Э. Паунд и Т. С. Элиот. Символика и образы в поэмах Т.С. Элиота «Бесплодная земля», «Полые люди»



Модернизм как литературное направление и художественная система, философско-эстетические корни модернизма.

Модернизм – общее, условное обозначение худ. явлений н. 20 в. В основе худ. идеи лежит новая концепция человека + установка на отказ от традиций, гармонических форм искусства. Иррационалистич. концепции: теория Ницше, психологизм Фрейда, теория Шопенгауэра, теория абсолютизма.

Этапы становления модернизма:
1. к. 19 в. – декодентский, предмодернизм.
2. авангардизм, лирика (1910-20). Авангард. школы (символисты, футуристы - Италия, имажинисты – Элиот, Олдингтон, объективизм, кубизм, дадаизм – Зернер, Дюшан, сюрреалисты – Франция, и т.д.) Новые концепции стилей (проза): ассоциативное письмо (Пруст), поток сознания (Джойс), лит-ра абсурдизма (Кафка).
3. обновление (1930-50). Экзестенциализм – существование; лит-ра=философия, театр абсурда (Беккет, Ионеско), новый роман – сверхпсихологизм (Саррот), вещизм (Роб-Грийе).
4. становление новой эстетики (50-е), неоавангард (становление постмодерн. тенденций в виде структурализма, постструктулизма, деконструктивизма). Молодежное движ. в Америке (поп-арт, оп-ард). 5. 60-90-е.

Общие худ. черты модернизма: 1. многоликость и разнородность. 2. антитрадиционализм. 3. эстетич. антинормативизм. 4. субъективизм. 5. отказ от мимесиса (подражания). 6. природа становится не главным в лит-ре. 7. эпотаж. Отцы модернизма – Пруст, Кафка, Джойс.

Из ведущих лит-ных направлений сер. XX в. следует назвать экзистенциализм, кот. как лит-ное направление возник во Франции (Сартр, Камю). Особенностями явл.: 1. утверждение «чистого» немотивированного действия. 2. утверждение индивидуализма. 3. отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.

Авангардистская лит-ра была продуктом начинающейся эпохи соц. перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании бурж. ценностей и энергичной ломке традиций. Для эстетики экспрессионизма характерен приоритет выражения перед изображением, на первый план выдвигается кричащее «Я» художника, кот. вытесняет объект изображения. Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества, наив. эстетич. принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, отрицании логики, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации. Сюрреализм связан с творчеством франц. поэта Апполинера, кот. впервые использовал этот термин. Ведущим эстетич. принципом сюрреализма было автоматич. письмо, основывающееся на теории Фрейда. Автоматическое письмо — творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений. Излюбленный прием сюрреалистов — «ошеломляющий образ», состоящий из несопоставимых элементов. 3 зоны свободы: детство, грезы, интуиция. Авангардизм продолжал существовать и во Вт.пол. XX в. Дадаизм (от франц. лошадка, детский лепет) – возник в Швейцарии среди эмигрантов.

Модернизм развивался в нескольких этапах и проявился во множестве течений. Начиная с 60-х г. модернизм вступает в стадию постмодернизма.

Особенности художественных программ авангардистских течений: экспрессионизма, футуризма, имажизма, дадаизма, сюрреализма и др.

Модернизм – общее, усл. обозначение худ. явлений н. 20 в. В основе худ. идеи лежит новая концепция человека + установка на отказ от традиций, гармонич. форм искусства. Иррационалистич. концепции: теория Ницше, психологизм Фрейда, теория Шопенгауэра, теория абсолютизма. Общие худ. черты модернизма: 1.многоликость и разнородность. 2. антитрадиционализм. 3.эстетич. антинормативизм. 4.субъективизм. 5.отказ от мимесиса (подражания). 6.природа становится не главным в лит-ре. 7.эпотаж. Отцы модернизма – Пруст, Кафка, Джойс. Из ведущих лит-ных направлений сер. XX в. следует назвать экзистенциализм, кот. как лит-ное направление возник во Франции (Сартр, Камю). Особенностями явл.: 1. утверждение «чистого» немотивированного действия. 2. утверждение индивидуализма. 3. отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.

Авангардистская лит-ра была продуктом начинающейся эпохи соц. перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании бурж. ценностей и энергичной ломке традиций. Для эстетики экспрессионизма характерен приоритет выражения перед изображением, на первый план выдвигается кричащее «Я» художника, кот. вытесняет объект изображения. Повышенная эмоциональность, апокалиптич. мироощущение, деформация форм, разорванность. Ярче всего – в нем. поэзии. Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества, наив. эстетич. принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, отрицании логики, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации. Возник в Италии. Сюрреализм связан с творчеством франц. поэта Апполинера, кот. впервые использовал этот термин. Ведущим эстетич. принципом сюрреализма было автоматич. письмо, основывающееся на теории Фрейда. Автоматическое письмо — творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений. Излюбленный прием сюрреалистов — «ошеломляющий образ», состоящий из несопоставимых элементов. 3 зоны свободы: детство, грезы, интуиция. Задача – проникнуть в эти зоны. Авангардизм продолжал существовать и во Вт.пол. XX в. Дадаизм (от франц. лошадка, детский лепет) – возник в Швейцарии среди эмигрантов. Имажинизм – кружок англ. поэта Томаса Хьюна (Элиот, Олдингтон). идея бунта против вульгарности, возвышенной литературности, академичности. Идеограматическая поэзия (попытка передать образом весь смысл произведения.

