УРОЖЕНЕЦ БЕССАРАБИИ МОНАХ АНЕМПОДИСТ (ВАСИЛЬЕВ)



МИНОБРНАУКИРОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Костромской государственный университет» (КГУ)

 

Институт Гуманитарных наук и социальных технологий                             

Кафедра Истории                                                                                            

 

Направление (профиль) 48.03.01

 

Специальность Теология

 

Киевский старец иеромонах Анемподист (Васильев)

 

(название темы)

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

Исполнитель                                           Ложкина В.Я.               

(подпись)                                     (Ф.И.О.,группа)

 

 

Руководитель                                         Белов А.М                      

(подпись)                                     (Ф.И.О.)

 

 

Кострома

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….……………………………………3

1. УРОЖЕНЕЦ БЕССАРАБИИ МОНАХ АНЕМПОДИСТ (ВАСИЛЬЕВ)

1.1.Родина о. Анемподиста………….……………..…….…..………………10

1.2.Киево-Печерская Лавра – родная обитель киевского подвижника …14

2. МОНАХ АНЕМПОДИСТ В ГОДЫ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ (1917-1941 гг.)

2.1.Братия Киево-Печерской Лавры после Октябрьской революции ……28

2.2. Монах Анемподист и киевские монахи в годы лишений (1924-1941) .. 35

3.ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ(1941-1961 гг.)

3.1.О. Анемподист и Киевская Лавра в годы немецкой оккупации и после освобождения (1941-1958 г.) .....……………………………..…………………… 45

3.2. Закрытие Киевского монастыря в годы Хрущевских гонений …...… 55

4. КИЕВСКИЙ СТАРЕЦ АНЕМПОДИСТ ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ ЛАВРЫ

4.1. Иеромонах Анемподист в пустынях Кавказских гор ………………... 60

4.2. «Старый батюшка» в селе Тетеринском ……………………………… 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..…………….……………..………………………..….…….74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...…......78

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в Успенской Тетеринской пустыни Нерехтского района Костромской области резко увеличился поток паломников и туристов, желающих познакомиться с великолепным убранством и замечательной историей Успенского храма обители. Для сохранения этого великолепия было положено множество трудов настоятелем архимандритов Поликарпом (Будаквой) и его духовным наставником Киево-Печерским старцем иеромонахом Анемподистом (Васильевым), погребенных у южной стены Успенского храма.

К могиле старца Анемподиста более сорока лет не зарастает народная тропа. Многие паломники, получившие разрешение своих жизненных вопросов, рассказывают о благодатной помощи по молитвам почитаемого старца и его явлениях. Становится актуальной задача полномерного исследования жизненного пути этого подвижника ХХ века, испытавшего на себе все тяготы советских гонений на Православие и сохранившего полную чистоту монашеской жизни в различных условиях советского быта.

Актуальность работы обуславливается и тем, что до сего времени никто не занимался этой проблемой. Об иеромонахе Анемподисте появлялись скудные строчки в разных изданиях, о нем вспоминали многие известные подвижники Русской Православной церкви и простые верующие, с которыми пересекался жизненный путь батюшки. Его знали очень многие, но о нем никто ничего не знал. Он был скрытным, неразговорчивым, молчальником, делателем непрестанной внутренней молитвы.

Изучение жизненного пути и становления личности батюшки Анемподиста (Васильева), по сути, находится на начальном этапе и данное исследование первая работа об этом православном подвижнике.

Хронологические рамкиопределяются периодом жизни иеромонаха Анемподиста – 1884 – 1975 гг.

Объектом данной работы является постриженник Киево-Печерской Лавры иеромонах Анемподист (Васильев).

Предметом исследования является жизненный путь и личность современного монаха-аскета.

Целью исследованияявляется комплексный анализ жизненного пути и личных качеств иеромонаха Анемподиста (Васильева), сформировавшихся в исторических условиях ХХ столетия.

Цель поставленная в данном диссертационном исследовании определяет и соответствующиезадачи:

1. Дать анализ условиям формирования характера молодого человека из бессарабской крестьянской семьи.

2. Выявить жизненный путь и факторы, повлиявшие на становление личности молодого монаха в дореволюционное время.

