Фил-я-учение о всеобщем, о мире в целом, о месте ч-ка в этом мире и об отн-нии ч-ка к этому миру



Каждая фил-я имеет свое проблемное поле. Рассматривая свое проблемное поле, фил-я выработала свой язык – сов-ть осн. категорий, кот. позволяют постигать это пробл. поле.

Язык фил-и-категориальная матрица. Осн. категории фил-и:

Онтология- учение о бытии

гносеология- теория познания

диалектика-учение о развитии

социология-учение об общ-ве

антропология-уч. о ч-ке

аксеология- уч. о ценностях

футурология- уч. о будущем.

идеализм (объективн., субъективн.)

материализм

дуализм

пантеизм (Бог во всем)

деизм (Бог положил начало, но в земн. дела не вмеш-ся)

 


Специфика философского осмысления оснований науки. Исторические типы философствования.

 

Разнообразие филос. проблем и способов их решения поставило перед историей философии типологию философских учений, в основе которой лежат содержание и временные принципы.

1. в зависимости от решения основного вопроса философии, рассматриваемого сущность мира и человека, 2 направления: материальное и идеальное

2. отношение мыслителей к основным формам и видам познания (чувственное и рациональное, разумное и рассудочное). 1) сенсуализм («сенсунс» — чувство, ощущение, настаивают на чувствах и ощущениях в процессе познания) 2) рационализм («рацион» — разум, чувственные знания не отвергают, но рассматривают их как несовершенные и неспособные постичь сущность вещей)

3. расходится по линии противостояния: 1) иррационализм (ограничение и отрицание роли разума в процессе познания, приоритет внерациональным формам психики, мистике, интуиции, откровению, сверхчувственному или созерцательному, исходит из абсурдности и аллогичности самого бытия, которое невозможно ни обосновать, ни объяснить) 2) рационализм

4. по методу познания: 1) диалектический (темп движению задает внешняя сила, нет готовых вещей, есть процессы) 2) метафизический (дает однозначное, завершенное изображение мира в готовых сложившихся понятиях, источник развития внутри)

Кроме 4 основных критериев типологизации существуют более мелкие, как религиозно-диалектические и атеистические (по отношению к религии), так и сциентические и антисциентические (по отношению к науке).

По временному принципу типологизация происходит из самой сути процесса философского творчества. В данном случае вводится новое понятие «исторический тип философствования», который объединяет не единомышленников, а современников, т. е. философов разных взглядов и направлений. Каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философии и свой характерный тип философствования. В античности – созерцательный, социально-психологический тип философа, оправдано отделением умственного труда от физического. Умственный труд имел абстрактно-духовный смысл, высшей ценностью считалось безмятежность, невозмутимость духа. Главная роль философа в том, чтобы объяснить уже произошедшие события. Умозрительный ориентирован на иррациональный и сверхрациональный источник познания (интуицию и откровение). Характерен для религиозной и религиозно-мыслительной философии (поздняя античность, средневековье, русский религиозный ренессанс конца 19 начала 20 века). Цель философа — выход за пределы чувственного восприятия, нахождение связи между верой и знанием, религией и наукой. Марксистская философия представляет деятельностный тип философствования. Цель которого — изменение мира, конкретными субъектами социального действия являются народные массы и рабочий класс. Новейший социально-экологическийтип философствования связан с учением Федорова о регулятивной природе, идеями Вернадского о ноосфере. Можно также определить классическую, неклассическую и постклассическую философию (связано с наукой).


Классический и неклассический типы рациональности. Становление и основные черты неклассической философии

 

Наука в своем развитии проходит три этапа: классический, неклассический и постнеклассический (современный). Соответственно этому различают и 3 истор. типа научной рациональности (Р.), сменявшие друг друга в истории техногенной цив-ции. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные “перекрытия”, причем появление каждого нового типа Р. не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его деятельности, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач” (Стёпин В.С.).

