетенных и угнетающих).

 

Философия позитивизма

Огюст Конт - после Гегеля эпоха метафизики закончилась.

Продолжал традиции эмпиризма. Идеи могут быть сведены к чувственному восприятию.

эволюция человеческой культуры проходит три последовательные стадии:

Религиозную

Метафизическую

позитивную — наука, основанной на эксперименте

 

Важна эмпирическая проверка теоретических построений.

 

Ввел в сферу наук социологию– науку об обществе.

 

Эволюционизм. Герберт Спенсер

Эволюционная концепция базируется на естественно-научных данных.

Эволюционизм - учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований. Научная основа - теория Дарвина. Социал-дарвинисты распространили учение Дарвина на общественную жизнь. Спенсер еще до Дарвина предположил, что человечество в своем развитии проходит два состояния: воинственное и сменяющее его промышленное. Борьба за существование, по Спенсеру, уменьшается в человеческом обществе по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.

А8. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

Рассмотрим для начала ситуацию в философии 19 века.

Иррациональное(от лат. irrationalis — неразумный) течение на место разума ставит волю, жизнь, существование, бессознательное и т.д. Основными направлениями иррационализма являются философия жизни, фрейдизм и экзистенциализм.

У истоков философии жизни находится творчество Артура Шопенгауэра(1788—1860).

Основной труд – «Мир как воля и представление».

Миром и человеком управляет неразумная слепая воля, стремящаяся к удовлетворениюжеланий. Поскольку далеко не все из них можно удовлетворить, человеку суждено постоянно страдать

Искусство и философия — два пути облегчения человеческих страданий.

 

≪Философия жизни≫

Основа - немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844-1900).

 Жизнь нельзя понять разумом, ееможно лишь переживать. Наиболее ярко она проявляет себя вчеловеческих страстях, ≪воле к власти≫.

Но человечество в своей массе отказывается от свободной жизни, предпочитая безопасность, стадность, и лицемерную мораль. Первопричины - в идеях христианства и Сократа. Христианство – это ≪мораль рабов≫. Сократ же утверждал, что ст расти следует укрощать разумом.

Ницше усматривал путь к человеку будущего — ≪сверхчеловеку≫ вне морали и старых ценностей. Он сам творит свои ценности, сам ответственен перед собой.

«Бог умер».

«Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком.

Он — средство, а не цель».

Основные труды : «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов», «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»,

«Антихрист. Проклятие христианству», «Воля к власти»

 

Зигмунд Фрейд. (1856-1939 - ввел в философию понятие бессознательного. В наиболее общем вине, согласно Фрейду, структуру психики можно представить в

трех уровней:

 

Сознание – поле борьбы между бессознательными сексуальными желаниями и запретами сверхсознательного. Первые периодически ≪всплывают≫ в сознание, вторые вытесняют их обратно. Постоянное подавление желаний – срыв, невроз, истерия и т.д. Поэтому сексуальные импульсы должны быть или ≪выпущены на свободу (реализованы в сексуальных действиях), или сублимированы (т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество).

 Фрейд основал школу психоанализа.

Поскольку источником болезни являются подсознательные мотивы, важным становится осознать их. Для этого Фрейд разработал специальную технику, в которой большую роль играет толкование сновидений.  Фрейд построил теорию сновидений как исполнения желаний. Чтобы разгадать бессознательные мотивы, надо раскрыть содержание снов. В книге «Толкование сновидений» Фрейд показывает, как это делать.

Основные труды :«Я и Оно» , «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой»

 

Развитие идей – Карл Юнг, Эрих Фромм

Экзистенциализм(от лат. existential — существование)

В истоке – Серен Кьеркегор (1813-1855).

Существовать  - быть вне толпы, постоянно реализуя свой свободный выбор. В жизни человека три стадии развития.

эстетическая (чувственность, любовь к наслаждениям и моде)

этическая(выбор свободы, а вместе с ней и ответственности) - ощущение отчаяния и ограниченности человека, которое преодолевается только на третьей —

религиозная (человек вступает в личный, интимный диалог с богом)

 

Классики экзистенциализма 20 века:

 немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889—1976)

французские философы Жан Поль Сартр (1905—1980) и Альбер Камю (1913—1960). Основная проблема экзистенциализма — проблема личного выбора человека в состоянии духовного кризиса. Подлинно существовать = не пытаться соответствовать ожиданиям других, и жить своей жизнью ≪здесь и сейчас≫. Свобода — тяжкое бремя, поскольку подразумевает личную ответственность за каждый поступок. Человексам творит себя и свою жизнь — он есть то, как он поступает.

Неопозитивизм

Главный предмет философского исследования - логический анализ языка.

