Дж. Джойс и его роман «Улисс» как модернистский эпос: мифологизм, натурализм и «поток сознания» в романе



Джеймс Джойс (1882-1941) – один из величайших писателей XX века, автор знаменитого романа "Улисс". Джойс родился в Ирландии, но большую часть жизни провел в добровольном изгнании вдали от родной страны, обычаи и законы которой он не мог принять. Тем не менее, Ирландия и Дублин – тема и место действия практически всех книг писателя.
По первоначальному замыслу «Улисс» (1914—1920) планировался как рассказ для сборника «Дублинцы» и должен был называться «День мистера Блума в Дублине». Но постепенно этот рассказ соединился в сознании Джойса с повествованием о Стивене Дедале, главном персонаже «Портрета художника». Задуманный как небольшое произведение, «Улисс» по мере работы над ним разросся до огромной книги.
«Улисс» представляет собой настоящую энциклопедию Дублина и дублинской жизни начала 20 века. Однако, сколь бы важной не представлялась физическая карта города и странствий героев, еще важнее «карта» человеческой жизни, чьи символы — рождение, встречи, разлуки, драмы, трагедии, смерть — придают книге философский характер.
Роман состоит из трех частей: «Телемахида» (прелюдия к рассказу о дне мистера Блума, повествующая о Стивене, это своего рода мост между «Портретом художника» и «Улиссом»); «Странствия Одиссея».
Большинство эпизодов имеет аналогию с каким-нибудь органом человеческого тела (а все вместе они символизируют тело человека). У всех эпизодов есть и некий сквозной семантический стержень-лейтмотив. Джойс говорил по этому поводу, что каждому эпизоду соответствует какое-нибудь искусство, причем понятие «искусства» он употреблял расширительно, в средневековом значении, иными словами, включил в искусство и науки. У каждого эпизода есть свое время и место действия. В совокупности все «часы» эпизодов представляют День жизни человека, а отдельные места города — Город вообще. Все эпизоды имеют свою особую повествовательную технику, так что вся книга-символ должна отображать историю повествовательного искусства. Кроме того, каждый эпизод имеет автобиографическую привязку.
Днем странствий выбрано 16 июня 1904 года, и уже в этом выборе заложена символика. Именно в этот день произошло объяснение Джойса с горничной гостиницы, ирландкой Норой Барнакль, с которой он познакомился на улице, брак был зарегистрирован только в Париже в 1932 г. Все, что было описано в тот день (проезд короля, дождь, газеты), действительно случилось в тот памятный для Джойса день.
Задача Джойса была — показать жизнь такой, какой не удавалось никому, сделать день бесконечным. А смысл работы — показать, что человеческая жизнь и персонажи как гомеровской эпохи, так и современной Ирландии — те же самые, что происходит вечный повтор, хоть и со сниженным смыслом.
 «Улисс» гораздо многограннее подобной трактовки. И наряду с мрачностью есть в нем и жизнеутверждение, и провозглашение радости бытия. Книга строится по композиционной схеме «Одиссеи», эпизоды ее пародийно воспроизводят эпизоды классического эпоса, а персонажи — ее главных героев.
Композиция «Улисса» — сложнейший киномонтаж из пародий, аллегорий, символики, исторических реминисценций, потоков сознания и натуралистических зарисовок.
Само построение романа — сонатное, музыкальное. Музыкальная тема занимает в «Улиссе» значительное место. Часто упоминаются композиторы, певцы, «звучат» известные арии, песенки. Объяснений этому несколько. Во-первых, музыка, как и искусство, — неотъемлемая часть жизни человека. Во-вторых, Дублин рубежа веков — один из самых музыкальных городов мира: здесь гастролировали почти все европейские оперные знаменитости, и музыка составляла постоянную тему разговоров дублинцев. В-третьих, в жизни самого Джойса музыка играла важную роль: он пел, и ему прочили карьеру певца.
Три главных персонажа романа взяты Джойсом как образцы общечеловеческого значения и должны, по его замыслу, олицетворять различные «начала» человеческого существования. Леопольд Блум — это «всякий и каждый», некое среднее буржуазного обывателя, он труслив и мелочен, вульгарен, плохо образован, полон предрассудков, его интересы и цели ограничены и диктуются физиологическими импульсами, но ему свойственна доброта, отзывчивость и рассудительность. Его жена Молли — воплощение инстинкта деторождения, «вечная женственность», как ее понимает автор, в ней еще больше подчеркнуты пошлость и приземленность.
Термин «поток сознания» впервые был употреблен в 1890 г. американским психологом и философом-идеалистом Уильямом Джемсом (Джеймсом) в его книге «Научные основы психологии» (1890). Джемс полагал, что сознание человека подобно потоку, реке, в которой мысли, ощущения, ассоциации перебивают друг друга и нелогично переплетаются.
«Поток сознания» в литературе - это худ. метод, особая техника письма, прием, с помощью кот. исследуется и воспроизводится душевная жизнь человека. Все душевные переживания, ассоциации, эмоции воспроизводятся именно в той последовательности и в том виде, в каком они появляются на поверхности сознания. По преимуществу, этот прием разрабатывался в текстах модернистского направления, так как главная задача модернизма и "потока сознания" как родственного ему языка - это выражение субъективного состояния героя. "Поток сознания" в литературе представляет собой особую предельную форму внутреннего монолога.
В романе читатель смотрит на мир глазами героя, внимание героя сконцентрировано на отдельных моментах действительности, а поясняющий и объективирующий все авторский комментарий в модернистском тексте, как правило, отсутствует.
"Улисс" Джойса построен на фундаменте "Одиссеи" Гомера, которая воспроизводится на уровне структуры и пародируется на уровне содержания.
Вместо характеров Джойс передает психическое состояние в данный момент времени - в этом его новаторство. Из таких психических состояний складывается характер.
Однако "Улисс" называют романом-лабиринтом не только из-за сложного маршрута и намеренной усложненности текста. Это прежде всего лабиринт сознания современного человека.  Джойс создает особую форму романа-мифа, где основной предмет изображения - универсальная глубинная жизнь человеческой души. Джойса интересует человеческая жизнь во всех ее проявлениях: духовных, душевных, телесных, - во всех ее оттенках и нюансах. Стивен, Леопольд и Мэрион - триединая сущность человечества.

Джойс использует "мифологический метод" (Т.С. Элиот) как "способ взять под контроль, упорядочить, придать форму и значение пустоте и анархии современной цивилизации". Прием "потока сознания" позволяет связать через сознание героя прошлое и настоящее, тем самым прием "потока сознания" реализует мифологическую концепцию "вечного возвращения".

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2870; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!