Исторические формы диалектики. Диалектика как философская теория развития. Диалектика и ее альтернативы в истории философии
Dialego (греч. – умение, искусство вербальной коммуникации) – в школах Сократа, Платона.
Исторические типы:
1) Наивная стихийная диалектика древности – Античность (систематичности не было)
2) Немецкая класс. диалектика (Гегель, Фихте, Кант, Шеллинг). Гегель разработал теорию диалектики, систематизировал разрозненные знания.
3) Материалистическая диалектика: марксистско-ленинская философия – были соединены диалектика и материализм.
Энгельс: диалектика – наука о развитии всего существующего.
Диалектика: 1) – это система знаний
2) – это универсальный всеобщий метод
Как теория развития диал-ка включает принципы развития и всеобщей универс. связи.
Принцип развития – мир всегда находится в развитии.
Развитие – это тип движения, изменения материальных и идеальных системных объектов, при которых происходит направленный и необратимый переход от одного качественного состояния к другому. Ему характерны:
1) Направленность развития
2) Преемственность
3) Необратимость
4) Цикличность
Движение – ненаправленное изменение состояния объекта.
Формы развития: прогрессивное и регрессивное
З-ны диалектики:
1) З-н единства и борьбы противоположностей
2) З-н взаимного перехода колич. изменений в качественные
3) З-н отрицания отрицания
Особенности законов:
1) Они универсальны
2) Они раскрывают движение и развитие всего существующего в чистом виде, без исследования специфики носителя движения
|
|
З-н - необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь м/у объектами.
Диалектическое отрицание – фил. категория для отражения объективного существующего всегда конкретного процесса возникновения нового и гибели старого, при опдновременном сохранении черт устраняемого старого
Модели диалектики:
1) Спенсер: градуалистская модель – всеобщей постепенной эволюции всей природы (принцип механического перераспределения частиц материи)
2) Творческий эволюционизм – абсолютизация скачков в развитии взрывного типа. Результат развития связан с внутренним «творчеством» (Морган)
Эмерджент – совокупность элементов, кот. не сводится к исходным состояниям
Результат – сумма начальных состояний
3) Науралистическая концепция (Дарвин)
4) Антропологическая модель развития (экзистенционалисты)
5) Равновесно-интеграционная модель: равновесие абсолютно, борьба относительна, равновесие лишено противоречия, оно положительно, отклонение негативно. Развитие: равновесие-неравновесие-равновесие
6) Теория конфликтов (Дариндорф, Тернер) – конфликт наций, народностей, гос-в, профес. групп. Главный конфликт- в системе управления. Развитие: конфликт-равновесие-конфликт.
|
|
Альтернативы диалектики:
- метафизика
- релятивизм
Эти концепции по-разному отвечают на 3 важных МВЗ-ких вопросы:
1) Что является источником развития ?
2) Каков механизм развития ?
3) Какова направленность и структура развития?
Диалектика:
1) Источник – внутр. противоречия или борьба противоположностей (з-н ед. и борьбы противопол-тей)
2) Механизм – развитие есть единство непрерывных колич. изменений и прерывных качественных (з-н перехода колич. измен. в кач-ные)
3) Направл-ть и структура – развитие есть сложный нелинейный необратимый процесс, осущ-йся по спирали
Метафизика (мышление, неспособное отражать мир в развитии):
4) Источник – внешняя сущность
5) Механизм – развитие есть непрерывное количественное увеличение без качественного изменения
6) Направл-ть и структура – развитие осущ-ся либо по кругу, либо по спирали
Основные формы метафизики:
- догматизм – оперирование неизменными понятиями без учета изменившихся условий
- эклектика – способ объяснения действит-ти, когда из общей связи вырываются противопол-е стороны и объединяются без учета конкретных особ-тей данной вещи
- релятивизм – в объяснении процесса развития абсолютизирует момент изменч-ти относит-ти ( В одну и ту же реку нельзя войти и единожды)
|
|
- софистика – сознательное применение в споре неправ. доводов
Материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий
Исторические типы:
4) Наивная стихийная диалектика древности – Античность (систематичности не было)
5) Немецкая класс. диалектика (Гегель, Фихте, Кант, Шеллинг).
6) Материалистическая диалектика: марксистско-ленинская философия – были соединены диалектика и материализм.
Основополагающие принципы:
1) Принцип всеобщей универсальной связи
2) Принцип развития
Изменение – трансформация качественных и количественных состояний системы.
Движение – изменение вообще – ненаправленное изменение состояние объекта.
Развитие – тип движения, изменения материальных и идеальных систем объектов, при кот. необратимый целенаправленных переход из одного качеств. состояния в другое.
Понятие становление исключает понятие начала и конца системы.
Осн. формы развития – прогресс и регресс.
Прогресс – переход от низшего состояния к высшему. Чисто прогресса не бывает.
Критерии прогресса:
1) информационный
2) функциональный – усложнение взаимоотношений со средой
|
|
3) системный подход – повышение уровня целостности и интегративности системы. Это может происходить за счет усложнения или упрощения системы.
Законы диалектики:
1) З-н единства и борьбы противоположностей (что является источником развития?)
2) З-н взаимного перехода колич. изменений в качественные (механизм развития?)
