Становление и специфика средневековой философии



Средневековым называют период исторического развития Западной Европы и Ближнего Востока со времени падения Римской империи до XIV- XVвв.. Философия этого времени:

Основных 2 источ-в:

1.древнегреческая философия

2.священные писания, которое повернуло философию в русло христианства.

Отличительной чертой философии средних веков являлось ее ярко выраженный религиозный характер. Религиозное мировоззрение теоцентрично.

Теоцентризм – это такое понимание мира, в котором историзм и причина всего сущего выступал бог, он центр мироздания, актив. и творич. начало. В основе гносеологии идея божеств. откровения.

Мировоззрение в соответствии с которыми Бог из лично сотворил живую и неживую природу, находящийся в постоянном изменении, называется креоционизм. Система взглядов в соответствии с которым всеми мир событиями управл. Бог, называется провиденциализм.

С IV в. религия распространяет свое влияние на все, формирование общественной жизни и прежде всего духовную.

В историю философия этого времени вошла под названием схоластика (символ оторван от реальной жизни).Представители средневековой схоластики – Фома Аквинский.

Доя философии этого времени была характерна борьба материализма и идеализма, она выражалась в споре реалистов и номиналистов по поводу того, что из себя представляет общественный понятие, т.е. универсальные.

Вывод: главной чертой средневековой философии является креационизм, т.е. ярко выраженный религиозный характер.

Патристика. Философия Аврелия Августина.

Средние века, охватывающие почти тысячелетие, мировоззренчески пронизаны христианскими представлениями о сущем. В IV в.«слово Божье» было провозглашено официальной религией, что позволило еесторонникам бороться с язычниками за утверждение новых ценностей. Еслидля язычника природа самоценна, самодостаточна и божественна, то дляхристианина Бог первичен, он вне природы, которая им сотворена. Истинноебытие — Бог, остальное — его творение. Всевышний сотворил мир из ничегоблагодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение называетсякреационизмом (лат. creatio — творение, создание). Истолкованием исходныхположений Библии занимались так называемые отцы церкви, деятельностькоторых по обоснованию христианства в философии называется патристикой.

Патристика — первый этап, начало концептуализации текстов Библии. Чтобыпослание Христа стало частью новой интеллектуальной традиции, необходимобыло собрать многочисленные тексты, материалы, документы, которыепоявились с середины I в. н.э., отделить истинные, настоящие тексты отненастоящих, выработать каноны, объяснить расхождения между различнымикнигами и т.д. Все эти и другие многочисленные проблемы композиционного,терминологического, содержательного характера решали отцы церкви.Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин. (354—430) — выдающийся мыслитель, вписавший заключительные страницы висторию духовной культуры Рима и всей античности своими многочисленнымитрудами и заложивший мощный фундамент религиозно-философской мыслисредневековья. Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идейи течений в области не только богословия и общей философии, но и научнойметодологии, этических, эстетических и историософских воззрений.Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Богавозможна вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, абытие вещей — из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога всоотношении с человеком, а человека — в отношении к Богу. Он осуществилтончайший анализ жизненного пути человека — разработал философскуюантропологию. Душа, согласно Августину, — нематериальная субстанция,отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении опроисхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма — творения душ новорожденных Богом. Креационизм (творение), сформулированный в Священном писании, осмысливается и комментируется крупнейшими мыслителями Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Августин настоятельно противопоставляет свои воззрения всем разновидностям пантеизма, т.е. единства Бога и мира. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца.По Августину, христианский Бог всецело овладел судьбой, подчинив ее своейвсемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его.Утверждая принцип бестелесности Бога, Августин выводит отсюда принципбесконечности божественного начала. Если Бог, говорит Августин, «отнимет отвещей свою, так сказать, производящую силу, то их так же не будет, как не былопрежде, чем они были созданы» («О граде Божием». XII. 25). Опираясь натексты Священного Писания, где говорится о доброте Творца, Августиндоказывал, что все сотворенное им в той или иной мере причастно к этойабсолютной доброте: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел втварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ исмысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учениеАвгустина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и обожественном предопределении. Суть этого учения заключается в следующем:без предопределенной божественной благодати человек не может иметьдоброй воли.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 496; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!