Проблема самоопределения философии. Философия и другие формы культуры
Термин "философия" греческого происхождения. Образован он соединением двух слов: philos и sophos"любовь к мудрости". Первым, кто употребил это слово, был Пифагор. Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку мудрец, в его понимании, - это только Бог, мудрость только у Бога. Все больше и больше мыслителей перестает удовлетворять роль простых друзей мудрости - они хотят быть ее непосредственным воплощением. Но что в таком случае есть мудрость, с которой любят отождествлять себя философы, которой так многие хотели, да и хотят наполнить свою жизнь? Вопрос непростой, пожалуй, один из самых сложных в философии. Возможен поэтому только самый общий ответ, намечающий какие-то принципиальные точки отсчета. Есть "подсказки" в истории философии. Демокрит, например, полагал, что быть мудрым - значит правильно мыслить, правильно говорить и правильно поступать. Для древнегреческих мыслителей философия была не только формой знания, познания, но и формой жизни, бытия. И даже прежде всего формой или образом жизни. Приобщение к мудрости, истине было для них одновременно и жизненным воплощением мудрости, мудрым преображением жизни. Другой древнегреческий мыслитель - Гераклит, "многознание уму не научает". Знание, по нашему глубокому убеждению, может обратить в мудрость только нравственность. Нравственность разворачивает знание на человека - его творца, в ней оно обретает свою истинную, т. е. собственно человеческую, размерность. Знание, насыщенное или пронизанное нравственностью, знание, стремящееся достойным человека образом воплотиться в жизнь - таково могло бы быть определение мудрости. Мудрец - человек благоразумный. Не в смысле рассудительный, предусмотрительный, всегда взвешивающий (баланс "за" и "против") все свои мысли и поступки, но пекущийся об общем благе, превращающий знание в добро, возвышающий и совершенствующий жизнь. Видимо, стоит добавить сюда и красоту. Мудрость как нечто высокое и совершенное, не может не быть красивой. В таком случае мудрость можно определить как единство мысли и действия, как качество, в котором органически слиты истина, добро и красота.
|
|
История взаимоотношения философии и наукискладывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:
· Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).
· Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)
Сейчас философия оказывает наукам многообразную помощь:
|
|
· Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
· Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.
· Помогает критически осмыслить полученные результаты.
· Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
· Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.
· Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
Искусство– форма общественного сознания.
Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.
К проблемам художественного творчества относятся художественные направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.
Функции искусства:
1. Гносеологическая
2. Воспитательная
3. Коммуникативная
Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей.
|
|
Мораль– форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования. Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере. Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.
Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:
· Регулятивная
· воспитательная
· познавательная
· оценочно-императивная
· ориентирующая
· мотивационная
· коммуникативная
· прогностическая.
Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.
Религия– форма мировоззрения,объясняющаямир человека через связь со сверхъестеств. существами.Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест.призван.обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей. Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ.от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него самого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предположения, господствующим методом их убедительности являлись логика и здравый смысл. Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств.предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления.
|
|
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1798; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!