Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна
Данная книга известного французского философа Жана-Франсуа Лиотара стала за годы, прошедшие со времени ее первой публикации, классической.
В ней рассматривается одна из "острых" проблем в науке – природа знания, его состояние и легитимации в постсовременную эпоху, а также различные типы языковых игр и их прагматика. Предметом исследования автора является "состояние знания в современных наиболее развитых обществах" в эпоху "постмодерна". Эта эпоха обозначает наметившиеся новые тенденции в культурном самосознании развитых стран Запада после второй мировой войны.
В первой главе рассматривается знание в информационных обществах. Выдвигается гипотеза о изменении статуса знания в эпоху постмодерна, выдвижении нового типа рациональности, отвечающей более полно тенденции информатизации общества. Упор делается на то, что знание стало главной производительной силой, "информационным товаром", "самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть". Коммерциализация знания приводит с одной стороны к тому, что в образовании знание перестает быть самоцелью и "теряет свою потребительную стоимость"; с другой стороны, знания введеные в оборот по тем же сетям, что и денежное обращение, становится "знаниями, обмениваемыми в рамках поддержания обыденной жизни".
После такого редукционизма в понимании природы и функционирования современного знания Лиотар во второй главе ставит проблему легитимации знания. Такое пренебрежение к статусу научного знания и его излишняя идеологизация (знание и власть – две стороны одной медали) приводит Лиотара в третьей главе к анализу прагматического аспекта языковых игр как методу своего философствования.
|
|
Здесь Лиотар вскрывает агонистику речи как основу наблюдаемых социальных связей и расшифровывает прагматику деннотативных, перформативных, прескриптивных высказываний. Исходя из данного теоретического пункта (прагматики) – научный дискурс действительно выглядит "бледным" по сравнению с другими языковыми играми постмодернистской философии, не стремящимися к "метанаррации".
В главах четвертой-пятой Лиотар останавливается на изучении характера социальной связи, а также на альтернативе и перспективе, предлагаемой в этом пункте постмодерном. Упрощенно он представляет две модели общества. Первая Т.Парсонса, где общество - саморегулируемая система, образующее единое функциональное целое. С одной стороны это версия "жесткого" технократического общества, с другой стороны "прогрессивного либерализма". Вторая "критическая" теория К. Маркса, где общество имеет классовый характер, разделено надвое, что влияет на его социальную целостность и динамику. Лиотар считает "паранойей" "принцип классовой борьбы в теории общества" и отводит ему место в рамках антикультуры постмодерна или "третьего мира". Из этих двух концепций Лиотар выводит неоднозначную парадигму постмодерна: либо функционализм знания, либо его критицизм. Она смыкается в двух ветвях постмодернистской философии – постпозитивизме и герменевтике .
|
|
В главах шестой-седьмой Лиотар подходит к анализу прагматики нарративного и научного знания. Раз легитимность знания вненаучная, то и "знание – это не наука, особенно в ее современной форме". Наука – это форма познания, как совокупность денотативных высказываний, указывающих на предметы или описывающих их. Знание же "совпадает с широким "образованием" компетенции, оно есть единая форма, воплощенная в субъекте, состоящем из различных видов компетенции, которые его формируют”. Такое игровое преимущество нарративного знания над научным (развитым дискурсом), наверняка, очень льстит научно неокультуренной философской интеллигенции.
9. Философия марксизма, ее сущность и историческая судьба
|
|
Марксизм (М.) возн. во 2пол. 19 в.
Предпосылки:
1 обострение классовой борьбы: превращение буржуазии и пролетариата в открытых классовых врагов
2 достижения науки (создание клеточной теории строения растений и животных, закон сохранения и превращения энергии, происхождение видов путем естественного отбора Дарвина)
3 создание концепции классич немецкими фил-ми (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)
Выделяют 3 подхода к М.:
1) Классич. догматизм-все, что создано Марксом и Энг. – непререкаемо;
2) Полное отрицание М. – устаревший, не соотв. соврем. усл.;
3) Позиция Маркса и Энг. – их учение не догма, а руководство к действию. Разработанная парадигма не остается неизменной, а изменяется по мере развития знаний. Диалектич. истолкование мира.
Заслуги:
Новая онтология. До Маркса- метафиз. миропоним. (з-ны Ньютона). Маркс- диалектика, в мире нет ничего раз и навсегда данного, застывшего, неизменного. Бытие –все то, что сущ-ет вне нас и независ. от нас. Выделил бытие природы, социума, человека, духовное.
Гносеология. До Маркса-концепция Бэкона (мир познается с пом. орг. чувств), затем Декарта (разум). Маркс это признавал как начало процесса получ-я знаний. Однако подчеркивал то, что слабость прежней гносеологии – либо в отделении чувств-го от рац-го, либо в их противопост-и. Маркс показал, что чувств. и рац-ное – единый процесс познания.
|
|
Новое: практика-основа познания, цель познания, кртитерий истины.
Виды истины: относит. (не м.б. проверена на практике), абсолютная (проверена опытом).
Социальн. фил-фия. Открытие – материалистич. понимание истории. Прич. развития- развитие пр-ва матер. благ. Матер. пр-во-основа всякого общественного строя.
2 момента общ-го пр-ва:
- производит. силы
- производств. отн-ния
В сумме – способ пр-ва. Он является основой опр-го типа общ-ва. Следствие –разработка учения об общ-но- эк. формациях (первоб-общ., рабовлад., феодальн., капиталистич., комунистич.). Следствие- утопич. вывод об однолинейном развитии истории и неизб-ти перехода от одной формации к др.
Производств. отн-ния составл. эк. базис общ-ва, на основе кот-го выстраивается надстройка:
1эл-нт – идеи, теории, взгляды, царящие в общ-ве.
2 эл-нт – идеологич. отн-ния.
3 эл-нт – орг-ции и учр-ния. Идея Маркса – определяющая роль эк. базиса по отн-нию к надстройке.
Главная движ. сила общ-ва – народные массы.
Маркс разраб. теорию прибавочной стоимости.
Части учения Маркса:
I экон. теория
II философия
III учение о коммунизме и социализме
Маркс соединил материализм и диалектику. В основе отно-ния ч-ка к миру лежит практика- д-ть ч-ка по преобраз-ю природы, формир-ю связей, взаимод-ю людей.
Учение Маркса в России продолжили Плеханов и Ленин.
Эволюция М.:
1 этап-марксистский
2 этап-Ленинский
3 этап-постленинизм. Фил-фия – полит. идеология, а не форма развития к-ры.
4 этап – неомарксизм – фил-фия тотального отриц-я истин бурж-го общ-ва
5 этап – постмарксизм.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 597; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!