Экзистенциализм. Основные проблемы и идеи



Билет № 1

Предмет философии и круг её проблем.

Предметом философии является всеобщее в системе «Человек-Мир»: предельные начала, принципы и связи, свойства и законы всего сущего. Важнейшей мировоззренческой проблемой для философии традиционно является вопрос о предельном освоении (материальном или же духовном, материи или же духе), о первоначальном всего сущего. Это – так называемый основной вопрос философии, который имеет два аспекта – онтологический (бытие мира) и гносеологический (познание мира).

Онтологические проблемы.

Проблема бытия – существует ли нечто?, что значит «существовать»?, почему вообще что-то существует?, что существует на самом деле, а что только кажется существующим?, каковы критерии подлинного существования? каковы формы и степени бытия?, как определить более полное бытие?, что такое материя, жизнь, сознание? всякое ли событие обладает причиной?, вытекает ли следствие из причины с необходимостью?, возможны ли случайные события?

С решением в ту или иную сторону онтологических проблем связан ряд направлений онтологии. Например:

МАТЕРИАЛИЗМ – направление онтологии, утверждающее, что существует только материя, и сознание – форма материи (такая позиция материализма выражается в формуле «материя первична, сознание - вторично»)

ИДЕАЛИЗМ утверждает, что наоборот, реально существует только сознание, а материя – одна из форм сознания (идеализм принимает формулу «сознание первично, материя вторична»).

Проблема первичности материи или сознания называется некоторыми философами основным вопросом философии.

ДЕТЕРМИНИЗМ утверждает, что всякое событие в мире имеет свою причину, из которой оно вытекает с необходимостью. Следовательно, нет в мире ничего случайного.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ, наоборот, допускает существование случайных событий, т.е. событий, у которых нет собственной причины.

РЕДУКЦИОНИЗМ – направление, предполагающее, что всякое начало можно представить первоэлемент или как результат отношения между некоторыми первоэлементами (если такие первоэлементы – атомы, то возникает такая версия редукционизма, как атомизм).

ХОЛИЗМ – противоположное редукционизму направление, утверждающее существование уровней бытия, когда элементы более высокого уровня не могут быть полностью разложены в систему отношений элементов нижнего уровня.

Гносеологические проблемы.

Проблемы истины - существует ли истина?, т.е. возможно ли познание мира?, каковы критерии истинного знания?, как отличить истину от лжи?, есть ли наилучший метод познания истины?

Здесь можно указать на следующие направления гносеологии, так или иначе разрешающие отмеченные проблемы.

АГНОСТИЦИЗМ – направление, отрицающее познаваемость мира человеческим разумом.

СКЕПТИЦИЗМ – направление, отказывающееся утвердительно или отрицательно разрешать вопрос о существовании истины. Скептицизм пытается найти аргументы, ставящие под сомнение любое определенное разрешение проблемы познаваемости мира.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – направление, утверждающее возможность познания мира человеком.

ЭМПИРИЗМ утверждает, что основным источником познания истины является опыт, т.е. та часть сознания человека, которая есть результат познания на основе внешних органов чувств (зрения, слуха и т.д.)

РАЦИОНАЛИЗМ – направление гносеологии, полагающее в качестве основного источника истинного познания интеллект, логику и мышление.

Проблемы аксиологии.

К аксиологическим проблемам принадлежат проблемы понимания того, что есть ценность и ценностное бытие?, каковы виды ценностей?, существуют ли ценности объективно или субъективно (только в сознании того или иного существа)?, есть ли более важные и менее важные ценности?, как организована система ценностей?

В аксиологии существует также большое разнообразие более частных направлений, предоставляющих те или иные варианты ответов на поставленные вопросы.

ЦЕННОСТНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ утверждает относительность всех ценностей, отрицая наличие среди них более или менее важных.

Наоборот, ЦЕННОСТНЫЙ ДОГМАТИЗМ склонен утверждать некоторые ценности как абсолютные и незыблемые, стоящие над всеми остальными видами ценностей.