3. Проследить историю жизни православного подвижника в послереволюционное время.

4. Дать анализ условий восстановления православного монашества в Киеве в годы Великой отечественной войны.

5. Проследить этап жизни киевского старца после второго закрытия Киево-Печерской Лавры.

Методологической основойданного исследования являются как общенаучные (исторический), так и специально-исторические (историко-системный, сравнительно-исторический) методы. Применение данных методов позволяет исследовать всю совокупность фактов и явлений в истории становления личности и жизненного пути иеромонаха Анемподиста и выстроить базовую модель влияния исторического процесса на формирование личностей православных аскетов и их жизненный путь в советский период истории России в ХХ в.

В основе историко-системного метода, использовавшегося в данной работе, лежит системный характер исторических процессов, который предполагает выявление и изучение систем, обладающих качественной определённостью, а также раскрытие их взаимодействия с системами более высокого уровня. Применение данного метода даёт возможность исследовать процесс становления личности православного монаха, как одного из уровней в контексте истории развития общества в советской России в целом.

Сравнительно-исторический метод, также использовавшийся в данной работе, заключается в понимании исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса. Логической основой данного метода является аналогия. Он позволяет сопоставить определённые периоды в развитии личности монастырского монаха с соответствующими этапами в процессе развития религиозного общества России в советское время, тем самым, давая возможность изучить влияние общероссийских реалий на развитие конкретной личности.

В основу работы положен проблемно-хронологический принцип, на базе которого производится комплексное изучение жизненного пути о. Анемподиста в XX вв. Данный принцип позволяет рассматривать жизненный процесс монаха в указанные хронологические рамки с учётом конкретных исторических условий и общероссийской ситуации. Принцип объективности, также использовавшийся в работе, позволил увидеть исследуемый объект с разных сторон, дать наиболее точные характеристики совокупности явлений и изменений, происходивших на различных стадиях жизненного пути.

Территориальные рамки исследования определяются границами территорий Бессарабии, Украины, Абхазии и Костромской области России на которых проходил жизненный путь киевского старца.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые комплексно исследуются все многообразие исторических условий, повлиявших на становление личности и жизненный путь старца-иеромонаха Анемподиста, и дается анализ его аскетическим трудам. Это позволяет впервые ввести в оборот ранее неизвестные факты из жизни старца-подвижника, позволяющее объективно оценить его роль и место процессе духовного становления православного религиозного общества России в целом.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты и фактический материал могут быть использованы в экскурсионной работе при посещении Успенской Тетеринской пустыни, ставшей одним из привлекательных объектов паломничества и туризма в Костромской области, а так же собранный материал может стать основой для работы «Комиссии по канонизации Костромской епархии» к прославлению в лики святых угодников Божиих подвижника благочестия и аскета-исихаста Киевского старца иеромонаха Анемподиста.

Апробация работыпроходит в паломнических и туристических экскурсиях в Успенской Тетеринской пустыни в с. Тетеринском Нерехтского района Костромской области.

Первые публикации про о. Анемподиста появились на страницах «Записок современного пустынножителя» кавказского отшельника монаха Меркурия (Попова). «Записки», имеющие силу документального свидетельства, являются сжатой хроникой тридцатичетырехлетней отшельнической жизни монаха-отшельника о. Меркурия (1919 - 1996) в горах Абхазии, где нашли убежище ищущие отшельничества, гонимые братья-пустынники, среди которых был восьмидесятилетний старец Анемподист.

В своей книге автор раздвигает представление о гонениях на Православную церковь во времена Хрущевской «оттепели» и описывает удивительный мир отшельнического монашеского трудничества 60-70-х гг. прошлого века в горах недалеко от Сухуми. Он раскрывает истинную историю стойкой духовной и жестокой физической борьбы за выживание группы монахов и монахинь, избравших подвижнический путь.

В начале 80-х гг. «Записки» монаха Меркурия появились в среде православных. Их переписывали вручную и на пишущих машинках и передавали друг другу при большой секретности. Впервые записки о. Меркурия были изданы «Православным паломником» в 1998 г. под названием «В горах Кавказа». Позже книга несколько раз переиздавалась. В «записках современного пустынножителя» три главы (30-32) были посвящены старцу Анемподисту.