Модернизм развивался в нескольких этапах и проявился во множестве течений. Начиная с 60-х г. модернизм вступает в стадию постмодернизма.

 

 

Э. Паунд и Т. С. Элиот. Символика и образы в поэмах Т.С. Элиота «Бесплодная земля», «Полые люди».

В межвоенное двадцатилетие творил Томас Стерн Элиот, поэт, драматург, критик, культуролог, при жизни объявленный классиком, по праву признанный ведущей фигурой англо-американской поэзии XXв. Литературоведы Англии и США оспаривают почетное право отнести Элиота к своей нац. лит-ре. Но, в сущности, по жизненной судьбе, по творческим устремлениям, а главное как реформатор англоязычной поэзии и критики он принадлежит в равной мере к обеим литературам. Т. С. Элиот— художник мирового масштаба, олицетворение высокого модернизма. В это время наряду с Элиотом творили значительные поэты, представлявшие разнообразные худ. школы, направления и стили. Среди них Э.Паунд, Э. Э. Каммингс и др.
Имажизм. Его вдохновителем был Эзра Паунд, выпустивший 4 антологии поэтов-имажистов, но в дальнейшем от имажизма отошедший. Его жажда«революции слова», его представление о высокой миссии поэта в обществе«глупости и пошлости», —было востребовано искусством XX века и нашло отзвук в творчестве Т. С. Элиота, Р. Фроста, Э.Хемингуэя.
Наиболее характерные представители американского модернизма - Эзра Паунд и Томас С. Элиот, Эдуард Э. Каммингс.
Т.С. Элиот завершил свою поэму «Полые люди» (1925) предположением, что мир закончится не «взрывом», но «всхлипом». Мир еще, слава Богу, не кончается, но завершилась история XX века и второго тысячелетия, а для этого итогового момента дилемма, сформулированная Элиотом, оказывается чрезвычайно актуальной. В XX в. сложилось 2 направления мифотворчества, а различие между ними определяет различие модернистского и немодернистского искусства. Миф модернистский - форма отражения и способ организации хаоса. Он переводит «внутренние фантазии» (Кафка) и случайности «неоправданных преступлений» экзистенциалистских героев на уровень некоей закономерности, придает им культурологический статус.
«Бесплодная земля» (1922) Действие происходит в Англии после первой мировой войны. В основе поэмы лежит миф о поисках святого Грааля и легенда о бедном рыбаке. Части поэмы фрагментарны и не образуют единства. (1 часть - Жестокий месяц апрель заставляет природу пробуждаться от зимнего сна: цветы и деревья растут из мертвой земли. 2 часть – супруги играют в шахматы. 3 часть - Ночью рыбак удит с берега. 4– смерть от воды. 5– что сказал гром ««Да. Что же мы дали?» — кровь Иисуса Христа, «кровь задрожавшего сердца», которую никто не найдет. Но ее ищут многие, считая кровь Иисуса ключом к жизни.».) - Поэма заканчивается тем, что рыбак сидит у канала, удит рыбу и думает, наведет ли он порядок в своих землях и о том, что лондонский мост рушится.
Томас Стерн Элиот вошел в мировой лит. процесс как один из знаменитых англо-амер. поэтов XX ст., выразитель катастрофической отчужденности человека, талантливый художник, лауреат Ноб. премии 1948 кот. была присуждена ему «за выдающийся взнос в современную поэзию». Стихи начал писать в 14 лет под влиянием поэзии Омара Хайама. Как и все поэты-авангардисты, молодой Элиот стоял на бунтарских позициях, критично относился к современному миру. Но и позднее главной проблемой остался духовный кризис. Поэт сосредоточ. на катастрофич. процессах кот. направляют жизни общества, и передал его трагичность.
Одним из вершинных произведений Элиота есть поэма «Пустые люди» (1925). Произведение имеет два эпиграфа. Первый - «Мистер Куртц - он умер» - ассоциативно сближает лирического героя с фигурой Куртца Конрада, который долго во тьме, в неизвестности, а потом ради создания внутреннего идеала уничтожил всех и умер со словами: «Гроза! Гроза!» Такого кардинального изменения сути ожидает и герой, стараясь выйти из тьмы жизни и открыть для себя настоящий идеал. Второй эпиграф - «Шлягер для старого Гая» - возрождает культурологический образ английского католика Гая Фавкеса, автора переписи от 5 ноября 1605 г. За иронией судьбы, этот глубоко верующий человек стал патроном обряда огня (английские дети носили по дворам куклу Гая, прося для него, чтобы потом эту куклу сжечь на огне). И католик стал посмешищем в своей отчизне, дети, которые сжигали куклу Гая, не знали, что этот мужчина имел большую душу. Автор «Пустых людей» описывает собственную неуместность в современной ему Англии. В начале поэмы автор изображает опустошенных, сломанных неизвестной силой людей. Они подобны чучелам, напиханным соломой. В стихотворении есть много выражений типа: «контур без формы», «без цвета тень», «жесты без движений» - автор сознательно возвращает читателя к поэзии XVII ст., в кот. поэты благодаря таким худ. средствам описывали борьбу человека, ее несогласование с миром. Во второй части произведения автор старается разгадать тайну посмертной жизни людей и после смерти жизнь такая же безнадежна и одинока? В 4 части появляется надежда на воскресение души благодаря терпению. Пятая часть начинается безнадежной дорогой в эту мертвую страну кактусов. Финал поэмы звучит как посвящение жизни человека Богу. Смысл поэмы остается неотъемлемым от содержания: «Соломой напиханые», бездушные «пустые люди» не имеют права на выживание.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2567; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!