Софисты и Сократ. Антропологический поворот Сократа
Софистыбыли платными учителями. По этой причине они были вынуждены давать те знания, которые были нужны ученикам. В ту пору это была эвристика - искусство спора. Цель эвристики не поиск истины, а стремление доказать свою правоту окружающим. Софисты отрицали абсолютность добра и зла. Все относительно, добро и зло. Для тренировки в эвристике, софисты придумывали софизмы - внешне убедительные, но, по сути, ложные аргументы. Как и остальные софисты главная тема для Сократа - человек. В отличие от Софистов Сократ отстаивал абсолютность добра и зла. Зло не имеет антологического статуса. Зло это отсутствие добра. Мнение - субъективное отношение к объективной истине. Мы можем признавать или не признавать истину, но она существует независимо от нас. Истинное знание - это знание что есть добро и зло. Знание = добродетель. Знающий человек не творит зла. Сократа называют отцом диалектики. Под диалектикой понимается ведение беседы путем вопросов и ответов. Начиная беседу с очередным заезжим мудрецом, Сократ заведомо обозначал свою некомпетентность в теме беседы, просил научить его мудрости, тем самым располагая мудреца к себе. В ходе беседы Сократ начинал задавать вопросы. Часто получалось, что мудрец начинал противоречить самому себе. Кроме того, само задавание вопросов предполагает знание темы. Многих раздражала такая привычка, однако Сократ никого не хотел обидеть, просто Сократ ввел одно из определений истины (истина не должна противоречить самой себе).
|
|
С именем Сократа связан так называемый «антропологический поворот» в философии. Сократ видел назначение философии в познании самого человека и в содействии ему стать счастливым. Счастье человека заключается в добродетельной жизни. Чтобы жизнь стала добродетельной, человек должен познать самого себя, т.к. знание природы, Космоса не подвигает человека к счастью. Следовательно, философия должна учить мудрому образу жизни, а не многознанию. Сократ делает философию практической: философия должна учить человека нравственному поведению, побуждать его к правильным поступкам и действиям. О существовании разумной души мы узнаем через знание, которое продуцирует душа. Разумность души –ее способность познать –существует в форме знания. Таким образом, философия оказывается знанием о знаниях, а также знанием и о незнании: познать самого себя означает выявить и свое незнание о самом себе. Нельзя доказать те истины, которые излагают досократики. Главная мысль антропологического поворота заключается в следующем: «Познай самого себя». Философия Сократа –это философия поступка. Но философское знание только в том случае будет формировать добродетель и предохранять человека от дурных поступков, если оно само по своей сути, природе тоже будет нравственным. В этом случае философское знание послужит гарантией нравственного поведения. Философия, по мнению Сократа, не является плодом простой рефлексии, она результат нравственной деятельности. Значит, чтобы быть счастливым, надо познать самого себя. Знать самого себя –значит, знать свою душу, свой разум.
|
|
Учение о познании Платона. Философия Аристотеля.
Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания в теории Платона состоит в припоминании душой идей, которые она уже созерцала. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. В диалоге «Государство» впервые отчетливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея). Именно философы должны управлять идеальным государством. Вторым сословием должны быть бессемейные стражи – воины, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов..
|
|
Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) —древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Философию Аристотель делил на три вида: теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия"); практическую - о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую.
Философ выделяет три уровня души:
1. растительная душа;
2. животная душа;
3. разумная душа.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Он считает, что человек:
1. по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
2. отличается от животных наличием мышления и разума;
3. имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно последнее качество - потребность жить в коллективе — приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 9028; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!