На Костромской земле сведения об иеромонахе Анемподисте (Васильеве) начал собирать назначенный в феврале 2005 г. духовником Успенской Тетеринской пустыни иеромонах Антоний (Бутин). Им были опрошены все старожилы, найдена фотография о. Анемподиста, в Нерехтском отделении ЗАГС была получена информация о дате смерти «гражданина Никояна Васильевича Васильева», на могиле старца в день его памяти установлено ежегодное служение панихид.

Письменные воспоминания об о. Анемподисте оставила его духовная дочь Александра Ивановна Гущина (1916-2009). Многие воспоминания были записаны со слов бывш. регента Тетеринской церкви Нины Александровны Никитиной (1931-2016), бывш. церковной старосты Александры Ивановны Муравьевой и Гущиной Ангелины Николаевны (1940 г.р.).

Результатом этих исследований была публикация в мартовском номере «Костромских епархиальных ведомостей» за 2008 г. очерков «Из истории Успенского храма села Тетеринского» в которых автор касался последнего этапа жизни старца Анемподиста на покое в с. Тетеринском.

Отрывок этих очерков опубликовал журнал «Живой родник» в № 9-10 за 2009 г., издаваемый Донецкой митрополией (Украина).

Упоминается имя монаха Анемподиста в уникальных воспоминаниях о истории Киево-Печерской лавры 20-40-х годов Ивана Николаевича Никодимова. Профессор И.Н. Никодимов (1895-1960). Окончил юридический факультет Варшавского университета, доктор права, профессор гражданского права, автор многих научных работ, сотрудничал с Институтом по изучению СССР. Книга, предназначенная для широкого круга читателей, интересна для историков, в ней описываются история Киевской лавры, жизнь ее братии, хозяйственный уклад, ее расцвет в Православном государстве и уничтожение при безбожной власти. Автор в описываемый период жил на территории монастыря, и как его юрисконсульт, был непосредственным свидетелем многих описываемых событий.

В 2008 г. появился в свет сборник биографических сведений о братии Киево-Печерской Лавры[1].

Сборник составлен на основе сведений, собранных в центральных киевских и нескольких областных государственных архивах. Большая часть архивных материалов и исторических сведений публикуется впервые. В ходе исследовательской работы в разных следственных делах составителем встречено несколько совершенно идентичных протоколов допроса.

Как первый монах, пришедший в открывшийся при немецкой оккупации монастырь, упоминается монах Анемподист (Васильев) на страницах этого сборника, но составитель не исследует его жизненный путь, т.к. из-за особенностей внутреннего склада о. Анемподисту удалось стать неприметным безмолвным подвижником, ускользнуть от пристального внимания гонителей Церкви и тем самым избежать арестов и репрессий.

 К сожалению, в силу объективных обстоятельств, на данный момент не удается получить сведения из Украинских архивов. Дела многих монахов Киево-Печерской Лавры первой половины ХХ века хранятся в Центральном государственном историческом Архиве Украины в г. Киеве (ЦГИАКУ) и Центральном государственном архиве общественных объединений Украины (ЦГАООУ). Политическая конфронтация украинских националистов работу в архивных хранилищах Украины делает невозможной. ЦГАООУ был переведен в Архив Службы Безопасности Украины.

Автору данной работы удалось найти и записать воспоминания сподвижников батюшки Анемподиста. В настоящее время духовником Киево-Печерской Лавры и смотрителем ближних пещер является архимандрит Авраамий (Куява), который стал преемником о. Анемподиста по должности.

В Успенском монастыре г. Одессы подвизается архидиакон Пимен (Шувалов), разделявший со старцем Анемподистом трудности отшельнического служения в горах Кавказа. Его воспоминания были записаны в декабре 2015 г.

В ноябре 2015 г. автор работы познакомилась с Новоафонской монахиней Иоанной (Поветкиной, 1934-2016), бывшей Амткельской отшельницей. Мать Иоанна поведала некоторые неизвестные стороны жизни кавказских отшельников, подвизавшихся под руководством глинского старца схиигумена Серафима (Романцова), в отшельнической общине которого был о. Анемподист.