ГЕДОНИЗМ считает, что высшая ценность человеческой жизни – чувственные удовольствия.

ЭВДЕМОНИЗМ полагает высшей ценностью счастье человека. В понимание счастья входит уже не только чувственное наслаждение, но и социально-душевное благополучие личности.

ПРАГМАТИЗМ полагает смыслом человеческой жизни пользу и выгоду.

ЭГОИЗМ высшей ценностью утверждает собственное благополучие человека, в отношении к которому все остальные люди выступают как только средства.

АЛЬТРУИЗМ, наоборот, благом человека считает заботу о других людях, жертвенное служение им.

Проблемы философской логики.

существуют ли высшие универсальные законы бытия и сознания?, возможно ли их выражение в форме некоторых символов и структур?, возможно ли создание универсального языка, выражающего первопринципы?, сможет ли этот язык охватить частные знания как свои частные случаи?

В истории философской логики издавна существуют два основных направления.

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА – логика, основанная на ограничении универсального знания только рамками абстрактно-общего, т.е. такого общего, которое противоположно частному. В основе формальной логики лежат принципы тождества и непротиворечивости истинного знания.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – проект философской логики, который ставит перед собой задачу создания универсального знания на принципах конкретно-общего, т.е. такого общего-единого, которое вбирает в себя частное и единичное. Предполагается, что в основе диалектической логики (диалектики) должны лежать некоторые принципы, выходящие за границы принципов формального тождества и непротиворечия.

Экзистенциализм. Основные проблемы и идеи.

Важное место в панораме философских течений 20 столетия занимает экзистенциализм (от лат.existentia – существование). Это иррационалистическая философия, возникшая в русле стремления создать новое мировоззрение, принципиально отличающееся от западной философии с ее первостепенным вниманием к абстрактным онтологическим и гносеологическим проблемам. Основной интерес рассматриваемого течения сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями.

Укрепляется мнение, что все основные проблемы философии можно свести к вопросу о том, что есть человек и каково его место в жизни. Или, как отмечал французский персоналист Э.Мунье, - существование человека – первая проблема философии. Антропологическую переориентацию философии поддержали несколько влиятельных течений: неотомизм, персонализм, философская антропология и наиболее яркое – экзистенциализм.

Экзистенциализм – философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем.

Видные представители: К.Ясперс, М.Хайдеггер; Ж.П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель; Х.Ортега-и-Гассет.

Родина экзистенциализма Германия и Франция. Важнейшие экзистенциалистические концепции возникли во второй трети 20 века в рамках немецкой и французской ветвей

Общие концептуальные идеи экзистенциалистов:

- Подлинная реальность, заслуживающая внимания философии, есть существование человеческой личности.
- Человек сначала существует – живет, чувствует, страдает, мыслит, действует – и лишь после того обретает свою сущность.
- Свою сущность, как и цель жизни, человек выбирает сам.
- Человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки.
- Жизнь абсурдна и бессмысленна, бытия в ином мире и высшего справедливого воздаяния не существует.
-Объективной истины нет. Всякая истина – результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора.
- Человек способен к преобразованию мира.

Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно не лишено и ряда ценных элементов. Важнейшие из них: пристальное внимание к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за него ответственность.

Экзистенциализм Сартра – это философия пессимизма, порожденного абсурдностью человеческого существования. Кроме того, Сартр вводит категорию «ничто», которой придается центральное онтологическое значение. Разрыв бытия и сознания трактуется при помощи «ничто». «Ничто» источник движения, активности и качественного многообразия.
Сущность и существование: Человек сначала рождается, живет, а уж после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Что ценного в этих абстрактных суждениях? Идея о том, что никто не предписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себя сам. Свобода человека неистребима.

Альбер Камю (1913-1960)В центре его философии – абсурдность человеческой жизни. Он определяет личность как «абсурдного человека». Основой такого понимания существования является сам опыт жизни, которая конечна, т.е. неминуемо закончится смертью. («Миф о Сизифе»).

Билет № 2


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 535; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