Философия Нового времени: общая характеристика



17в.-начало эпохи философии Нового времени. Идея философии Нового времени -это идея того, как утроен процесс познания окружающего мира. Т.е. основной темой философии Нового времени стала тема познания.

Возникают два направления философии Нового времени:

Рационализм-это такая точка зрения, согласно которой познание мира происходит преимущественно через разум человека.

Представители этого направления: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц.

Эмпиризм-это такая точка зрения, согласно которой познание мира происходит преимущественно через чувственный опыт.

Представители этого направления: Френсис Бэкон, Джон Локк, Томас Гоббс.

Рационализм (Р. Декарт) и эмпиризм (Ф.Бекон)

Рационализм - одно из направлений философии Нового времени.

Рационализм-это такая точка зрения, согласно которой познание мира происходит преимущественно через разум человека.

Основателем рационализма Нового времени является Рене Декарт, т.к. самое главное для него – разум.

Рене Декарт (1596-1650гг. 16-17вв.) - французский философ, математик и физик.

«Я мыслю, следовательно, я существую»

Точка зрения Декарта-это дуализм, т.е. два начала-материальное и духовное. Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод. Метод дедукции - движение мысли от общего к частному.

Методы Декарта:

1.Начинай с простого и очевидного

2.Путём дедукции получай более сложные заключения из простых.

3.Действовать так, чтобы не упустить ни одного звена.

4.Расчленяй сложную проблему на составляющие частные проблемы.

Эмпиризм – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считающее источником знания опыт, прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент.

Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626), который, как и другие мыслители нового времени, был убеждён в том, что философия способна стать наукой и должна ей стать.

В сочинении «Великое Восстание Наук» Бэкон ратует за восстановление наук, причём отмечает, что восстанавливать следует не те или иные учения древних, а дух смелого поиска, присущий их создателям.

Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Своё отношение к науке он выразил в афоризме «Знание – сила», или (при более точном переводе) «Знание-власть». Бэкон любит повторять: мы столько можем, сколько мы знаем.

Представители НКФ (И. Кант; Г. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель).

И. Кант(1724-1804гг.).Родился и прожил жизнь в Кёнигсберг (Калининград)

Философия Канта делят на 2 части:

1.Докритический период

Характерен интенсивными методологическими поисками Канта и его разработкой естественнонаучных вопросов. Особый интерес представляют космогонические изыскания Канта. Основу его космогонической теории составляет концепция Вселенной, самопроизвольно развивающейся от хаоса к порядку. Для объяснения возможности формирования планетных систем достаточно допустить материю, наделенную силами притяжения и отталкивания, опираясь при этом на ньютоновскую физику. Несмотря на натуралистический характер данной теории, Кант был уверен, что она не представляет опасности для теологии. Большое внимание в докритический период Кант уделял также исследованию природы пространства.

2.Критический период

По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но, как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т. е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т. е. потусторонни, существуют вне времени и пространства.

2.Критика чистого разума

3 основные вопроса философии по Канту:

1.Что я могу знать?

2.Что я должен делать?

3.На что я могу надеяться?

Эти 3 вопроса можно свести к одному: «Что такое человек?»

Познавательный процесс делиться на 3 этапа:

3.Разум(В разуме есть несколько идей:идея Бога,идея свободы,идея бессмертной души)

2.Уровень рассудка(В рассудке происходит категориальный синтез.В нашем рассудке находятся формы.Понятия без ощущений пусты)

1.Уровень чувств(Всякое познание начинается с очищения.Оно оформляется в 2 формы:пространство и время)

Критика критического разума

Эмпиративы:

1 вид:Гипотетический эмпиратив

«Что я должен сделать,чтобы достичь?»

2 вид:Категорические эмпиративы (не предлагают цели)

«Как я должен... (поступать)?»

Категорический эмпиратив Канта: «Поступай так,чтобы максима твоей воли могла быть во все времена принципом всеобщего законодательства»

Иоганн Фихте

Развивал идею Канта о философии как науке, понимая ее как «учение о науке» - наукоучение. Считал, что философия – основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Наукоучение ориентировано на исследование условий познания. Фихте указал на противоречие понятия “вещи в себе”, - непознаваемой, не влияющей на мир явлений и в то же время заключающей в себе причину явлений. Устранив это противоречие, он стремился преобразовать критический метод Канта в субъективный идеализм. Для Фихте подлинная реальность – единство субъекта и объекта; мир- это “субъект-объект, причем ведущая роль за субъектом”. Центральное место занимает проблема свободы человека. Свобода – априорное моральное самоопределение, проявляется в деятельности человека. Свобода совпадает с абсолютной разумностью. Мы осознаем мир как реально существующий, и в этом смысле он продукт нашего разума. «Я» опровергает вещи. И это – основа нашей свободы, как следования долгу, нравственным правилам.

ФРИДРИХ ШЕЛЛИНГ

В центре его философских размышлений оказывается задача построить единую систему знания посредством рассмотрения специфики познания истины в частных областях. Все это реализуется в его “натурфилософии”, которая выступает в качестве попытки систематического обобщения открытий науки под углом зрения единого философского принципа.

В основе данной системы лежит представление “об идеальной сущности природы”, основывающееся на идеалистической догме о духовном, и материальном характере проявляющейся в природе активности”.Огромным достижением немецкого философа стало построение им натурфилософской системы, которая пронизана диалектикой в качестве своеобразного связующего звена при объяснении единства мира. В результате ему удалось уловить основополагающее диалектическое представление о том, что “сущность всякой действительности характеризуется единством противоположных деятельных сил. Это диалектическое единство Шеллинг назвал “полярностью”.В результате ему удалось дать диалектическое объяснение таким сложным процессам, как “жизнь”, “организм” и т. д.

ГЕГЕЛЬ

Его философию называют системой абсолютного идеализма.

«Всё действительное-разумно,всё разумное-действительно»

Гегель развернул такую систему,которая несёт в себе некий абсолютный дух.Абсолютный дух создал природу.В процессе развития природа породила человека,который в свою очередь получил разумную способность и стал познавать окружающий мир.Познавая природу, человек материальное делает идеальным,тем самым помогая абсолютному духу познавать самого себя.

Хитрость мирового разума.

Все мы люди разные,поступаем как хотим,на самом деле мы помогаем абсолютному духу познавать себя.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 655; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!