Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира



 

Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные сис-мы, кот-е хар-тся открытостью и саморазвитием: "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, сис-мы "чел-машина", кот-е включают в себя информ-ные сис-мы и сис-мы искусственного интеллекта и т.д. С ними иногда невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без вмешательства чел-а в объект, что связано с решением ряда этических проблем. Поэтому на этапе постнеклас-ой науки преобладает идея синтеза науч/ знаний - стремление построить общенауч/ КМира на основе принципа универсального эволюционизма. Универсальный, или глобальный, эволюционизм - принцип, обеспеч-ий рассмотрение неживой, живой и соц/ материи как единого универсального эволюционного процесса. Все происходящее в мире м представить как отбор и сущ-т 2 типа механизмов, регулирующих его: 1) адаптационные, под действием кот сис-ма не приобретает нов/ св-в; 2) бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой сис-мы. Моисеев дал "преимущества" сложн/ сис-мам перед простыми. Эволюция - переход от одного типа самоорганизующейся сис-мы к др, более сложной. Идея этого принципа основана на 3 направлениях в науке кон20в: 1) теории нестационарной Вселенной; 2) СНГ; 3) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы. Модель расширяющейся Вселенной изменила представления о мире, включив в НКМ идею космической эволюции. Идея теории раздувающейся Вселенной: после колоссального расширения в течение невероятно малого отрезка времени установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Вселенная м представлять уникальную основу для проверки совр/ теорий элементарных частиц и их вз/дей-ий. Возможности возникновения жизни и чел/ разума были заложены уже в начальных стадиях развития Метагалактики. 2-ым концептуальным положением, лежащим в основе принципа универсального эволюционизма, явл теория самоорганизации - СНГ. Пригожин: в неравновесных откр/ сис-мах возможны эффекты, приводящие к "самопроизвольному" возникновению упорядоченных стр-р, к рождению порядка из хаоса. Изучаемая сис-ма д/б откр/ и нелин/, состоять из мно-ва эл-ов и подсис-м, вз/дей-е м/у кот-и м/б подвержено незначительным случайным изменениям, и находиться в состоянии нестабильности, т.е. - в неравновесном состоянии. СНГ использует матем/ модели для описания нелин/ процессов, устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос м играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен.

Постнекласс/ наука. Идеи Вернадского: закономерным этапом длительной эволюции разв-я материи явл биосфера - целостная сис-ма, кот обладает высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Биосфера - живая динамическая сис-ма, находящаяся в развитии, осущ-емом под воздействием внутр/ стр-рных компонентов. Растет могущество чел-а, в результате деят-ти кот-го происходят изменения стр-ры биосферы, кот переходит в ноосферу. Т.о., в постнеклас/ науке утв-тся парадигма целостности, по кот мироздание, биосфера, ноосфера, общ-во, чел - единая целостность. И как следствие, сближение естественных и общественных наук. Так, освоение наукой саморазвивающихся "человекоразмерных" сис-м стирает ранее непреодолимые границы м/у методологиями естествознания и соц/о познания. Центр этого слияния- чел.


Основные модели отношения «человек — природа».

Человек противостоит природе, одновременно он – ее часть и порождение. Объединяющим началом выступает труд, характеризующийся обменными процессами между обществом и природой. Результатом производства является искусственная среда обитания, «вторая природа». Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы (растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии) есть техномасса. Возрастает объем техносферы, технизированной среды существования человека.

Термин «экология» ввел в ХІХ в. немецкий биолог Э.Геккель. В современном понимании экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельность выступает основным фактором динамики природных процессов.

Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.

2. Биосфера Земли, черпающая энергию для своего развития из космоса, прежде всего из Солнечной системы, подчинена галактическим ритмам. Это обусловливает характеристики разнообразных колебательных процессов как в биосфере, так и в известном смысле в социальных системах.

2. Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Недостаток природных условий и ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда.

3. Любой материальный предмет, сделанный человеком, создается из природного вещества.

4. Природный фактор оказывает воздействие на развитие культу­ры. Чем дальше развивается культура, тем «независимость» от среды и влияние на нее становятся значительнее.

5. Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания.

Во взаимодействии природы и человека можно зафиксировать три основных подхода: 1) мифологический (подчинение человека природе); 2) научно-технологический (господство человека над природой); 3) диалогический (гармония человека и природы).

Противоречие между безграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их – основная причина экологического кризиса, принявшего глобальный характер. Многие зарубежные философы объясняют экологические трудности материальными причинами, недостаточно зрелым уровнем НТР, несовершенством технологий. Это – концепция технократического оптимизма. Второй вывод идет от Руссо – «назад к природе». Предлагается прекратить или затормозить рост материального производства и населения мира.

Современная философия комплексно осмысливает значение материального и духовного факторов в решении экологических проблем. Речь идет о формировании экологической культуры, нового экологического мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждение принципа гармонии человека и природы. Во-вторых, формируется принцип личной ответственности каждого человека и коллективной ответственности человечества за все живое на Земле.

Сейчас ведется большая работа по внедрению идеи устойчивого развития как самого перспективного пути развития общества, не требующего коренной перемены взглядов и ценностей. Устойчивое развитие не подразумевает под собой, как правило, невмешательство в дела природы, а наоборот, проповедуют более детальное, глубокое регулирование процессов, протекающих в естественной среде; научное осмысление мира, во всех сферах и на всех уровнях общества, от бизнесмена до политика. В социально устойчивом обществе запасы капитала и технология должны обеспечивать достаточный и гарантированный материальный уровень жизни для всех. В физически устойчивом обществе потребление сырья и энергии должно осуществляться в соответствии с тремя условиями: 1) темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны превышать скорость их возобновления; 2) темпы потребления не возобновляемых ресурсов не должны превышать темпов разработки их устойчивых, возобновимых заменителей; 3) интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должно превышать возможности окружающей среды поглощать их.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 516; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!