Русская религиознаяфилософия XIX в
Славянофилы.Россия должна развиваться по особому пути, не схожему с западноевропейским.
А. С. Хомяков
Статья ≪О старом и новом≫, «Семирамиды»
Все религии он делит на две большие группы по степени cоотношения свободы и необходимости — кушитскую (где царят необходимость и подчинение) и иранскую (где на первом месте - сознательный свободный выбор). Христианство — наиболее полное выражение иранства. Православие – самая истинна религия, в нем есть идеясоборности.
Последователи - Иван Васильевич Киреевский(1806— 1856),Константин
Сергеевич Аксаков(1817—1860)
Литература и философия.
Ф.М. Достоевский. В 1860-х гг. Достоевский развивает программу почвенничества - должна быть восстановлена разрушенная петровскими реформами связь общественной жизни России с исконными народными началами — духовностью,коллективизмом, соборностью. Сущность человека состоит в его свободе. Но свобода безнравственности приводит человека к саморазрушению.
Л.Н. Толстой (1828—1910).
≪Война и мир≫ - вопрос о движущих силах истории и критика теории ≪великих личностей≫ как творцов истории.
Для Толстого творцы — народные массы, движимые исторической необходимостью.
В этике Толстой поддерживает идею ненасилия, он предлагает:
1) не творить насилие и не готовиться к нему;
2) не принимать участие в насилии других (в том числе государства - не служить в армии, не участвовать в судах и т.д.);
|
|
3) не одобрять никакого насилия.
За свои взгляды на религию в 1901 г. Толстой был отлучен от церкви (предан анафеме).
Вл.С. Соловьев был наиболее значительной фигурой русской философии.
Труды :
≪Россия и вселенская церковь≫, ≪Оправдание добра≫,
«С мысл любви≫ и др.
Центральная идея Соловьева - всеединство, понимаемое как совершенный синтез ценностей, знаний, способов познания мира.
Существует абсолютный мир как воплощение божественного. Ему противостоит видимый, сотворенный мир, который стремится к божествен ному. Посредником между мирами является мировая душа.
Всеединство постигается лишь цельным знанием, в котором соединяются знание эмпирическое (научное), рациональное (философское) и мистическое.
Всеединство - синтез красоты, истины и добра. В основе этого синтеза
должен лежать ≪нравственный момент≫, т.е. добро.
Человек отделяет себя от других существ посредством стыда; жалость указывает на солидарность всего живого; благоговение есть подчинение божественному. Все три этихсоставляющих объединяются в любви.
В социальном плане Соловьев ратовал за объединение
|
|
церквей и создание свободной теократии на основе единой ≪вселенской церкви≫.
Западники
В отличие от славянофилов считали, что у России нет особого пути развития, а все ее ≪национальное своеобразие≫ — результат отставания от мировой истории.
П.Я. Чаадаев (1794— 1856)
8 «Философических писем».
Россия осталась вне истории мировой цивилизации из-за того, что восприняла религию и культуру от Византии, которая сама находилась вне Востока и Запада. На Западе Чаадаев, напротив, усматривал идеи просвещения, противостоящие изоляционизму икульту власти.
«Апология сумасшедшего»
Идейная бесплодность для России - благо, поскольку народ может начинать ≪с чистого листа≫, не скованный исторически сложившимися образцами поведения, а религия способна вобрать в себя все лучшее из европейских ценностей.
Последователи - Александр Иванович Герцен (1812—1870), Николай Платонович Огарев(1813—1877), Виссарион Григорьевич Белинский(1811 — 1848)
Россия должна учиться у Европы и пройти те же этапы развития, которые прошел Запад, чтобы усвоить идеи просвещения и выйти на единственный путь прогресса
— путь науки и разума.
Нигилизм.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) был последовательным
|
|
атеистом, социалистом и противником монархии. Путь к осуществлению
идеалов социализма = нравственное воспитание человека.
В этике Чернышевский был сторонником ≪теории разумногоэгоизма≫, согласно которой то, что полезно человеку, должно быть полезным и обществу.
Философский роман «Что делать»
Последователи : Добролюбов , Писарев
Должна быть создана новая среда, где воспитывать людей будут ≪мыслящие реалисты≫ —люди труда, убежденные, что заслуживает
уважения только практически полезное.
Анархизм.
М.А. Бакунин был ведущим идеологом мирового анархизма 19 в.
Государство, и религия - формы власти. У власти самой по себе — аморальная, развращающая сущность.
Уничтожить властьдолжен стихийный бунт, после чего будет создана свободная
федерация ремесленно-фабричных и крестьянско-фермерскихобщин.
Пожар из России должен зажечь остальной мир и уничтожить ≪лживую цивилизацию≫.
Последователь - Кропоткин.
Он исходил из биологической природы человека, которой, по его мнению, изначально присущ ≪биосоциологический закон взаимопомощи≫. Для свободного развития и гармоничного сотрудничества нет необходимости в государстве.
Философия начала XX в.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 538; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!