3) З-н отрицания отрицания (раскрывается направленность и структура развития)
[1] любая система м. б. представлена как диалектическое противоречие – единство одновременно взаимоисключающих и одноврем. взаимопредполагающих сторон.
Основным элементом диалектического противоречия противоречия явл. исключающие стороны – противоположности (внутри системы они взаимодействуют м/у собой).
[2] Качество – то, что хар-ет объект как таковой, то, что отличает его от других.
Количество – категория, кот. отражает определенность предмета со стороны его величины, объема и т.д.
Мера – границы, в кот. количеств. Изменение не вызывает качеств. изменения.
Переход от одного качества к другому происходит в форме скачка – переход за границы меры.
[3] диалектическое отрицание:
- отменить, упразднить старое
- сохранении положительных и отрицательных сторон
- момент трансформирования старого содержания в новое
Любой процесс – форма последовательного ряда отрицаний, характеризуется преемственностью, новое зарождается в недрах старого.
- поступательность развития, сменяются циклы, относительность
- спиралевидность процесса развития
Категории диалектики:
1) единичное и общее
2) целое и часть
3) система и элемент
4) причина и следствие
5) необходимость и случайность
6) содержание и форма
7) сущность и явление
8) возможность и действительность
Диалектика и синергетика.
Диалектика – учение о разв-ии всего сущ-го. Основн. понятие – развитие. Два смысла диалектики: 1. Диал-а – учение или система знаний. 2.Диалект. претенд. на звание всеобщего метода.
Объект диал-и – мир, субъект – мышление.
Развитие – тип движ-я, измен-я мат-х и идеальных сист-ых объектов, при кот. происх. направл. и необрат. переход от одного кач. сост. к др-му кач. сост. сист-мы. Признаки: 1. направл-ть разв-я; 2. преемственность; 3. необратимость; 4. цикличность.
Движ-е – ненаправл. измен-е сост-я объекта.
Формы разв-я: прогрессивн. и регрессивн.
Во 2ой пол. 20в и нач. 21в стоит пробл. самоорганизации. Сущ-ый вклад внесли системный и информационный подходы.
Задача: исслед-е самоорганизации неживой природы.
Син-ка – сотруд-во частей, элем-ов при организации структур.
Син-ка – теория, кот. исслед-ет процессы самоорг-ии, устойч-ти, распада и возрож-я струк-р живой и неживой природы (соц. мира и т.п.)
Ученые: Хакен «Синергетика», Пригожин «Порядок из хаоса», Стенгерс, Капица, Курдюмов.
Процессы, кот. протек. в замкнт-х сист-ах, ведут к равновесному сост-ю.
Процессы, протек-е в открыт-х сист-х при опред-х условиях могут самопроизвольно возникать упорядоченные элементы.
Диссипативные структуры – структ., кот. спонтанно возник. в открытых неравновесных сист-ах.
Диалектика (Д.) и синергетика (С.) являются двумя взаимосвязанными ветвями единой методологии. Основанием этой позиции являются концепция самоорганизации и ее применение к науке как самоорганизующейся системе. «…сравнение категориального аппарата “старой” диалектики и общих понятий синергетики приводит к выводу о том, что в рамках синергетики складывается своеобразная форма стихийной диалектики, нуждающаяся в тщательном рассмотрении через развитую систему “забываемой” диалектики» [Л.Ф. Матюшонок].
1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.
2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.
3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Единство мира отражено в диалектике в принципе “единство в многообразии”, т.е. в субстанциональной организации материи. В диалектике субстанция выступает основой внутреннего единства и взаимодействия составляющих целое частей. Субстанция, как причина самой себя, является интегральным имманентным качеством целого. Лежащая в основе взаимодействия всех его сторон, она есть “имманентная причинность”, “субъект” взаимодействия.
Механизм развития в диалектике отражен в законе перехода количества в качество и законе отрицания отрицания. В синергетике переход количества в качество конкретизируется в законе фазового перехода при достижении системой состояния наименьшей устойчивости – точки бифуркации. В этой точке противоречие между стремлением системы к максимальной устойчивости и нарушающим эту устойчивость воздействием внешней среды достигает своего пика. Достигнув этого состояния, система переходит в качественно новое состояние устойчивости. Точка бифуркации – это точка концентрации и перехода диалектических противоречий, демонстрации эффективности диалектики. Внимание синергетики к моменту фазового перехода системы – это заслуга синергетики перед диалектикой. В точке бифуркации встречаются случайность и закономерность, имеет место их взаимопревращение. Случайные изменения в самой системе или во внешней среде переводят систему в новое качественное состояние, где случайность уступает место закономерности.
Таким образом, синергетика является конкретизацией диалектики и возникла как вторая ветвь в ядре научного познания. Синергетика взаимосвязана с диалектикой и выступает посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием. Это находит отражение в объединении традиционных категорий диалектики и синергетических понятий (таких, например, как “материя–система”, “целое–система”, “часть–элемент”, “форма–структура”, “содержание–функция”, “разнообразие–информация”, “возможность–вероятность” и др.). Субстанциональное понятие, объединяющее диалектику и синергетику, есть понятие энергии. Синергетические понятия позволяют осуществлять не только качественный, но и количественный переход от философских категорий к конкретно-научным.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!