Г. Аполлинер. Особенности сюрреалистической поэтики сборников «Каллиграммы» и «Алкоголи»



 

Гийом Аполлинер— французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.  Будучи в значительной степени предшественником сюрреализма (и автором самого термина «сюрреализм»), Аполлинер не может быть отнесен к сюрреалистам. Аполлинер не стремился к полному разрыву с существующей худ. традицией, что было необходимым в сюрреализме. Напротив, он активно обращался к ней. Он утверждал также новаторские принципы: возвращение к природе, однако не копирование ее, поэтику удивления, сочетание объективного и субъективного, эпоса и лирики, мифа и современности.
В дальнейшем творчество Аполлинера меняется, отходя от традиционных форм. Наглядной демонстрацией этого изменения служит вышедший в 1913 году сборник «Алкоголи».
Тогда как часть произведений в нем еще сохраняет традиционную форму, другие представляют собой нечто иное. Полностью лишенные знаков препинания, эти стихотворения представляют собой поток сознания, сочетание причудливых образов, сочетающихся не вполне понятным образом. Словом, такие стихотворения, как «Зона», предвосхищают творчество сюрреалистов. Однако отнести их к сюрреализму все же нельзя. Прежде всего потому, что никакой «сверхреальности» в них еще нет. Аполлинер просто необычным образом сочетает между собой вполне реальные впечатления от окружающего мира.
В дальнейшем эта тенденция усиливается. Желая точнее передать ход событий — их одновременность, внезапность, динамизм и т.д., — он нередко отказывается от пунктуации, использует отрывочные строки. Современные реалии сочетаются с историческими, мифологическими понятиями, поэзия часто приближается к прозе. Позднее Аполлинер прибегает к приему графического стиха, введя при этом для его обозначения новый термин – каллиграмма.
Термин «сюрреализм» впервые прозвучал в 1917 г. из уст Г. Аполлинера и определил появление нового, модернистского течения. По его мнению, поэт должен бороться со старыми поэтическими штампами, творить неожиданное, экспериментировать.
Он не стремился к разрыву с худ. традицией и отрицанию ее, как это делали сюрреалисты. Сочетая самые несочетаемые образы, Аполлинер стремился не просто захватить внимание читателя, но передать свои ощущения от какого-то явления с максимальной точностью. И, наконец (в чем он и сюрреалисты в значительной мере сходятся), Аполлинер стремится к «удивлению» читателя.
Поэтический сборник «Каллиграммы» (1918) – автобиографический дневник-исповедь, отмеченный трагическим восприятием войны. В «Каллиграммах» Аполлинер использует прием коллажа, как бы склеивая обрывки случайных фраз, услышанных в кафе, газетных заметок, афиш, чтобы воссоздать ритм современной жизни, утвердить эстетическую ценность любых ее проявлений. В идеограммах сборника отчетливо проявилась экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. Поэт смело экспериментирует с формой стиха, стремится к синтезу поэзии и графики («Зарезанная голубка и фонтан»). «Каллиграммы» – наиболее сложный в отношении поэтического языка и образности сборник поэта, вызвавший впоследствии множество подражаний, в частности у дадаистов и сюрреалистов.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1550; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!