Р. - это определенный тип вписывания человека в мир. Р. - это такое вписывание в мир, когда оно опосредовано работой в идеальном плане. Открыв способность мышления работать с идеальными объектами, античность тем самим открыла Р. Наука использовала это открытие, но внесла в него существенные изменения и дополнения.

Класс. тип научной Р. акцентирует внимание на объекте и стремится элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация является условием достижения объективно-истинного знания о мире. Ядром классической физики является классическая механика Ньютона, которая изучает механическое движение тел. Как известно, механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. В классической физике считалось, что мир можно разложить на множество независимых элементов экспериментальными методами. Этот метод в принципе неограничен, так как весь мир - это совокупность огромного числа неделимых частиц. Основа мира - атомы, т.е. мельчайшие, неделимые, бесструктурные частицы. Атомы перемещаются в абсолютном пространстве и времени. Время рассматривается как самостоятельная субстанция, свойства которой определяются ею самой.

Неклас. тип научной Р.учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Неклас. тип Р. отличается от классического тем, что принцип объективности знания дополняется в нем принципом учета позиции субъекта познания.

Каждый новый тип научной Р.характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности не означает, что новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклас. наука вовсе не уничтожила класс. Р., а только ограничила сферу ее действия.

Выводы:

1. Тип естественнонаучной Р. задается классом решаемых наукой задач, пониманием корректности их постановки и решения.

2. Каждый тип естественнонаучной Р. развивается, а не формулируется сразу; лишь потом происходит смена самих типов естественнонаучной Р..

3. Каждый тип естественнонаучной рациональности приводит к постановке специфических задач, которые являются результатом требований сформировавшегося типа естественнонаучной Р.

Неклас. фил-я формир-ся в конце 19 в. Класс. фил-я выдвинула требование познания прир. и общ-ва с целью их разумного преобраз-я. Считалось возм. господство над ними. Вере ученых в силу разума нанесен удар франц. рев-цией 1789 г., наполеон. войнами. Т.е. наука продемонстрир. спос-ть исп-ть достиж-я для массового уничтож. человечества. В 20 в. выдвиг. ряд новых идей, конкурирующих с класс. фил-кой системой:

1. Идея изуч-я жизни отд-го ч-ка;

2. Сознание и разум, обществ-ное сознание- не независимые структуры, а объекты манипуляции гос-тв, партий, авторитетов;

3. Научное и фил-кое знания не пересекаются. Продукт науки-научн. истина, фил-и- фил-кая правда.

Новая картина мира поставила в центр ч-ка. Ч-к-центр д-ти общ-ва, а не производительная сила. Широко распр-сь модернизир-ные иррац.-мистические представления о мире, связанные с возрождением астрологии, магии, изуч. паранорм. явлений в психике ч-ка и в природе.

Направления неклас. фил-и:

1- сциентизм (школы: позитивизм, аналитич. фил-я, технократич. концепция);

Позитивизм-подлинный источник знания- только конкр. эмпирич. науки.

Неопозитивизм-ориентир. только на естеств. научн. математич. знание. Все знания выраж-ся с пом. знаков. Задача фил-фа-разработка принципов проверки высказываний. Принцип верификации-истинность научн. знаний

2- иррац-кая –критика разума:

«Фил.жизни»-Шопенгауэр: высший принцип бытия и сознания-мировая воля. Обратился к жизни как первичной реальности. Жизнь с пом. рац. мышления постигнуть невозможно. Ницше-все процессы сводит к одному порыву-воля власти.

Психоаналитич. фил-я- Фрейд: психику нельзя свести только к сознательному. Структура: «Я»(созн-е), «Оно»(бессознат.), «сверх-Я». Учение о либидо.

Экзистенциализм-идея уник-ти отд. личности. Смысл всего бытия концентрир-ся в конкр. неповтор. ч-ке. Гл. тезис: существование предшествует сущности (в класс. фил-и-наоборот).

Герменевтика-иск-во истолкования, интерпретации. Соврем. этап герменевтики-попытка создать универс. теорию интерпретации.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!