Совокупность собранных сведений позволили составить представление о становлении характера и истории жизненного пути старца иеромонаха Анемподиста, полной невзгод, лишений, духовных и физических подвигов во имя Православной веры и Святой Церкви.

УРОЖЕНЕЦ БЕССАРАБИИ МОНАХ АНЕМПОДИСТ (ВАСИЛЬЕВ)

Родина о. Анемподиста

 

Пра­во­слав­ная Цер­ковь во всю ис­то­рию сво­е­го бы­тия сла­ви­лась по­движ­ни­ка­ми бла­го­че­стия, стар­ца­ми-ру­ко­во­ди­те­ля­ми в ду­хов­ной жиз­ни, свя­ты­ми людь­ми. Од­ним из све­тиль­ни­ков ве­ры во тьме бо­го­от­ступ­ни­че­ства, ду­хов­но­го оску­де­ния и неве­же­ства XX сто­ле­тия был замечательный угодник Божий,подвижник иноческого благочестия и истинный аскет-затворник, в жизни которого действие Божественной благодати сочеталось с большим личным трудом, непрестанным контролем над собой, духовным бодрствованием, созерцанием и молитвенным подвигом.

Сведений о детстве и юности о. Анемподиста сохранилось немного. Известно что родился он в местечке Сокиряны (с. Сикуян[2]) Хотинского уезда[3] в Бессарабии 30 июня (13 июля) 1884 года, в день памяти Собора святых двенадцати апостолов в молдавской крестьянской семье[4]. Родители будущего подвижника Василий и Мария были набожны и благочестивы. У о. Анемподиста была сестра Анастасия[5], с которой он долго сохранял общение и переписку[6]. День его рождения совпал с субботой накануне дня памяти препп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI в.) (переходящее празднование в 1-е воскресение после 29 июня)[7] поэтому при Крещении мальчика назвали Никоном на молдавский лад, в честь преп. Никона Соколовского.

Сокиряны расположены в долине речки Сокирянки, которая является правым притоком Днестра. Археологические исследования свидетельствуют, что поселение на этом месте было уже во второй половине XIV столетия[8]http://www.ukrkovcheg.org.ua/%d1%89%d0%be-%d0%bf%d0%b0%d0%bc%d1%8f%d1%82%d0%b0%d1%94-%d1%86%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%b2%d0%b0-%d0%bd%d0%b0-%d0%ba%d0%b0%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%bc%d1%83-%d1%89%d0%be%d0%b2%d0%b1%d1%96/ - _edn1. Первое же известное письменное упоминание  поселения Сокиряны встречается в грамоте господаря Молдавского княжества Иеремии Могилы под 27 марта 1604 года, которою он подтвердил боярину Теадору Боулу сколько ему принадлежит сел. Из этого документа видно, что во второй половине XVI ст., до владения Тоадора Боула, Сокиряны принадлежали потомкам боярина Матиаша Херци[9].

Первое упоминание о Сокирянах как о городе в письменных источниках относится к 1666 г.[10], асамо его название овеяно легендами о «сокирянах» или «сокиринцах» - людях, которые спасаясь от турецкого ига, пришли в днестровские леса. Беглецы начали расчищать заросли и ставить дома всруб. Делали это с помощью топора. Стук топоров был слышен далеко, и те, кто его слышал, говорили: «Это сокиринцы поселения строят»[11]. Правда, до 1944 года поселение носило несколько иное название - Секуряны.

В 1840 году Сокиряны утратил статус города, поэтому о. Анемподист считал себя уроженцем села. Но в советское время Сокиряны в мае 1960 года стал поселком городского типа[12], а в 1966 г. он снова стал городом и центром Сокирянского района Черновицкой области. Сокиряны небольшой городок, раскинувшийся на двух горах, между которыми в ущелье протекает речка.

До Бухарестского мира 1812 г. междуречье Днестра и Прута входила в состав Молдавского княжества, которое было вассалом Османской империи. С 1812 года эти земли вошли в состав Российской империи.

