Характерные особенности отечественной философской традиции. Периодизация отечественной истории философии, общая характеристика основных периодов
Для русской философской традиции характерно пристальное внимание именно к философии истории (учение о наиболее общих перспективах и закономерностях исторического процесса).Отличительная черта отечественной философской традиции была названа Н. Бердяевым «народопоклонством». Русской интеллигенции всегда было свойственно болезненное ощущение «долга перед народом».«Мы должны народу и обязаны вернуть этот долг», всячески способствуя, просвещению и изменению его образа жизни. Русская интеллигенция, по оценке Бердяева, «противополагала» себя народу, чувствовала свою вину перед народом и хотела служить народу. Такие настроения, широко распространенные в русском обществе, и приводили к «народопоклонству» — попыткам любую идею, мысль, систему «проверить на прочность», то есть оценить ее с точки зрения содействия делу освобождения народа. Обратной стороной такого «народопоклонства» явилась недооценка русской интеллигенцией многих великих философских систем и идей вследствие их «нейтральности», индифферентности по отношению к борьбе за решение социальных проблем.
Периодизации русской философии:
1.Философия эпохи Просвещения (середина 18 – начало 19 вв.) – М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.Сковорода.
2.Философия Нового времени (18 в. - начало 20 вв.): «золотой век» (18 - конец 19 вв.) и «серебряный век» (1900 – 1917 гг.) – славянофилы (П.Я.Чаадаев) и западники (М.В.Киреевский);течения – материализм (Н.Г.Чернышевский), позитивизм (П.Л.Лавров), анархизм (М.А.Бакунин), народничество (Н.К.Михайловский), русский марксизм (Г.В.Плеханов), евразийство (Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев), неокантианство (А.И.Введенский), теософия (Е.П.Блаватская), марксизм-ленинизм (В.И.Ленин); русская религиозная философия (конец 19 – начало 20 вв.) - возникновение философских систем (В.Соловьев, Н.Лосский, Н.Бердяев, С.Франк, П.Флоренский).
|
|
3.Философия советского периода (1917 – 1991 гг.): русская советская философия и философия русского зарубежья – В.В.Зеньковский, М.М.Бахтин, М.К.Мамардашвили, Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман.
4.Философия постсоветского периода (1991 – начало 21 в.). Особенности: возрастание интереса к идеалистическим учениям, в частности к мистике; осмысление философского наследия; интерес к постмодернизму, плюрализм философских учений.
Экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр)
Экзистенцианализм (существование), или философия существования (пер.пол.20в.). Он сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиозного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.
|
|
Центральные вопросы экзистенциализма - существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире. Экзистенциальные проблемы - этo вопросы самого факта существования каждого человека и переживание своего способа существования. Центральным положением этой философии является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием.
Исходным пунктом является категория «существования» (экзистенция). Она является ключевой при рассмотрении социальных отношений и внешнего мира, познавательных актов и эмоциональных реакций. Существование, или экзистенция- это нечто невыразимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Существование не поддается рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить.
Серен Кьеркегор - датский философ и писатель- Фил. должна помочь человеку в решении его проблем, вооружить его верной теорией для решения этих проблем, помочь ему познать истину ради которой его жизнь бы приобрела смысл, осознать самого себя. Ввел понятия: неподлинное существование – полная зависимость от общества, отрицание своего Я, своей уникальности; подлинное существование -выход из под влияния общества, становление хозяином своей судьбы.
|
|
Карл Ясперс. Он избрал форму свободного размышления и не стремился вывести все содержание мысли из единого общего принципа. Темой его творчества становятся человек и история. Причем история рассматривается как изначальное измерение человеческого бытия. Человеческое существование раскрывается через время, через историчность. “Вместе со скачком в историю, осознается преходящий характер всего. Всему в мире отведено определенное время, и все обречено на гибель. Но только человек знает, что он должен умереть. Наталкиваясь на эту пограничную ситуацию, он познает вечность во времени, историчность как явление бытия, уничтожение времени во времени. Его осознание истории становится тождественным осознанию вечности”. Человеческое существование раскрывается в "пограничных ситуациях" - в состояниях страдания, борьбы, жестокости и враждебности мира, в которых живет человек.
|
|
Мартин Хайдеггер считал, что бытие внешнего мира формируется под влиянием мира внутреннего. В своей работе «Бытие и время» он вводит понятие «экзистенциал», обозначающее различные выражения состояния бытия. Бытие для него состоит из: «бытие с другими», «бытие самого себя», «бытие в мире» и тд. Бытие с другими обезличивает человека, она направленно на его ассимиляцию. Обретение свободы и смысла личностного бытия возможно при отстаивании человеком собственной идентичности. Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что существование предшествует сущности. Субъектом, является человек или, «человеческая реальность". Свобода в экзистенциализме предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность и обречен быть свободным - быть самим собой. Но человек может отказаться от своей свободы. Отказаться от свободы - это отвергнуть свою личность, что значит поступать и думать так, как поступают и думают все. При этом мир, в который погружается человек, - это "ман" (неопределенно-личное местоимение), то есть по существу безличный мир, в котором все анонимно, где каждый изолирован от других, усреднен и становится объектом действия. Это такой мир, где никто ничего не решает, а поэтому и не несет ни за что ответственности, Человеку в таком мире не на кого надеяться. Разрушением объективированного, безличного мира "ман", согласно философии экзистенциализма, является подлинное человеческое общение, или экзистенциальная коммуникация - прорыв одного индивида к другому, единение людей и понимание их друг другом.
Жан Поль Сартр - французский философ, основатель атеистического экзистенциализма. Сартр разрабатывает идею специфичности и аутентичности человеческого существования; развивает концепцию бытия, включающую в понятие бытия индивидуальную свободу.
Главная особенность - возникновение человеческой реальности есть «абсолютное событие», к которому не применимы никакие генетически-казуальные объяснения. Отсюда одно из первых положений Сартра - «Человек есть ничто».
Вторая особенность -представления о свободе. Человек свободен, именно потому, что у него нет «природы», которая бы могла предопределить способы его поведения и жизнедеятельности. Только от самого человека зависит, каким он будет и каков будет мир, в котором в этом случае ему приведется жить. Человеческая природа - ни добра, ни зла, она свободна. Свобода имеет и другой негативный аспект - чувство тревоги. Человек страшится своей безосновной свободы, он боится быть единственным источником ценностей, ему тяжко вынести все бремя ответственности, он пытается «списать» свои действия на якобы не зависящие от него объективные причины. Но и в этом случае любая маска, любая роль – результат свободного выбора; человек - безусловный автор своего деяния. На протяжении всей человеческой жизни свобода, всегда есть ответственность, утверждающая себя в формировании личной позиции. Это утверждение находит свое завершение в известном сартровском положении о том, что человек должен действовать так, как будто ему надлежит заменить собой недостающего Бога.
Альбер Камю. Сам Камю не считал себя ни философом, ни экзистенциалистом. Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны. Высшим воплощением абсурда, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества —фашизм, сталинизм и т. п. Подлинное общение - это объединение людей в бунте против абсурдного мира. Он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.
Экзистенциалистская философия- оптимистична, т.к. учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого. Экзистенциализм тем самым освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным благодаря чему-то вне себя самого. Экзистенциализм отразил в своей философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1252; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!