Основные идеи и этапы развития позитивизма



ПОЗИТИВИЗМ(положительный) – философское направление, которое исходит из того, что единственным источником подлинного, «положительного» знания являются конкретные науки. Познавательную же ценность философского познания позитивизм отрицает, так как философское знание не позитивно. Позитивным является лишь то знание, которое можно проверить опытом. Философские же истины не поддаются опытной проверке.

Позитивизм возник в 30-40 годы XX века и в своем развитии прошел ряд этапов.
Первая историческая форма позитивизма – классический позитивизм. Он связан с именем его основателя, французского философа - О.Конта. Задачей науки, по Конту, должно быть не объяснение, а описание вещей и явлений. Наука в принципе не способна ответить на вопрос: «Почему?». Она должна ограничиться ответом на вопрос: «Как?». Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и философии.
Вторая историческая форма позитивизма МАХИЗМ – возникла на рубеже XIX-XX веков. Главный представитель – австрийский физик, Э.Мах.Позитивисты этого периода сводили философию к гносеологии и стремились построить теоретическую модель процесса познания. Другое название махизма – эмпириокритицизм. Он означал критику опыта и предполагал «очищение» опыта от всех положений, которые имеют внеопытную, метафизическую, философскую природу.
Третья историческая форма позитивизма – НЕОПОЗИТИВИЗМ– возникла в 20-е годы XX века в Австрии, Англии, Польше. Его основные представители: М.Шлик, Р.Карнап, Л.Витгнештейн. Позитивисты третьего этапа утверждали, что философия – это не наука о какой-либо реальности и не теория познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Его представители считали, что язык создает массу заблуждений и мнимых проблем, из которых состоит традиционная философия. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределенностей. Философия путем анализа должна очистить научное знание от высказываний, которые не имеют смысла. Осмысленными жевысказываниями позитивисты признавали лишь высказывания об эмпирических фактах или логические выводыиз них.
В конце 50 – начале 60-х годов XX века неопозитивизм как философское направление стал терять свое влияние. На смену ему пришла новая форма – ПОСТПОЗИТИВИЗМчетвертая историческая форма позитивизма, главными проблемами которого являются: развитие, динамика, культурная детерминация научного знания, возникновение новых идей и теорий, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных идей и концепций. К числу его виднейших представителей относятся: К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, Дж.Агацци. Постпозитивисты исходят из взаимопроникновения эмпирического и теоретического знания. Для установления фактов требуется теория, поэтому факты, в определенной мере, зависят от теории или даже определяются ею. Исследуя процесс развития научного знания, они подчеркивают особую роль научных революций, приводящих к смене «научных парадигм». Постпозитивизм не проводит резкой границы между научным знанием и философией. Он признает осмысленность философских положений и принципиальную неустранимость их из науки. Сама наука и ее развитие, согласно постпозитивистам, обусловлена внешними социальными и культурными факторами. Этими идеями постпозитивисты отличаются от предшествующего логического позитивизма, хотя по ряду других, основных положений, их идейная связь сохраняется.

Билет № 3

Проблема возникновения философского знания.

Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит нам о не случайности этого процесса. Автором термина "философия" стал известный греческий математик и философ Пифагор. Как и многие другие греческие мыслители, он имел свою школу, в которой был единственным преподавателем.

Первые философы были универсалами; они с равным любопытством исследовали природу и человека, космос и жизнь общества, не отделяя одно от другого. Экспериментальных методов ещё не существовало, поэтому в их теориях было много фантазии и интуитивных догадок, в прочем гениальных. Наибольшее развитие в это время получают области знания, требующие "чистого" мышления: логика, геометрия, философия. Однако именно эти знания со временем легли в основу зарождения и развития таких наук, как астрономия, механика, медицина и т.п. Поэтому философию часто называют "матерью всех наук", сравнивая её с корнями дерева, от которых, как ветви, произрастают и питаются другие области знания. Философия возникла не на пустом месте. У неё были предшественники - мифология и религия, которые появились раньше и если подходить исторически, Философия стала третьей ступенью в познании мира.

Философия психоанализа.

Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее существенное воздействие на многие философские школы и на всю духовную культуру. Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.

Основатель психоанализаЗигмунд Фрейд - врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.

Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа.

Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века - до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача - обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.Анализируя бессознательное, Фрейд вводит в широкий философский обиход понятие либидо как сексуального желания или полового инстинкта. Фрейдистская философия усматривает в нем такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всей его жизни. Позже Фрейд связал с либидо не только эротическую любовь, но и все другие виды любви - себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству. Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс может бытьразряжен в каком-то действии, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, сублимирован, то есть переключен на искусство, мораль, политику. Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие.

На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы - Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода - динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, - кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения.

 

Фрейд о бессознательном.

Фрейдовское понимание бессознательного по своей сути близко к определению памяти: по мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Возможно это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание, точно так же, как если бы просто «забылись».

Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние.

В бессознательное попадают те психические содержания, которые неприемлемы для доминирующей сознательной позиции или просто душевно болезненны и не имеют должного выхода.

Большую часть бессознательного составляет как раз то, что сознание сочло неприемлемым. Прежде всего, это те желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят внутреннюю морально-политическую цензуру. Сознание стремится к добру, в своем субъективном понимании, и потому старается подавить в себе все зло — опять же в своем субъективном понимании.

Фрейд выделил в психике отдельную инстанцию, которая отвечает за нравственную чистоту всей личности и назвал ее Супер-Эго или Сверх-Я. Это та самая штука, которая создает у человека ощущение стыда, его совесть.

Внутренний нравственный цензор формируется под давлением воспитания — его целенаправленно развивают в ребенке. Поверхностная мотивация — это стремление вырастить «хорошего человека», такого, который будет четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом будет разделять общие для данного общества критерии добра и зла. Менее осознаваемая мотивация — это создание механизма контроля над ребенком и будущим членом социума. То, что выгодно родителю и обществу, есть «хорошо», а то, что им не выгодно — это «плохо». А привитая совесть в дальнейшем служит для него внутренним полицейским, который достает свою палку и наказывает за «недобрые» поступки даже тогда, когда этого никто не видит.

Билет № 4


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!