Схоластика. Философия Фомы Аквинского
Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.
ТОМИЗМ – философское течение, основывающееся на учении Фомы Аквинского.
Фома Аквинский вошел в историю как крупный теологический философ средневековья, а также как систематизатор схоластики и основатель томизма – важного направления католической Церкви. При жизни он был доминиканским монахом. Его идеи используются и в современных философских, а также теологических учениях. Философия Фомы Аквинского дает возможность понять некоторые сложные теологические вопросы.
Философия Фомы Аквинского: Данный философ онтологическое существование Бога считал недостаточным. Им было составлено пять доказательств существования высшего разума: 1) движение. Все движимое кем-то двигается, а значит, есть какой-то первичный двигатель. Этот двигатель и называется Богом; 2) причина. Все существующее вокруг имеет свою причину. Первопричиной является Бог; 3) случайность и необходимость. Эти понятия взаимосвязаны. Первоначальной причиной является Бог; 4) степень качества. Все существующее имеет различные степени качества. Бог является высшим совершенством; 5) цель. Какую-либо цель имеет все вокруг. Цель имеет смысл, который ей придает Бог. Без Бога постановка целей была бы совершенно невозможной.
|
|
Философия Аквинского связана с проблемами бытия, Бога, а также всего сущего. В частности философ:проводит границу между сущностью и существованием. Данное разделение входит в ключевые идеи католичества;в качестве сущности философ представляет «чистую идею» явления или вещи, совокупность признаков, черт существующих в божественном разуме;сам факт бытия вещи он называет доказательством существования вещи;все, что мы видим вокруг, существует лишь по той причине, что это существование было одобрено Богом;Бог может дать сущности существование, а может ее этого существования и лишить;Бог вечен и необратим.все состоит из идеи (формы), а также материи;единство материи и формы – суть любой вещи; идея – это определяющее начало, материя – вместилище;любая идея является троичной – то есть она существует в разуме Бога, в самой этой вещи, а также в сознании человека.разум и откровение не являются одним и тем же;разум и вера всегда участвуют в процессе познания;разум и вера дают истинное знание;неистинное знание может появиться по той причине, что разум противоречит вере;все вокруг делится на то, что познать можно, и на то, что познать нельзя; разум способен познать только сам факт существования Бога;существование Бога, сотворение мира, бессмертие души, а также прочие подобные вопросы человек может понять только через божественное откровение;теология и философия – это совсем не одно и то же;философия объясняет только познаваемое разумом;божественное познает теология.
|
|
Философия Фомы Аквинского: историческое значение
Сюда можно отнести:
- доказательства существования Бога;
- систематизацию схоластики;
- проведение границ между существованием и сущностью;
- весомый вклад в развитие идей материализма;
- открытие божественных идей, предшествующих началу существования вещи;
- идея о том, что знание может быть получено лишь тогда, когда разум соединится с верой и перестанет ей противоречить;
- указание сфер бытия, постичь которые можно лишь через божественное откровение;
- разделение теологии и философии, а также представление философии как нечто подчиненного теологии;
- логическое доказательство целого ряда положений схоластики, а также теологии.
Учения данного философа были признаны Папой Римским (1878 год), и приняты как официальная идеология католицизма. Сегодня на его идеях базируется такое учение как неотомизм.
|
|
Философия итальянского гуманизма.
Возрождение — философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике — возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Балла), направленных против христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субьектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления — метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы.
|
|
Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную ((божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.
Философия Н. Макиавелли.
Николо Макиавелли (1469-1527), итальянский мыслитель. Главный труд – «Государь»
Политическая философия Макиавелли
Основные идеи:
1. Существование государства – объективная закономерность и необходимость (судьба).
2. Однако судьба лишь наполовину определяет наши действия. Остальное – зависит от нас самих, от личных качеств.
3. Государство постоянно изменяется в зависимости от соотношения борющихся сил: аристократии и народа.
4. Формы государства могут циклически повторятся при сходных условиях (монархия, республика).
5. Целью политики является обладание властью. Государство есть автономная система, независимая от морали, религии или философии. Государь должен заботиться о процветании и могуществе государства любыми средствами, не заботясь о соблюдении норм морали. Отсюда – допустимость в политике любых методов, включая насилие, убийство политических противников (ср. – Ленин, Сталин, Гитлер).
6. Нужды власти важнее морали, государство (как общее) важнее человека (единичное) – по аналогии с идеальным государством Платона.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 638; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!