В древности речка Сокирянка называлась Валятуркулуй.В обрывистых берегах окрестных балок, впадающих в Днестр, находились каменоломни со старинными  пещерными храмами[13].С давних пор местные жители добывали в них камень-ракушечник и песок для постройки своих домов.

Окружающая природная среда была всегда благоприятна для сельского хозяйства. Преобладающие виды почв окрестностей Сокирян были черноземи суглинки, дающие хорошие урожаи. Климат был мягкий, с умеренной зимой и нежарким летом. Атмосферных осадков было достаточно для земледелия.

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона о Хотинском уезде повествуется: «Засухи в уезде не были известны, скорее даже избыток влажности; урожайными годами бывают годы сравнительно сухие. Полные неурожаи бывают очень редко; хлеба развиваются прекрасно, фруктовые сады растут быстро без всякой поливки; виноградная лоза растет также скоро, но виноград по качеству плох и не всегда созревает; вследствие влажного и прохладного лета арбузы и дыни также плохого качества. Период произрастания возделываемых растений также значительно удлиняется, уборка хлеба и сенокосы затягиваются.»[14].

В конце XIX в. в Сокирянах проживало более трех тысяч человек. Основное население составляли царане – коренные сельские жители Молдовы. По «Положению 14 июля 1868 года» царане наделялись землей в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861[15]. Кроме царан, большую часть населения составляли евреи. В Сокирянах было два православных храма, 7 еврейских молитвенных домов, школа, кирпичный и винокуренный завод и много лавок[16].

До Первой мировой войны Секуряны имели статус волостного центра и входили в Хотинский уезд, центр которого находился в 80 верстах в бессарабском городе Хотине[17], с его известными древними княжеским замком, православной часовней и турецкой крепостью[18].

Несмотря на то, что семья Васильевых не была из привилегированного сословия, мальчик получил хорошее воспитание и образование. За его спокойный нрав, скромность, элегантность, воздержанность в словах и склонность к уединению многие старались разглядеть в нем потомка благородных кровей[19]. В пользу сложившегося мнения, Никон Васильев имел правильные черты лица без всякого изъяна, серые глаза с проницательным взглядом и темно-русые волосы. От природы он был высок ростом, с правильной осанкой, крепок и вынослив, до старости имел твердую поступь. Свое начальное образование он получил в приходской школе, сохранив пожизненную любовь к чтению духовных книг, переписыванию для памяти всего полезного для души. До самой смерти о. Анемподист писал только чернильным пером «Рондо» или карандашом, не признавая авторучек[20].

С детства, как и многие его будущие монастырские сподвижники, Никон часто бывал в своей приходской церкви. Любил молиться. В свободное от хозяйственных дел время, его часто могли застать за чтением книг из приходской библиотеки. Зародившаяся в детском возрасте любовь к чтению духовных книг сохранялась в течение всей его жизни. На всех этапах последующего жизненного пути Н. Васильева многими отмечались его эрудиция, познание духовной литературы, глубокая рассудительность. Тяга к духовному чтению позволила ему собрать немалую библиотеку духовных изданий, которая всегда сопровождала этого подвижника.

С молодых ногтей мальчик был чужд всякой праздности. Глубокая религиозность и желание посвятить себя служению Богу определили жизненный путь будущего подвижника. Когда Никон достиг юношеского возраста, родители стали замечать, что сын избегает шумных компаний и общества сверстников, часто молится, держит посты, большую часть времени проводит в уединении. Отец с матерью, будучи глубоко религиозны сами, не стали препятствовать выбранному пути своего старшего сына и с благословением отпустили его в монастырь[21].

Собравшись в путь, благочестивый юноша направил свои стопы в древнюю столицу Святой Руси славный град Киев – матерь городов Русских, в обитель преподобных Антония и Феодосия Печерских.

* * *

Родившись в бессарабском селе, Никон Васильев получил от родителей прекрасное воспитание и наследовал прекрасное здоровье и выносливость. Монашеский образ жизни им был избран благодаря глубокому религиозному настрою родственников. Навыкнув с детских лет к молитве, постническому воздержанию и чтению духовных книг, как большинство современников, будущий подвижник смог их полностью реализовать в последующей жизни.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 616; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!