Неопозитивисты выдвинули принцип верификации. Истинную теорию доказывают реальными фактами, а опровергают вымыслами и наоборот.

 

Людвиг Витгенштейн(1889—1951) ставит границы языку. Успехи математической логики способствовали иллюзии, что только логика является адекватным инструментом познания.

Ранний Витгенштейн стремился прежде всего к ясности. Главная мысль его «Логико-философского трактата» -то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно.

«О чем нельзя говорить, о том следует молчать» - знамя неопозитивизма

Бертран Рассел(1872— 1970)

Основной труд «Человеческое познание. Его сфера и границы» :

Все суждения можно свести к положительным суждениям о единичных фактах. По Расселу, знание складывается из опыта и веры, основанной на прежнем, даже дочеловеческом опыте. Знание есть оправдывающаяся вера всего опыта человека как продукта эволюции.

Цель неопозитивизма — свести все научные результаты к некоторому количеству базисных положений, непосредственно проверяемых эмпирически.

Карл Поппер(1902— 1994)

Развивал идеи неопозитивизма. Считал, что опора только на опыт не приносит должных результатов.

 Метод Поппера не в доказательстве истинности научных положений, а в избавлении от ложных гипотез. Методологический вывод:

«Именно возможность опровержения или фальсификации теорий определяет возможность их проверок, а следовательно, их научный характер».

Поппер выводит за скобки все неверифицируемые, нефальсифицируемые и бессмысленные, по классификации Витгенштейна, философские рассуждения.

Поппер против библейского «возлюбите врагов ваших», считая, что этого не следует делать, так как это ведет к навязыванию другим наших предпочтений, но он считал фундаментальным положение рационализма — «я могу ошибаться, а ты можешь быть правым».

Прагматизм(от греческого слова «прагма» — дело, действие)

Философия прагматизма ставит во главу угла деятельность. Она помогает решать человеческие проблемы.

Основные представители :

У.Джеймс (1842—1910) «Многообразие религиозного опыта»:

О выгодности веры в Бога. Если вера окажется ложной, то я ничего не теряю и не окажусь в худшем положении, чем атеист; но если она окажется истинной, я обеспечу себе спасение и вечную жизнь. Не стоит терять единственный шанс, и, значит, есть все резоны верить в Бога.

Джон Дьюи (1859— 1952)

Инструменталистская версия прагматизма:

Функция интеллекта не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира, а в том, чтобы создавать наиболее эффективные и выгодные отношения с объектами.

Дейл Карнеги(1888—1955)

Его советы разошлись по свету в миллионах экземпляров. Они сводятся к следующему: имеет хорошие отношения с людьми и достигает успеха в делах тот, кто максимально внимателен к другим и как можно меньше выпячивает собственное Я.

 

 

А10 Особенности русской философии. Русская идея.

Формирование русской философии проходило с заметным отставанием

от мировых тенденций ( начало связи с Европой – только 18 век)

Период IX— XVI I вв. можно назвать периодом русской предфилософии

I) тесная связь с христианским вероучением,воспринятым от Византии;

2) художественно-образный характер.

X I в. Митрополит Илларион≪Слово о законе и благодати≫.

Писал о двух принципах общественного устройства: о подчинении закону (в духе Ветхого Завета) и о благодати как о свободном выборе и любви к Богу (в духе Нового Завета).

Благодать выше закона.

 

Огромное значение для последующей философской и политической мысли имела разработанная в XVI в. Филофеем доктрина ≪Москва - третий Рим≫.

 

В философии XV III в. – первые серьезные теоретические системы.

Особенности русской мысли X V III в.:

1) отграничение предмета философии от богословских размышлений;

2) высокий интерес к естествознанию;

 3) возрастающее внимание к проблемам познания в целом;

4) осмысление сущности человека.

В наиболее полном виде основные проблемы эпохи были рассмотрены в учении М. В. Ломоносова. Отграничил научное знание от богословия.

В основе взглядов Ломоносова — корпускулярная (атомно-молекулярная) теория строения материи.

Природа и материя находятся в состоянии постоянного движения и развития, а все вещи — в состоянии взаимосвязи. Последняя идея подводит Ломоносова

к формулировке закона сохранения материи и движения:

 

Сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т.д.

В гносеологии он был сторонником гармонии опыта и разума.

 

Радищев А. Н.

Трактат ≪О человеке, о его смертности и бессмертии≫

закладывает основы русской философской антропологии.

В ≪Путешествии из Петербурга в Москву≫ философ говорит о свободе и равенстве как о неотъемлемой и неотчуждаемой сущности человека - продолжая традицииевропейского Просвещения.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!